Игумен Михаил, настоятель монастыря св. Петрока, Тасмания (РПЦЗ МП). Западный обряд в Русской Церкви стран Запада  | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Игумен Михаил, настоятель монастыря св. Петрока, Тасмания (РПЦЗ МП). Западный обряд в Русской Церкви стран Запада

В течение первого тысячелетия христианской эры Православная Церковь имела свою ветвь Западного Обряда, действовавшую во всех странах Запада. У нас есть свидетельство епископа Дорофея Тирского, что в 37 году по Рождестве Христовом, всего через несколько лет после Распятия Христа, и за несколько лет до того, как св. Апостол Павел основал Греческую Церковь, Церковь в Тире послала св. Аристовула, одного из семидесяти, как епископа в Британию. Он поселился в Западной Стране Британских островов до нашествия римлян, и Церковь процвела на Британских островах, в Бретани и в Бельгии. Есть свидетельства, что британские епископы собирались на большие соборы Вселенской Церкви и выражали согласие с постановлениями соборов все первое тысячелетие.

Мы также знаем, что Британская Церковь не была очень близка к Римским папам - св. Давид и его предшественники, и его последователи как первоиерархи в Британии искали рукоположения не в Риме, но в Иерусалиме, поскольку Британская Церковь почитала Иерусалим, где жил Христос, более важным, чем Рим. Уайтенагамот - первый Парламент Британии, дважды в конце первого тысячелетия издавал законы, запрещающие клиру обращаться к Римским папам.

Британская Церковь осталась в Православии, пока Римский папа не заплатил норманнам, чтобы они вторглись в Британию в 1066 году и заменили всех епископов и игуменов теми, кто лоялен папе.

Конечно же, нам известно, что после Великого Раскола Западный обряд сохранялся в Амальфийском монастыре на Горе Афон, а также в Константинополе и Иерусалиме в течение, по крайней мере, двухсот лет. Затем он постепенно исчез из Восточной Церкви по причине отсутствия новоприезжих с Запада.

Русская Церковь возродила Западный обряд в Православии в 1870, начиная с литургии св. Григория, специально предназначенной Синодом для служения в Англии, и она остается благословленной литургией для Западного обряда в Русской Православной Церкви. В 1890-е годы первый приход Западного обряда был принят в Америке. Затем, 30 лет спустя, Архиепископ Тихон (Белавин), позже ставший Патриархом Московским Тихоном, просил Синод в России одобрить службы, взятые из Книги Общей Молитвы Англиканской церкви. Синод учредил комиссию, которая включала архиепископа Тихона и епископа Сергия (позднее митрополит и патриарх). Комиссия в 1907 году приняла решение, что любой епископ может "право править" службы, созданные на основе Книги Общей Молитвы и это решение дало основу для таких богослужебных последований. В 1920-е годы и в Чехословакии, и в Польше имелись приходы Западного обряда, основанные Московским Патриархатом, Русской Зарубежной Церковью или Сербским Патриархатом. Затем в 1936 году Московский Патриархат основал Православную Церковь Франции Западного обряда, а после войны архиепископ Иоанн (святой Иоанн Шанхайский) рукоположил для них епископа Западного обряда.

Иногда св. Иоанн Шанхайский иногда сам служил по Западному обряду, что также иногда делал и митрополит Антоний Сурожский, как и некоторые другие иерархи.

В 1962 году Русская Православная Церковь в Америке приняла с Западным обрядом монастырь Девы Марии Маунт Рояля (он существует и поныне во главе с игуменом Давидом). Первый игумен монастыря Маунт Рояля Августин работал над текстом литургии 1870 года и выработал окончательную версию этой литургии.

Синод РПЦЗ определил, что все приходы Западного обряда по всему миру будут находиться под омофором Первоиерарха Митрополита Иллариона. Митрополит Илларион очень поддерживает Западный обряд и имеет глубокое знание Западной литургии. РПЦЗ очень консервативна политически, нравственно и богословски, и Западный Обряд в РПЦЗ сохранялся монашеством все последнее время. Сегодня все эти монастыри подчиняются непосредственно Первоиерарху РПЦЗ. У нас есть Кристминстерский монастырь в Канаде (Гамильтон, Онтарио) с двумя зависимыми миссиями, возглавляемый игуменом Джеймсом, монастырь Пресвятой Девы Маунт Рояля в Америке (Джеконсвилл, Флорида), возглавляемый игуменом Давидом с двумя подчиненными миссиями и монастырь св. Петрока в Тасмании во главе с игуменом Михаилом с восемью подчиненными миссиями (две на Филиппинах, две в Англии, две в Америке и две в Австралии) кроме еще одного скита в Англии и скита в постройке в США. Кроме того есть приходы Западного обряда и двухобрядные приходы в США в прямом подчинении Митрополита Иллариона.

