Взросление как путь к святости | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Взросление как путь к святости

Интересный текст из фейсбука, небесспорный, но имеющий, на мой взгляд, свои жемчужные зёрн
Талантливый канадский психолог Эрик Берн, открывший миру феномен великовозрастных инфантилов, "лягушек", которые неспособны к полноценному общению, а могут лишь "играть" в общение, совершил большую ошибку. Ошибку, впрочем, вполне понятную, ибо он сам - плоть от плоти той эпохи. Дело в том, что его "принцы" - это просто менее инфантильные "лягушки". Прекрасно описав феномен инфантильности, Берн не смог дать исчерпывающее описание феномена взрослости потому, что истинно взрослые люди уже тогда были в Канаде в большом дефиците.Другим препятствием, которое не позволило Берну решить эту задачу, было то обстоятельство, что он был евреем. А разницу между христианином и евреем исчерпывающе показал другой великий еврей - Мартин Бубер - в своей классической книжке "Два образа веры", которую должен прочитать каждый, стремящийся к Истине человек. Суть кратко такова: христианин должен совершить "прыжок веры". "Верую, ибо абсурдно", сказал Тертуллиан, и был абсолютно прав. Еврей по самому факту своего рождения в еврейской семье УЖЕ имеет все основания для веры в Яхве, с которым АВТОМАТИЧЕСКИ оказывается связанным договором. Он может его исполнять или не исполнять, но договор - вот он - не отвертишься. А вот потенциальный христианин обладает ПОЛНОЙ свободой, и чтобы заключить свой договор с Господом Богом, он должен УВЕРОВАТЬ.

Причём уверовать в реальность события, ну совершенно алогичного: что какой-то плотник, проповедовавший ради спасения всего человечества не власть имущим, от которых много чего в этом мире зависит, а ... практически бомжам. А после предательства одного из учеников и последовавшей мучительной казни, воскрес, самостоятельно выпутался из очень тугого савана, расшугал караул из десяти римских солдат, которые, это так на минуточку, вообще ни во что не верили, и своего начальника боялись гораздо больше, чем всех духов вместе взятых, ибо лишиться надела земли, полагающегося за добросовестную службу, это очень абидна и совсем неништяк. А потом вознёсся на Небо.

Берн не смог понять, что переход от детства к взрослости - это сродни "прыжку веры" христианина. Это не просто новообразование, а коренная, глубинная перестройка, преобразование ВСЕЙ человеческой личности в результате тяжёлого катарсиса - очищения через страдание.

Вспомним ещё разок, чем взрослый человек отличается от ребёнка.

1) Ребёнок верит в чудеса. Чудо для ребёнка - совершенно естественно. Посмотрите, сколько людей на нашей памяти тоже верили в чудеса: в мудрость вождя всех народов товарища Сталина, в чудо-оружие Гитлера, в "преимущества социализма", в термоядерный синтез, в "невидимую руку рынка", в МММ, в Марию Дэви Христос, в Бога Кузю, в Аум Синрикё, в уринотерапию, в мировой заговор рептилоидов. Взрослый верит только в Бога. Вера в Бога напрочь обесценивает ВСЕ ПРОЧИЕ ВЕРОВАНИЯ. Если человек одновременно ДУМАЕТ, что верит в Бога, и при этом бегает к гадалке, он инфантил. Его вера - детская. О ней написал прекрасно Зигмунд Фрейд в своей книжке "Будущее одной иллюзии", где описал, как фигура Бога в сознании такого незрелого человека заменяет фигуру Отца, и к нему обращаются не за СПАСЕНИЕМ ДУШИ, а за подачками вполне материального свойства. Именно с такой верой истово боролся Мартин Лютер.

2) Ребёнок - всегда законченный эгоист. Даже альтруизм ребёнка эгоистичен: это как выступление на воображаемой сцене, где его все любят и обожают. Взрослый человек не кидается из крайности в крайность: для него и крайний эгоизм, и крайний альтруизм - одинаково греховны и неприемлемы. Взрослый способен к эмпатии - сопереживанию, он способен "влезть в чужую шкуру", понять ДРУГОГО, пусть не принять, но понять. Это - основа полноценного общения как такового, именно ОБЩЕНИЯ, а не тех игрищ, которые так талантливо описал Эрик Берн - "я начальник - ты дурак" (или наоборот).

3) Взрослый способен к учёту одновременно множества факторов, он способен мыслить диалектически, если нет - то он ещё совсем не взрослый. Ребёнок с огромным трудом способен сложить два и два, он с большим трудом усваивает самые примитивные причинно-следственные связи. "Весь мир пересядет на "Теслы" Илона Маска и великому паханату дяди Вовы придёт конец!". За скобками остаётся, во-первых, то, что 90% редкоземельных металлов, из которых делают аккумуляторные батареи, расположены не в США, а в Китае, и их МАЛО, а, во-вторых, электричество из розетки получается от сжигания угля и газа, для добычи коих (и редкоземельных металлов тоже!) тратится огромное количество нефти, и если оная станет в дефиците, то и цена киловатта в розетке устремится в такие выси, что ездить на "тесле" можно будет только по большой нужде, в смысле, надобности. Умение учитывать одновременно множество факторов бытия, причём с меняющимся с течением времени удельным весом, для взрослого человека крайне важно, чтобы решать сложные моральные дилеммы (и даже трилеммы, если не тетралеммы), дабы спасти свою душу, дабы поступить наиболее богоугодным образом. Примером современным, драматичным, разворачивающимся прямо на наших глазах, является трагедия Украины. Ростислав Ищенко занят благородным делом просвещения ширнармасс - именно в деле овладения этим самым умением решать многофакторные уравнения, дабы не впадать в панику и не сучить ножками от того, что дядя Вова вот прям щаз не вынул и не положил.

