Джеймс Смит. Церковь и постмодернизм | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Джеймс Смит. Церковь и постмодернизм

smithСмит Д. Церковь и постмодернизм Как найти место в церкви Литару, Фуко и Деррида? - Черкассы: Коллоквиум 214 с., тв. пер., 130 х 200 мм.  ISBN: 978-966-8957-35-2  Издательская цена 65 грн.

В христианских кругах за постмодернизмом закрепился статус несомненной угрозы. Наиболее частые ассоциации, всплывающие в связи с постмодернизмом, это релятивизм, перспективизм и, в конечном счете, нигилизм. Однако в серии блестящих эссе, посвященных Жаку Деррида, Жану-Франсуа Лиотару и Мишелю Фуко, Джеймс Смит бросает вызов подобным интерпретациям. Он показывает, что постмодернизм с его вниманием к нарративной, текстуальной и укорененной в сообщество природе истины не просто дает христианству новый интеллектуальный инструментарий, но еще и позволяет ему вернуться в самый центр современной интеллектуальной жизни.Дмитрий Узланер преподаватель кафедры философии и культурологии Российского государственного медицинского университета

Для краткого описания книги Джеймса Смита я бы использовал словосочетание «доступно о сложном», так как считаю, что именно такая формулировка является самым подходящим выражением того, что попытался сделать автор c текстом, который вы держите в своих руках. Именно использование Смитом «приземленного» языка, изложение неоднозначных философских мыслей таких французских мыслителей, как Деррида, Лиотар и Фуко, доступным способом действительно дает уверенность в востребованности этой работы. Изложенные здесь мысли привлекут не только студентов богословских и философских факультетов, но и церковнослужителей, совершающих свое служение в постоянно меняющемся мире. Прихожанам, не имеющим специального духовного или светского образования, но желающим разобраться в том, как идеи постмодернизма могут послужить их вере, данная книга будет очень кстати.

Денисенко Анатолий преподаватель УЕСБ

1. ИЗ ПАРИЖА ЛИ ДЬЯВОЛ?

Постмодернизм и церковь

2. НИЧЕГО, КРОМЕ ТЕКСТА

Деррида, деконструктивизм и Писание

3. КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ВСЕ МЕТАПОВЕСТОВАНИЯ?

Лиотар, постмодернизм и христианская история

4. ВЛАСТЬ. ЗНАНИЕ. ДИСЦИПЛИНА

Фуко и возможности постмодернистской церкви

5. РАДИКАЛЬНАЯ ОРТОДОКСИЯ НА ПРАКТИКЕ

Предложение для «появляющейся» церкви

Джеймс Смит – преподаватель философии и директор Семинаров христианских исследований при Колледже Кальвина. Автор нескольких книг и редактор серии «Церковь и постмодернистская культура». Веб-страничка автора: http://www.jameskasmith.com/

Пишет http://knigoiskatel.livejournal.com/99570.html: В первой главе автор рассказывает о двух направлениях, которые существуют в современной церкви: постмодернизм - это яд проникающий в церкви и отравляющий их, другие видят в нем новое направление, которое оживит церковь. Яркой характеристикой постмодернизма есть сравнение его с хамелеоном, который принимает вид, который мы хотим видеть. Исторически сложно установить время зарождение постмодерна. Но по мнению многих исследователей, постмодерн исходит из Парижа и связан с тремя личностями - Лиотар, Фуко, Деррида.Почему люди боятся постмодернизма? Возможно причиной является то, что они слишком долго жили в модернизме. Модернизм был зациклен на индивидуальности и его веяние заметно в том, что люди заняты индивидуальным спасением дома. Церковь для них неважна.

Деррида "Нет ничего кроме текста" - фильм отражающий теорию Дерриды - "Помни". В 1967 году ввел понятие "деконструктивизм" - разбивать на части, разрушать. Деконструктивизм побуждает ставить под сомнение общепринятые толкования, которые часто представлены не как толкование, а как объективная истина. Благодаря этому можно узнать о менее известных, альтернативных толкованиях. Контекст, опыт и знания истолкователя служат системой взглядов, которые определяют значение рассматриваемого явления. Еще одно слово вводит Деррида - "реконтекстуализация" - "фраза может иметь одно значение в одном контексте и другое в другом". Еще одним важным моментом деконструктивизма есть толковательное сообщество, которое определяет критерии для определения верности толкования. Коротко говоря деконструктивизм - это толкование, которое определяется контекстом и толковательным сообществом.

Лиотар "Постмодернизм - это недоверие к метаповествованиям". Постмодернизм осторожно относится к науке, разрушает доверие к рациональности разума. Метаповествование - это великие повествования, в нем важен не размах, всеобщность повествования, а природа их утверждений, проблема не в историях, которые они рассказывают, а в том как они их рассказывают.

Фуко. Общество - это система институтов предназначенных для ограничения и давления индивида. Власть нужна для господства.

Эти теории существуют и они пробрались в умы людей. Плюс к этому такие люди ходят в церковь и вот здесь главная задача священника дать правильное направление этим мыслям. Книга помогла мне по новому взглянуть и оценить постмодернизм как целую систему. К тому же если правильно подойти, то применение этим идеям можно найти. Вначале модернизма боялись, но потом приняли, так будет и с постмодернизмом

Нравится