Ликвидация РПЦЗ. Часть первая. 1945год | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Ликвидация РПЦЗ. Часть первая. 1945год

сергий

Этот сборник издательства Московской Патриархии 1947 года попал мне в руки недавно. Тексты его известны всем интересующимся историей отечественной Церкви двадцатого века. Естественно, что мое внимание привлекла внимание глава о РПЦЗ, об её ликвидации, как авторам тогда, в августе-октябре 1945года, казалось окончательной. Решил главу эту набрать для Вас, не найдя ее в ин-те. Когда Вы ее прочтете, то поймете, несомненно, какие чувства испытывал я пробираясь через этот текст исполненный  лжи и фарисейски-елейных здравиц. Разрешите предварить публикацию этого исторического документа своим комментарием.

Прежде всего, поразил однооснОвный, единоОбразный сценарий «ликвидации РПЦЗ» что в 1947 году, то и в 2007-ом. Здесь можно выделить три основных блока послужившие для успеха  тех операций.

1) И в 1945-ом, и в 2007-ом больше всего внедрялось в сознание «оперируемых» прежде всего то, что внешние политические обстоятельства вкруг Церкви Российской изменились к лучшему. И в докладах митр. Николая (Ярушевича) перед эмигрантами в 1945 году, и в незабвенном докладе еп. Евтихия (Курочкина) перед Синодом РПЦЗ об итогах Собора МП 2000 года использовался один и тот же прием: «изменились отношения Государства и Церкви - изменится Церковь!», и почему-то, несомненно, к лучшему. Психологический прием - трюк софистический! Но сработал! Хотя понятно, что изменения внешние не обязательно всегда жёстко связаны с изменениями внутренними. Да и могут ли быть изменения в Церкви - ведь она – «столб и утверждение Истины»? И вот: В 1945- «Церковь - свободна, духовные школы открыты, открываются и монастыри», и в 2000-ом - «купола золотятся, книжки издаются и «Социальная концепция МП» угрожает Государству суверенностью…».

2) И в 1945 году, и в 2007 году было время, когда массово внедрялось в сознание, что наступают новые времена, веют ветры перемен, что все будет иначе, что русские встают с колен и побеждают, что хотя еще множество недостатков, но бодрыми усилиями нашего многострадального народа мы все устроим и к «Лучшему», что настала, наконец, пора возвращаться – и уже нет оправдания обособленности. В этом всенародном труде так будут необходимы любовь к Отечеству русских эмигрантов, их умение и опыт, их сострадательная любовь к несчастному, «оболваненному» своему народу. И это все верные мысли, о сыновней любви к Матери-Родине и проч. Но в России управляла не «Мать-Родина», и не «Мать–Церковь», а правили правительства Сталина-коммуниста и в 2000-х Путина-президента от олигархов. Но об этом старались говорить поменьше. Мифическое сознание победило здравый смысл. Образы «России» и «Русского Народа», с помощью искусной пропаганды, выросли, в нарушение второй заповеди, в какие-то гигантские царственные персоны наделенные разумом и душой. Вот этим кумирам и должен был послужить эмигрант - «другой русский», накаченный наркотиком патриотического энтузиазма. Этот самый угар и стал нужен на время ликвидации РПЦЗ под видом «Возвращения к Матери-Церкви». Дым развеется, но дело сделается…

3) Третьим блоком ликвидационной компании, к сожалению, так эффективно, задействован был национальный миф об исключительном перед всеми другими «богоизбранничестве, мессианстве русского народа». Здесь, я уже слышу мощный вой гнева от маленькой группки  патриотов мира сего, но нам хочется понимать по существу, а не только национально чувствовать. Не смешать Божий замысел о народе с геополитикой государства этого народа мудрено и в научном кабинете, а вот спекуляции на почве национальных преимуществ перед другими в смеси с мессианством в сфере политической пропаганды дают страшной силы взрывную и пьянящую смесь. Представить до не различения "Россию" как «Святую Русь», затем Российскую Империю- как «Святую Русь», и далее СССР и РФ - как Россию, и, стало быть, как Святую Русь, но под другим названием…. Фокус–покус в умелых руках политтехнологов и "русских идеологов" прямо на наших глазах превращает наши религиозные устремления к Царству Бога в национально-патриотический долг перед Отчеством «в не зависимости от идеологии правительства», в обязанность каждого верного христианина теперь вменяется соблюдать геополитические интересы "Святой Руси", под каким бы она земным правлением ни состояла. Обмануть нас немудрено - всякий, по немощи, предпочитает своих и опасается чужих. Раздуть эту "слишком человеческую" слабость в Политическое, в систему «свой-чужой», «наш-враг»- дело известной техники… Да и более того – в "патриоты" загонят и угроза  прослыть русофобом, не имеющим любви к "православному" отечеству, и  предателем объявят, а, и что там, и во враги запишут, да и во враги Божии.

