В.Архипов. Сакральное пространство | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

В.Архипов. Сакральное пространство

Рубрика: гипотезы
 СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ (начало)
Как пишет святитель Филарет (Дроздов) в своем труде, посвященном разъяснению Книги Бытия, «не вся Земля была Раем, но Рай был как бы столицею ее, ибо Адам после падения изгнан из Рая возделывать Землю. Нельзя утверждать, что следы Рая совершенно изглажены Потопом или другим образом, ибо подробности, в которые входит Моисей о его местоположении, утверждают противное. Он полагает Рай в Эдеме, стране, которую, по указанию других священных книг, с вероятностью можно искать около Месопотамии, Сирии или Армении, на востоке, в отношении к стране, в которой он пишет, или к земле обетованной, которую имеет в мыслях» [1].

Рай. Фреска. 1263 г.
Из Священного Писания известно, что Эдем – это относительно обширная страна, в центре которой находился Рай, как особое пространство, предназначенное для обитания первых людей. У многих народов мiра встречаются предания, неопределенно указывающие на восток, как на место первобытного обитания людей. О реальности существования Рая и его местонахождении говорили многие ученые, стоящие на религиозных позициях мiропознания: «...сопоставляя данные Библии с открытиями новейшей ассириологии, положение библейского Рая уместнее всего определить в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на север и Персидским заливом на юг. По заключению целого ряда выдающихся ученых (Ролинсона, Шрадера, Делича, Якимова и др.), библейский ган-Эден тождественен с gan-idimi ассирийских клинообразных текстов и, следовательно, лежал в области южного Вавилона» [2].
Но современной науке доступ к точному определению местонахождения Рая прегражден, как некогда был прегражден вход в этот город согрешившему Адаму.

Шумерские «Адам и Ева». Терракотовый рельеф нач. II тыс. до Р.Х.
Итак, сотворив первого человека, Бог водворяет его в особо приготовленном месте земли, «в саду Едемском» (gan Eden по-еврейски), или в «раю сладости» по греческому и славянскому текстам Библии. «Такая разница смыслового перевода этого слова произошла от того, что переводчики еврейское слово Eden, означающее собственное имя страны, приняли за созвучное с ним нарицательное, которое и перевели словом – “удовольствие или сладость”. Равным образом и еврейское слово gan, что значит место, огороженное решеткой (откуда происходит слово “сад”), переводчики заменили греческим словом "парадиз", взятым в свою очередь из персидского языка и означающим земляной или каменный вал, окружающий место прогулки, откуда и название этого места – сад или парк. В других местах Библии Рай называется “садом Божиим”, или “садом Едема”, или же, наконец, просто “Едем”»[3].

Карта Рая из Силосского Апокалипсиса. XII в.
Эквивалентность словесных образов «страна», «сад» и «город» для архаического мышления выражена уже в языковом образе пространства, как «отовсюду огороженного». Например, славянское град означает и «город», и «ограда», и «сад, огород» (вертоград).
Краткое описание географии Рая, имеющееся в Библии, дает нам представление о нем, как о саде, расположенном в центре мiроздания, ограниченном, т. е. имеющем некую форму, с протекающей через него рекой и растущим в центре Древом Жизни. Вот те немногие географические сведения об иконе первого священного пространства на земле, центре единения материального и духовного мiров, из которого, по замыслу Божию, должно было распространиться потомство первых людей для того, чтобы обустроить, т. е. сакрализовать или освятить наследованную землю, превратив ее в подобие Рая по образцу Эдемского сада-города.
Лишившись своего прежнего идеального во всех смыслах этого слова местообитания, первые люди поселились “к востоку от Эдема”. Эта первая внерайская страна стала колыбелью человечества: здесь появились первые рожденные люди.

Раскопки середины XX века, проводившиеся на берегу Персидского залива, открыли человечеству город Эриду, существовавший еще до Потопа. Самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н.э.
Ближайшая территория была впоследствии заселена потомками Адама, образовавшими т. н. шумерийскую (сумерийскую) цивилизацию – древнейшую из известных в мiровой археологии. Из трех городов, входящих в нее, главный и первый в мiре город – допотопная столица Месопотамии Эриду. Этот город был священным местом проживания потомков Адама, что зафиксировано и в его названии Иер-Иду (Иер священный [4], фонетически перешедшее позднее в Эр). Раскопки середины XX века, проводившиеся на берегу Персидского залива, открыли человечеству этот город, существовавший еще до Потопа. Храм, обнаруженный на территории Эриду археологами, является самой древней в мiре религиозной постройкой (ок. 5000 лет до н. э., что согласовывается с библейским летоисчислением, ведущим нас к началу времени сотворения мiра). Первые поселенцы, поселившиеся в Эриду, «воздвигли недалеко от моря на холме квадратное святилище, площадью всего около 3 кв. м. [...] В результате седьмой перестройки святилище превратилось в обширный храм... включавший в себя... останки более древних святилищ»[5].