4) Взрослый человек не боится смерти. Но и не призывает её. "Христос терпел и нам велел". Взрослый спокойно относится к тому, что рано или поздно придётся уйти в мир иной, а потому жить нужно так, словно умирать придётся завтра и одновременно так, словно жить будешь вечно. Не терять времени зря, и не бояться браться за большие дела. А вот ребёнок относится к смерти крайне непоследовательно: он её боится, ибо она стопудово прекратит земные удовольствия, а когда земная жизнь ничего, кроме неприятностей (зачастую сильно преувеличенных), не приносит, с лёгкостью неимоверной сводит счёты с постылой. Потому ничего особо сложного в работе групп смерти нет - ребёнок, подросток изначально, имманентно суицидален. Те, кто этого не понимает, - дебилы, а не психологи. Какая группа в нулевые собирала стадионы? - "My Chemical Romance". Полюбуйтесь.

Текст: https://en.lyrsense.com/my_chemical_romance/dead_

Какой жанр детского фольклора является обязательным номером во всех пионерлагерях после отбоя - страшилки, в которых самые близкие люди (мамы, папы, дедушки и бабушки) топят, жгут и всячески расчленяют несчастных деток, и взаимно.

Детская жажда смерти всеобъемлюща и проистекает из имманентного эгоизма и жажды халявы: вынь и положь. "Дайте то, подайте это, посадите на коня, ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ!" А если вдруг дитё не получает желаемого, особенно взаимности на любовном фронте, то тогда усё: зачем жыдь, если любимого нет рядом (как любимого плюшевого медвежонка вместо подушки). И тогда на почве этого душевного гноя рождаются подлинные шедевры.

Текст: http://www.amalgama-lab.com/songs/t/tokio_hotel/totgeliebt.html

5) Взрослый человек - это человек труда. Ребёнок может увлечённо трудиться только, если его занятие является его хобби, если с его помощью он тешит своё эго. И тут трудоголизм может быть на уровне патологии, шизофрении. Необходимость выполнять ещё и другую работу вызывает нескрываемое раздражение. Я в музыкальной школе корчил страшные рожи и матерился в голос при добрых моих наставниках, когда надо было играть "Во поле берёзонька стояла". Оцените взрослость барабанщика группы Tokio Hotel Густава Шефера, который в 16 лет невозмутимо говорит, что сначала нужно научиться играть то, что нужно, и только потом сможешь играть то, что хочется. Взрослый человек не делает из работы культа, но и не отлынивает от неё: надо - значит надо. А самое главное, взрослый человек ВНУТРЕННЕ готов к смене деятельности, и для него максима, что всякий труд почётен - не пустой звук. Мой отец - немелкий начальник в системе Госстроя СССР, инженер-гидростроитель - в лихие 90-е уже на пенсии (стремительно обесценившейся) пошёл трудиться простым жестянщиком в кооператив и меня с собой забрал. Из всех вариантов в эпоху всеобщего развала этот вариант оказался самым выгодным: с нами расплачивались сигаретами "Прима", а это было даже круче денег. Мой батя, построивший с десяток всяческих плотин и каналов по всему Союзу, не задрал носа, не ныл, никого не проклинал, а с нуля выучился сложному ремеслу жестянщика, где всё не так, как кажется на чертежах. И меня, аспиранта истфака, заставил и выучил. Царствие ему Небесное.

6) Взрослый человек способен к самоограничению сегодня, чтобы не склеить ласты завтра. Ребёнок в принципе не понимает, что такое ВРЕМЯ. Детское восприятие времени - мифологично и внепротяжённо. Пословицу "Если бы молодость знала, если бы старость могла" - молодые люди начинают понимать только тогда, когда перестают быть молодыми. Мой батя сурово отбирал у меня томик греческих авторов и за шкирку тащил на нашу стройку - коттеджик в частном секторе, приговаривая: "Учись, пока я жив". И учил - месить раствор, класть кирпич, штукатурить, пилить, строгать, сверлить, правильно рассчитывать сопротивление материала на уровне копчика. Пригодилось. На старости лет мне пришлось строить дом на новом месте точно таким же макаром - уже со своими спиногрызами, только вместо книжек - планшеты с игрульками - вечная битва.