Ныне РПЦЗ еще существует, пережив две ликвидационные компании. Внешние обстоятельства и признаки определенного свойства внутри Церкви заставляют с тревогой обнаружить очень похожие на 1945г. и 2007г.  признаки действий по ликвидации РПЦЗ. Слабости, пристрастия наши прискорбно все те же, но и диавол однообразен  в своих приемах. Вот признаки позволяющие, как кажется, говорить что началась «Ликвидация РПЦЗ. Часть III»:

1) Границы Церкви. Мы знаем историю МП многие десятилетия и видим МП своими глазами сейчас. Кто сможет утверждать явно, что МП обновляется, очищается, исправляется и стыдится своих прежних и настоящих  своих церковных грехов? Но РПЦЗ по традиции принимала в сущем сане священнослужителей из МП (при определенных требованиях). Нам говорят это достойнейшие, образованнейшие, совестливые пастыри, которые, не смотря на десятилетия пребывания там и заслуженные церковные награды, полученные там, вырвались, наконец, и братски нами принимаются как СВОИ, но лишь до времени находившиеся там.… Вот и теперь в МП, возможно, есть «будущие свои», достойнейшие, но «до времени непроснувшиеся». Поэтому, возможен некий вариант «внеюрисдикционного союза». Договоренность о взаимном признании Св. Таинств, сначала, всех «осколков» РПЦЗ, а за тем далее МП (РПЦЗ) - вот и уния готова! Тем более что быть честным пастырем на месте своем ни кто не запрещает. (Но- это всего лишь(!) угрозы и гипотеза.)

2) Мотивы перемен.  Массовая пропаганда в Российской Федерации евразийского патриотизма, ее вездесущность и назойливость и в известной степени профессионализм не заметить нельзя. Что это коммунистическая агитация? Может это русский национализм? Или это Либерал-демократизм? Нет -  это строится Цивилизация - «Новый Русский Мир - Евразия»! Нечто новое, свежее, особенное, но, одновременно и традиционное «наше»! «Кто не с нами тот против нас!»- девиз угрожающий! Пленить "русской весной", если возможно и избранных, использовать построение этой «противостоящей цивилизации» миру Европы и Америки, выступить вооруженным защитником, хотя и не явной, но, как «обещано», «грядущей России» - это ли не искушение которое непременно будет использовано для разделения членов РПЦЗ на «атлантистов» и «евразийцев».  «В «союз русско-евразийского народа»!» для начала чад разных церковных юрисдикций, а потом и  в одну.… (Это лишь возможные угрозы и гипотеза.)

3) Войны за геополитику «града возлюбленного». Напуганных пропагандой людей, сбить в кучу, вооружить и послать на фронт, внушить им, что они сражается со страшным врагом, в котором уже нет ничего человеческого, врагом который хочет отнять «нашу» нефть, "наш" лес и наших детей, извратить «нашу» православную веру, усилить все это высокопарным оправданием: «будем сражаться за «Святую Русь», за Бога, а если погибните, то вы- наследники Царства Небесного!»- Сценарий вполне возможный. Враг ведь наш - «сатанист", "либерал", "извращенец", «америкос»!  Настоящие мотивы войн олигархов не обязательно знать простым - для "простых" - религиозно-патриотическая романтика подлога. За единую «Россию», в едином «православном церковном интернационале» против всего мира. (Но -и это гипотеза…)

Но напоследок я скажу, что так меня поразило  больше всего во всех этих «ликвидациях». Ни в 1945году, ни в 2007-м не было разговора между МП и РПЦЗ о природе Церкви, цели Церкви, ни о Господе нашем Иисусе Христе! Только - "Мать-Церковь", "Мать-Родина", "Отеческие объятья", "народ" и проч. Где же были знающие Истину стражи Церкви? Не у нас ли в РПЦЗ богословствовал Блаженнейший митрополит Антоний о нравственном содержании Догмата о Церкви? Может на наше время, этой "последней" ликвидации, приходится необходимость осознания, что мы по нашему названию"РПЦ "заграницей" воистину теперь за границей всякого поместно-государственного и кровно-национального?