Икона Отечество (Троица Новозаветная)
Этот первый жертвенник-квадрат на вершине холма, заключенный в стены более поздних построек, находившийся в центре города, своей формой мог соответствовать только реальному, некогда виденному Адамом (до грехопадения) небесному огнезрачному Престолу, о котором он мог рассказывать своему потомству и который, в свою очередь, послужил образцом для всех последующих культовых построек как до-, так и послепотопной цивилизации.
              ***
Библия свидетельствует, что в основание мiра была заложена красота, к которой человек был изначально причастен, и потерянный Рай – это образ утраченной красоты. Вся человеческая культура пронизана поиском красоты, и История нашей цивилизации может быть представлена как постоянный путь от потерянной красоты к красоте взыскуемой, на котором человек осознает себя участником в Божественном созидании, естественно, при условии, что он стремится к воспроизведению духовного образца. Покинув Эдемский сад, человек возвращается в город-сад – Небесный Иерусалим (Откр.21:2). И этот последний образ, венчающий все мiроздание, есть образ красоты будущей, о которой сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).
(продолжение следует)
---------------------------------------
Примечания:
[1] Филарет (Дроздов). «Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык». Кн. I. С. 39. Репринт.
[2] Толковая Библия или Комментарии на все Книги Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина. Т. I. С. 20.
[3] Там же. С. 18.
[4] Иер- входит в сложно-составное название города Иерусалим, которое в одном из вариантов переводится как город священного мира, где шалим, шалом означает мир.
[5] Гордон Ч. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М. 1956. С. 180.
----------------------------------------
© Архипов В.В.

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ (продолжение 1)

(Выделения по тексту - авторские).
Для большей части человечества географическим центром сакрального пространства мiра на протяжении многих веков является земля Палестины[1] – «обетованная земля», ставшая Святой после вхождения в нее народов Израиля. После Рая это – вторая в Истории человечества Святая земля.
Но вхождению Божьего народа в землю Палестины предшествовало почти сорокалетнее странствование израильтян по пустыне, сопровождавшееся постоянными чудесными знамениями, служившими к утверждению правильного вероисповедания и к установлению особой формы богослужения, которая совершалась в особого же рода переносном храме – Скинии свидения.
Как Правитель, Царь и Первосвященник Своего народа, Господь должен был иметь и особое место Своего присутствия, каковым и стала Скиния.
Слово «Скиния» представляет собой пример фонетического искажения при переводе, сопровождающегося смешением смыслового понятия. Изначальное еврейское слово שְכִנָה [Shkhina] — Шхина, производное от לִשְכֹּן [lishkon] — обитать, означает «Божественное присутствие». Как раз Ковчег Завета, который располагался во внутренней комнате священного шатра, и был материальным свидетельством присутствия Невидимого Бога. Это слово заменяет в греческом переводе слово «Скиния». Еще одно из значений слова - подвижный шатер, переносная палатка, жилище, обитание, поселение.
Она была сделана по особому образцу, таинственно показанному Богом Моисею на горе Синай. По своему устройству она делилась на три части: внешний двор, святилище и Святая Святых. Внешний двор представлял собою правильный четырехугольник,
пространством в 100 локтей длины и 50 ширины; он был обнесен со всех сторон загородкой в пять локтей высотою и имел входную дверь с восточной стороны. В передней части двора находился жертвенник всесожжения, на котором приносились все жертвы, кроме жертвы за грех, приносившейся вне стана. Между этим жертвенником и самой Скинией находилась медная умывальница, содержавшая в себе воду для омовения священников. Затем дверь вела в саму Скинию, в ее первое