7) Взрослый человек, напоследок, обязан обладать огромное силой воли. Взрослый властвует над своими страстями, он знает всех своих демонов, он смог их укротить и держать в строгой узде. "Учитесь властвовать собой" - говорил Онегин Татьяне, и та научилась, а вот сам Онегин - нет. Знание императива ещё не есть гарантия его исполнения. Взрослый человек ВСЕГДА должен держать голову холодной и не впадать в истерику. Истерика - это удел детей. Истерики бывают разные: внешние и внутренние, короткие и затяжные, но их суть всегда одинакова: "Хочу!". Сама Любовь - это тоже разновидность истерики - "Хочу именно ЭТОГО мальчика / девочку!" - она абсолютно аналогична истерике в отделе игрушек. Разница - лишь в красоте эстетического оформления. Культ Любви - это культ абсолютно инфантильного общества и инфантильной эпохи. Великая русская мудрость "Стерпится - слюбится" - для этих инфантилов недоступна для понимания и неприемлема. Инфантил не может понять, что ТЕРПЕНИЕ ПЕРВИЧНО, а вот любовь - вторична: если не стерпится, то ни фига и не слюбится, разойдётесь, как в море корабли, хорошо, если мирно, ибо нет в мире людей, которые подходили бы друг к другу как ключ к замку, нет! Притираться придётся.

То, что взросление для человека - это процесс крайне драматичный, можно увидеть из воспоминаний о войне Н.Н. Никулина, где он честно описывает, как он из книжного мальчика превратился в солдата: "В одну сравнительно тихую ночь, я сидел в заснеженной яме, не в силах заснуть от холода. Чесал завшивевшие бока и плакал от тоски и слабости. В эту ночь во мне произошел перелом. Откуда-то появились силы. Под утро я выполз из норы, стал рыскать по пустым немецким землянкам, нашел мерзлую, как камень, картошку, развел костер, сварил в каске варево и, набив брюхо, почувствовал уверенность в себе. С этих пор началось мое перерождение. Появились защитные реакции, появилась энергия. Появилось чутье, подсказывавшее, как надо себя вести. Появилась хватка. Я стал добывать жратву. То нарубил топором конины от ляжки убитого немецкого битюга — от мороза он окаменел. То нашел заброшенную картофельную яму. Однажды миной убило проезжавшую мимо лошадь. Через двадцать минут от нее осталась лишь грива и внутренности, так как умельцы вроде меня моментально разрезали мясо на куски. Возница даже не успел прийти в себя, так и остался сидеть в санях с вожжами в руке. В другой раз мы маршировали по дороге и вдруг впереди перевернуло снарядом кухню. Гречневая кашица вылилась на снег. Моментально, не сговариваясь, все достали ложки и начался пир! Но движение на дороге не остановишь! Через кашу проехал воз с сеном, грузовик, а мы все ели и ели, пока оставалось что есть… Я собирал сухари и корки около складов, кухонь — одним словом, добывал еду, где только мог".

Блез Паскаль - великий математик, один из первых создателей вычислительной машины - был настолько удручён тем открытием, что в сопоставлении со Вселенной он - ничтожная песчинка, что исписал по этому поводу много страниц. Он же и преодолел эту страшную коллизию - он УВЕРОВАЛ, о чём написал в пронзительном "манускрипте Паскаля". Это для Вселенной ты - ничто, а для Бога - ты важен, как все разумные существа, наделённые свободой воли и нравственным чувством, даже паукообразные шипокопытные зилоты системы миров Айур.

А теперь сложите в уме все признаки взрослости, и оцените честно, всем ли вы соответствуете. "На всякого мудреца довольно простоты". Можно в чём-то быть очень даже достойным зрелым мужем / женщиной, а в другом - капризным дитятей с наивностью на грани глупости. Присмотритесь к соседям, друзьям, родне. Составьте табличку. Ну и каковы итоги? Сколько взрослых по всем вышеупомянутым семи параметрам? А их больше семи, однозначно.

Взрослый человек обладает иным чувством юмора. Оно гораздо более компактное. Взрослый человек не будет смеяться на подавляющим большинством нынешнего теле-юмора: ну разве что с нехилой грустинкой. Это и неудивительно: "Многие знания - многия печали". Напомню, что как писал великий русский еврей Арон Яковлевич Гуревич, некоторое время общаться с которым я имел неоценимое счастье, смех на протяжении всей известной письменной истории человечества был средством преодоления страха, а не тупым ржанием школоты над всем и вся.

И вот итожа скажу - взрослых людей чрезвычайно мало. Особенно в нашем расхристанном обществе. И если вспомнить жития православных святых, то в значительном их числе можно увидеть не каких-то там блаженненьких фриков, а истинно ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ. Александр Невский, Сергий Радонежский, Фёдор Фёдорович Ушаков - это ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ.

Вот потому я выдвигаю свою культурологическую версию, что путь взросления не совпадает полностью, разумеется, но структурно близок, как первый этап, с дорогой к святости, дорогой к Богу.

Атеисты - ВСЕГДА инфантилы. Даже если они академики.

[Источник]

k_fon_shwahgeim wrote in uctopuockon_pyc
Max Van Sinndler пишет в putin_slil

 

 

Нравится