и.В.

 

Деятельность русской церкви по ликвидации своих зарубежных расколов

Дальнейшему установлению связей с православным народом зарубежных стран предшествовало обращение Святейшего Патриарха Алексия к архипастырям и клиру так называемой карловацкой ориентации. Эта группа образовалась в1920 году из архиереев-эмигрантов, покинувших свои паствы в России и переселившихся в Югославию. Находясь в Сремских Карлорвцах, архиереи-эмигранты во главе с быв. Киевским Митрополитом Антонием (Храповицким) организовали «Высшее Церковное Управление», которое, исходя из враждебных Советской России политических тенденций, намеревалось объединить под своим влиянием русских эмигрантов, насаждая во всех странах свою особую иерархию. Интересно то, что Карловацкий Собор в окружном послании от 27 августа 1927 года заявил о своей принадлежности к Русской Православной Церкви, признал даже ее духовное главенство в лице Патриаршего Местоблюстителя, но решил прервать административно-канонические отношения с московской церковной властью, подчеркивая тем самым политическую причину своей административной автономии.

Еще в 1922 году Святейший Патриарх Тихон, обеспокоенный раскольнической деятельностью карловчан, специальным указом упразднил их Высшее Церковное Управление. Но политиканствующие архиереи все же продолжали свою деятельность под новым наименованием «Временного заграничного архиерейского Синода». В следующем году Патриарх Тихон опять подтвердил свое распоряжение о роспуске Временного Церковного Управления, а в 1928 году Патриарший Священный Синод вынес постановление об упразднении Архиерейского Собора и Синода в Карловцах, как не имеющего канонических полномочий на управление делами Русской Православной Церкви за границей. При этом действия Карловацкой группы были признаны самочинием, опасным для единства Русской Православной Церкви не только за границей, но и в пределах СССР, где пример карловчан служил программой поведения для некоторой части архиереев, недовольных законной церковной властью. Спустя четыре года Сербский Патриарх, по просьбе Заместителя Патриаршего страгородскийМестоблюстителя Митрополита Сергия, принял на себя роль посредника в увещевательных переговорах с карловацкими архиереями, но последние ответили Патриарху, что не считают возможным вступать с Митрополитом Сергием в какое-либо соглашение. Наконец 1934 году Митрополит Сергий, считая, что время увещаний, ожиданий и отсрочек окончилось, провел через Священный Синод постановлеение о предании церковному суду заграничных русских архиереев и клириков, то есть Карловацкой группы, как воставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетнее увещание, упорствующих в расколе, с устранением обвиняемых впредь до их раскаяния или до решения о них суда от церковных должностей.

симанский ярушевич

Патр. Алексий и митр.Николай(Ярушевич)

Однако и эта мера не пресекла их вредной деятельности, не смотря на смягчающую оговорку «впредь до их раскаяния», которая давала им возможность отвести от себя и церковный суд и запрещение. В результате пагубного упорства "Архиерейский Синод за границей» продемонстрировал в 1928 году свои симпатии Гитлеру поднесение ему благодарственного адреса, как « вождю в мировой борьбе за мир и правду», а в период войны Германии с Советским Союзом карловчане открыто совершали молебны о победе Гитлера. По этому прискорбному и вместе с тем возмутительному поводу Святейший Патриарх Алексий в обращении к карловчанам пишет; « Когда нашу Родину постигло тяжелое и страшное военное испытание, тогда можно было ожидать, что, по крайней мере, служители Церкви Божией, оказавшиеся за границей, сольются с русским народом в чувстве любви к Родине и в стремлении всеми силами встать на её защиту, что этим порывом поглощены будут все разногласия и разделения, и что он приведет отколовшихся от Матери-Церкви вновь в ее ограду. Но напрасными оказались эти надежды. В течении всего военного времени потерявшие связь не только с родною Церковью, но и с Родиной, руководители церковной жизнью русской эмиграции продолжали служить врагу и захватчику, открыто выступив на стороне Гитлера и совершая публичные молитвы о его победе. И это в то время, когда очень многие из русских за рубежом, прежде враждебно настроенные к нашему Союзу, решительно изменили свое отношение к Родине».