Ковчег Завета
отделение, т. н. святилище. Оно занимало две трети всего пространства Скинии и представляло собою вторую (после внешнего двора) ступень в постепенном приближении к соприсутствию с Богом. В нем содержались три особые принадлежности: 1) жертвенник кадильный, находившийся в самой середине святилища, 2) трапеза по правую и 3) светильник по левую сторону. Святое Святых занимало 1/3 всего пространства Скинии. Внутренность этого отделения была погружена в непроницаемый таинственный мрак. В нем находилась одна, но самая священная принадлежность – Ковчег Завета, который был сделан из дерева ситтим и представлял собою небольшой прямоугольный ящик в 2 1/2 локтя длины и по 1 1/2 ширины и высоты, внутри и снаружи обложенный чистым золотом. На золотой крышке помещались два херувима со склоненными друг к другу лицами и соприкасающимися крыльями и между ними находился Престол Иеговы [2], «обитавшего между херувимами».
Расстояние между входом во двор и входом в Скинию было ровно вдвое больше, чем расстояние от входа в Скинию до западной стороны ограды, т. к. святилище занимало последнюю треть всего огороженного пространства. Это находит себе также подтверждение в символизме всех частей описываемого сооружения. Одна стена ее была обращена к югу, другая к северу, а задняя – к западу. Возвышалась Скиния на высоту, равную ее ширине. Лицевая сторона Скинии, по свидетельству Иосифа Флавия, была обращена к востоку, «для того, чтобы лучи восходящего солнца раньше всего могли проникать внутрь нее». Но некоторые считают, что в этом месте иудейский историк ошибается, т. к. вход в Скинию был постоянно закрыт завесою. «Разделив внутренность Скинии на три части, Моисей поставил в расстоянии десяти локтей от задней стены четыре колонны, сделанные наподобие всех остальных столбов и покоившиеся на таких же основаниях, причем промежуток между этими колоннами был самый незначительный. Помещение за этими колоннами до задней стены представляло Святая Святых, куда лишь раз в год имел право войти первосвященник, тогда как остальное пространство Скинии было открыто доступу священнослужителей. Такое распределение Скинии знаменовало собою изображение всего мiроздания: третья часть ее, которая отделялась четырьмя колоннами, изображала небо, как место пребывания Господа Бога, остальное же пространство в двадцать локтей было открыто для одних священнослужителей наподобие того, как земля и море доступны человеку» [3]. Из этой последней части половина ее соответствовала земному мiру, другая – подземному пространству, области умерших и погребенных, иначе – шеолу.
Таким образом, Скиния являла собою икону Божественного мiроздания.
Поставленная в центре еврейского стана и организующая его священное пространство, Скиния символически указывала на присутствие Иеговы среди Своего народа. Она была первым храмом ветхозаветной Церкви, и вследствие этого всем своим устройством прообразовывала Церковь новозаветную, как место, где человечество, искупленное Христом, вступает в теснейшее общение и соединение с Богом. Вход в Скинию с востока символически означал, что ветхозаветная Церковь еще только ожидала явления Солнца Правды (Мал. 4:2) – Христа. Таким образом, несмотря на западную пространственную ориентацию, смысловой акцент Скинии был обращен на восток. Во двор Скинии могли входить вместе с иудеями и язычники, и этим предзнаменовалось будущее призвание всего человечества в спасительную ограду Церкви Нового Завета.
Через два года после выхода из египетского плена весь израильский стан отправился в путь по указанию особого облака присутствия Господня, которое поднялось над Скинией и шло впереди народа Божия в виде светящегося столпа, указывая направление движения. Как это описано в Священном Писании, порядок передвижения израильского народа по Синайской пустыне представлял правильно организованную армию, разделенную крестообразно на четыре части, по три полка из колен Израилевых в каждой. В центре образованного четырехугольника находились Скиния, священники и все колено левитов.
По окончании странствования евреев по обетованной земле Скиния была поставлена в Галгалах (Нав.4:19), затем перенесена в город Силом, а оттуда – в Номву (1 Цар.21:1-9). С возведением в Иерусалиме храма Соломона, который, подобно Скинии, также являлся моделью мiра, Ковчег Завета со всеми священными принадлежностями переместился в новосозданный храм. С этого момента Скиния более не упоминается Писанием. (Подробнее об истории Ковчега Завета и его поисках современными археологами см. здесь: Часть 1, Часть 2).

Иерусалимский Храм
Трехкратное перемещение народа Божьего и Престола Вседержителя по обетованной земле перед окончательным водворением в Святом Граде Иерусалиме – исторический прообраз движения новозаветной ойкумены – Церкви-Царства перед ее вхождением в новую «обетованную землю» – Царство Небесное и новый Иерусалим (Откр.21:2) в конце земной Истории человечества.
(продолжение следует)
----------------------------------------------------
Примечания:
[1] Название Палестина происходит от имени потомков Ханаана – Филистимлян.
[2] Иегова (Сущий, Господь) – одно из имен Божьих в еврейской традиции.
[3] Флавий Иосиф. Иудейские древности. М. 1994. Т. 1. С. 151–154.
----------------------------------------
© Архипов В.В.
https://www.facebook.com/arhipovvv?hc_ref=NEWSFEED&fref=nf
Нравится