В 1998 году митрополит благословил монастырь св. Петрока составить первый служебник Западного обряда в Русской Зарубежной Церкви. В 2003 году митрополит одобрил служебник Святого Колмана, в составлении которого он сам принял участие. Этот служебник сейчас используется в трех американских епархиях, в Англии и Австралии, а также он был частично переведен на французский. Этот служебник содержит все службы, которые священник обычно совершает в течение всего года, включая три версии Божественной Литургии, и он может использоваться, как упрощенный западный служебник. Он включает древнюю британскую Сарумскую литургию, которая датируется временем задолго до Великого Раскола, "Английскую литургию", происходящую от древней британской Сарумской литургии, которую некоторые литургисты считают одной из лучших литургий Запада, а также содержит версию игумена Августина литургии св. Григория. Все три имеют идентичные эпиклезы, взятые из готического служебника первого тысячелетия.

В 2009 году митрополит Илларион сделал монастырь святого Петрока ответственным за православную миссию Западного обряда в Англии. Мы организовали две начальные миссии в Англии в этом году (мы отчаянно ищем клириков в Англию, особенно опытного клирика для помощи в миссии). В Англии наша цель - начать сильный процесс восстановления древнего Православия, что было сделано нашими предками в первом тысячелетии. Мы, православные, использующие Западный обряд, православны во всем. Единственно чем мы отличаемся от наших восточных братьев - это чинопоследованием литургии. Во всем остальном: в нашей вере, нравственных положениях, мы совершенно едины со всем Православием. Особенностью является то, что почти все принадлежащие к РПЦЗ последователи Западного обряда - убежденные антиэкументисты и очень консервативны в богословии, по сравнению с православными Западного обряда в других Поместных Церквах.

Мы очень благодарны Русской Церкви за данную нам возможность восстановить наше Православие, которое мы можем выражать в нашей родной культуре. То, что Синод Русской Церкви вместе со святыми и иерархами помогает нам, в наших глазах отражается как чудо. Мы видим, как происходит преодоление этнической замкнутости и этим нам дается шанс восстановить наше Православие, отнятое от нас захватнической армией тысячу лет назад.

Недавно Русская Церковь вновь вернула наших дораскольных западных святых в свой календарь. Это событие является большой помощью нам в православном Западном обряде.

Западный обряд имеет одно огромное значение для Православия - он миссионерский! Он по необходимости действует как миссионерское оружие для приведения в Православие людей, отошедших от любой ветви христианства. Он действует в секуляризованных обществах Запада, чтобы привести людей к исконному христианству. Конечно же, он принимает людей, разочарованных в западных церквях с их женским священством, гомосексуальным клиром и совершенно богохульными формами "молитв". Монастыри Западного обряда в РПЦЗ - все действующие миссии, как например миссии Западного обряда РПЦЗ на Филиппинах, как последнее миссионерское развитие в стране, где Православие не было никак представлено в прошлом. Верующие и клир Западного обряда в Русской Церкви - все ориентированы на миссию и стремятся привести западных жителей к Православию. Мы хотели бы стать главной силой в деле призыва Европы к ее христианскому наследию и мы горячо поддерживаем Патриарха Кирилла в его словах, обращенных к Европе. Западный обряд в РПЦЗ активен и в интернет, где мы имеем порядка двенадцати веб-сайтов, направленных на привлечение людей к нашей миссионерской работе и знакомства их с Православием.

Мы надеемся, что Русская Церковь будет продолжать помощь, которую она оказывала нам последние два столетия и поддержит нас молитвой своих церквей и монастырей, в то время как мы прилагаем наши усилия для возвращения Православия в западные земли и западную культуру.

Игумен Михаил, настоятель монастыря св. Петрока, Тасмания (РПЦЗ МП)

Источник:  http://www.otechestvo.org.ua/main/201010/1122.htm

Нравится