Изложив далее историю многолетних и терпеливых увещаний карловацких раскольников, Святейший Патриарх Алексий пишет: « Изпробовав безусловно все средства к сохранению церковного мира и единства и к обращению отступивших от общения с Православной Русской Церковью, мы настоящим нашим посланием в последний раз простираем к ним слово увещания и предлагаем принести покаяние перед Церковью, в сознании того, что, как учит св. Иоанн Златоуст, «разрывать единство и полноту Церкви - не меньшее зло, чем создавать ересь». Это уже последний призыв. Над теми, кто останется и на этот раз глухим к нашему отеческому призыву, будет подтверждено вышеупомянутое решение Священного Синода Русской Православной Церкви 1934 года. Молим Господа, да вразумит Он поставивших свой разум выше Разума Церкви и в гордыне своей прибывающих в упорном коснении и по Своему бесконечному милосердию да приведет заблудших в ограду Церкви Своей, которая есть единый ковчег спасения и единый путь к Небесному Царствию».

После этого обращения, подтвердившего окончательный приговор отступникам от церковного единства, их влияние над многочисленной паствой должно было потерять всякую силу, тем более, что главного виновника самочиния, митрополита Антония, уже не было в живых, как и многих его единомышленников. Их Синод к этому времени уже прекратил свою деятельность, оставшиеся в живых архиереи разбежались, и наступил момент, когда личный контакт с ними, а главное, с русскими православными приходами за границей мог привести их от заблуждения к истине единения с Матерью Церковью. Наиболее крупные церковные объединения русских эмигрантов были во Франции, поэтому Святейший Патриарх Алексий направил туда 24 августа 1945 года Митрополита Николая с двумя московскими протоиереями.

николай ярушевич

митр. Николай

Миссия Митрополита Николая во Франции осложнялась наличием, по крайней мере, трех группировок русской эмиграции, различно ориентированных относительно Русской Православной Церкви. В трудном деле переговоров и увещаний единственной опорой могло служить только небольшое объединение трех русских и двух французских приходов, сохранивших неизменную верность Московской Патриархии. Но самое мощное объединение, состоящее из 75 приходов во франции и других стран, подчинялось Митрополиту Евлогию с его четырьмя викарными архиереями. Эта группа, движимая совсем не церковными соображениями, еще в 1931 году отошла от единства с Русской Православной Церковью и стала экзархатом Вселенского Патриарха. Другое значительное объединение 30 русских приходов, составлявшее Западно-Европейскую епархию, возглавлялось Митрополитом Серафимом(Лукьяновым), ставленником Карловацкого архиерейского Собора. Активной борьбы между названными группами не было, но своим разобщенным существованием они не только вносили смущение в души русских людей, но и способствовали возникновению весьма значительного. Хотя и неорганизованного слоя колеблющихся людей, не знающих, к какому лагерю им примкнуть.

георгиевский

митр. Евлогий (Георгиевский)

Правда, относительно евлогианского объединения задача Митрополита Николая облегчалась тем, что после войны Митрополит Евлогий сам обратился к Московскому Патриархату с выражением готовности вернуться в лоно Матери-Церкви. Но существовало опасение, что не все приходы согласятся с его желанием. А Митрополит Серафим и вовсе не давал знать о своих намерениях. Поэтому перед Митрополитом Николаем, как вестником мира и единения, стояла трудная задача: примирить и объединить всех русских людей под крылом Матери-Церкви, чего нельзя было сделать, не коснувшись их политических предубеждений против Советской России, навеянных ложными слухами и вражеской пропагандой. Нужно было дать им возможность «дохнуть чистейшим воздухом соборного единения» с русским православным народом, самое православие которого уже подвергалось сомнению. В живом общении и сердечности привета еще важней было дать почувствовать давно знакомое, но полузабытое дыхание подлинной Святой Руси, доныне живой в Русской Православной Церкви, оставшейся любящей Матерью ко всем своим чадам. И эта, воистину апостольская, миссия Митрополита Николая увенчалась полным успехом.

Перед собранием представителей евлогианских приходов, назначенным на 29 августа, Митрополиту Николаю и его спутникам надлежало ознакомиться с жизнью русских людей в Париже. Эта жизнь оказалась очень своеобразной, сложной и духовно весьма активной. Многочисленные кружки, православные братства и ассоциации посвящают свои силы делам благотворительности, взаимопомощи и чтению лекций, рефератов и докладов на самые разнообразные, но почти всегда актуальные темы. Много говорят и спорят о судьбах России, Европы и всего человечества, обсуждают религиозно-философские проблемы, обнаруживая стремление решать все вопросы в мировом масштабе. Напряженная умственная жизнь порождает многочисленные брошюры и книги, которые и составляют духовную пищу русской эмиграции. Легко понять, что прибытие в Париж церковной делегации из Москвы вызвало целое паломничество к Митрополиту Николаю, которого посетители и собеседники забрасывали вопросами о жизни в России, о состоянии Русской Православной Церкви и о возможности возвращения на Родину.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Серафим Лукьянов

Митр. Серафим (Лукьянов)

Все эти утешительные впечатления послужили Митрополиту Николаю вдохновляющей предпосылкой к докладу, который он сделал 29 августа на историческом собрании представителей евлогианских приходов. В этом докладе Митрополит Николай блестяще разрешил все сомнения и вопросы, составлявшие для русских эмигрантов камень преткновения на пути к церковному миру и единству. Свидетельство виднейшего иерарха Русской Православной Церкви о нормальных взаимоотношений Церкви и Государства в Советской России, от религиозной свободе, о патриотической деятельности Церкви во время войны, о духовных школах, монастырях и других сторонах церковной жизни в СССР убедило всех в необходимости общего единения и мира. Из единодушного согласия возникло решение совершить 2 сентября торжественное богослужение в знак воссоединения всех православных приходов во Франции с Патриаршей Церковью. В тот же день Митрополит Николай снял с Митрополита Евлогия, архиепископа Владимира и епископа Иоанна наложенные на них Патриархом Сергием запрещение, а через день был принят в молитвенно-каноническое общение с Московской Патриархией и Митрополит Серафим. Апостольская миссия Высокопреосвященнейшего Николая была завершена совместным торжественным богослужением в Александро-Невском соборе г. Парижа. С этого исторического момента все русские православные приходы за границей, управляемые Митрополитом Евлогием и Митрополитом Серафимом, вошли в молитвенно-каноническое общение с Матерью-Церковью. Требовалось только утверждение акта воссоединения Святейшим Патриархом и Священным Синодом, что и совершилось по возвращении Митрополита Николая в Москву. Заслышав его доклад, сессия Синода вынесла следующее определение: «Возблагодарив Господа Бога, считать Митрополита Евлогия и его викариев Архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с Матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и временно, впредь до окончательного канонического устроения церковных дел за границей, сохранить за Митрополитом Серафимом управление его областью при существующем составе его приходов. О чем послать преосвященным указы».

После успешной поездки Митрополита Николая во Францию работа по собиранию заблудившихся овец церковного стада усилилась. Спустя некоторое время, 28 сентября 1945 года, Святейший Патриарх Алексий направил Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в Финляндию для воссоединения с Матерью-Церковью Российских монахов Валаамского монастыря, приславших специальное ходатайство об этом Святейшему Патриарху. Одновременно нужно было выяснить вопрос о возможности возвращения в юрисдикцию Московской Патриархии Финляндской Православной Церкви, которая в 1923 году перешла в подчинение Константинопольскому Патриарху. Этому переходу способствовали следующие обстоятельства. Государственная самостоятельность Финляндии после 1917 года вызвала к жизни и автономное управление Финляндской Православной Церкви, санкционированное патриархом Тихоном. Но эта автономия была использована в политических целях, и Финляндская Православная Церковь оказалась в подчинении правительства Финляндии. Понятное в таких случаях преобладание политических интересов над церковными привело Финляндскую Церковь к отпадению от единства с Русской Церковью и к переходу ее в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Другим следствием ненормального положения Првославной Церкви в Финляндии явилась модернизация Православия в духе протестантизма, сказавшаяся, между прочим, и в переходе на новый стиль. В результате новаторского направления официальной Церкви возникли несогласия и споры, приведшие к обособлению от Церкви многих общин. Даже Валаамская обитель раскололась внутри на два лагеря: старостильников и новостильников. Церковный мир таким образом был нарушен, и Православие в Финляндии не только не успевало в своем процветании, а, напротив, все более дискредитировало себя перед инославными исповеданиями. Такое положение продолжавшееся более 20 лет, заставило очень многих задуматься над вопросом о воссоединении с Русской Православной Церковью, так как Константинопольская Патриархия за отдаленностью и за отсутствием регулярной связи не могла оказать существенной помощи. По этому поводу завязалась переписка с Московским Патриархом, который и нашел благовременным послать в Финляндию своего представителя для переговоров о воссоединении.

митр. МП.Григорий (Чуков)

митр. МП.Григорий (Чуков)

В своих переговорах с главой Финляндской Православной Церкви Архиепископом Германом Митрополит Григорий добился значительных успехов. Архиепископ Герман признал, что обстоятельства и причины разделения С Русской Церковью отпали и что возврат Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии является естественным и логичным. Но окончательное решение этого вопроса должно состоятся на Соборе, намеченным к созыву в середине 1946 года. В этом направлении согласился работать и епископ Александр(Карпин), который обещал принять все меры к ликвидации разделения и к объединению на этой почве всех священнослужителей и мирян своей епархии.

Вечером, 4 октября, Митрополит Григорий держал речь перед братией Валаамской обители, эвакуированной во время войны в местечко Пепин-Ниеми. Обращаясь к новостильникам, владыка Григорий указал на уклонение в невольный грех новаторства, хотя бы и в календарном вопросе, и на отпадение от Московской Патриархии в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, а старостильникам поставил в вину уклонение от духовное водительство незаконной Карловацской иерархии. Всей же братии вменил в грех их споры и взаимные обиды как нарушение равноангельского жития. Свою сильную речь владыка Григорий закончил призывом к покаянию и возвращению в материнские объятия Российской Церкви. Согласие и раскаяние валаамской братии были всеобщими, и ее торжественное воссоединение с Матерью-Церковью состоялось на другой же день.

По возвращении Митрополита Григория в Хельсинки было совершено воссоединение двух православных общин, находившихся в ведении Парижского Митрополита Евлогия; тут же был воссоединен игумен Коневского монастыря Амфилохий, которому владыка Григорий получил продолжит дело воссоединения среди братии Коневской обители.

За два дня до возвращения Митрополита Григория из Финляндии, то есть 10 октября 1945 года, из Москвы выехали за границу сразу две церковных делегации: одна во главе с архиепископом Фотием- в Австрию и Чехословакию, другая во главе с о. Николаем Кольчицким- в Германию. Цель посещения Австрии и Чехословакии было устроение церковных дел в русских православных приходах и воссоединение их с Патриаршей Церковью. Пребывание архиепископа Фотия в Вене ознаменовалось двумя торжественными богослужениями в Никольском храме, в котором собралось все русское население австрийской столицы. Воодушевление всех русских, вызванное молитвенным общением с архиепископом Фотием, было всеобщим, и его отъезд из Вены сопровождался самыми трогательными пожеланиями и благодарностью за посещение. В Праге архиепископ Фотий встретил еще более радушный и родственный прием. Там в храме св. Кирилла и Мефодия 21 октября состоялось торжественное богослужение при участии русского и чешского духовенства. После богослужения архиепископ Фотий произнес приветственное слово, в котором указал на свв. Кирилла и Мефодия как символов единства и духовного содружества славянских народов. Говоря о желании некоторых чехов видеть Чешскую Православную Церковь видеть автокефальной, владыка Фотий принципиально подтвердил законность этого желания, но указал, что автокефальное состояние церкви требует наличия национального епископата, который должен много поработать над укреплением поместной Церкви. А поскольку это условие отсутствует, то автокефалия Чешской Церкви является преждевременной. Для пользы Церкви и верующих необходима не автокефалия, а объединение православных всех национальностей под управлением Патриарха самой обширной и мощной Православной Церкви. Содержательное и приветливое слово владыки, осветившего религиозную жизнь в Советской России, объединило всех молящихся в чувстве общей радости и в сознании силы Православия, совершающего сверхнациональное вселенское дело объединения человечества в Духе и Истине. Во время пребывания в Праге

Архиеп. Антоний (Марценко)

Архиеп. Антоний (Марценко)

владыка Фотий установил каноническую связь с лавриненкоепископом Сергием(Королевым), с архиепископом Антонием (Марценко) и архиепископом Иоанном (Лавриненко), которым было поручено устроения целого ряда храмов и приходов (в Карлсбаде, Мериенбаде и Пильзене). Очень многие русские священнослужители, посетившие владыку Фотияв Праге, также выразили горячее желание быть в подчинении Московской Патриархии. Из бесед с представителями чешского православного духовенства выявилось, что Чешская Православная Церковь, находящаяся в подчинении Сербского Патриарха, имеет намерение поставить в ближайшее время вопрос о переходе в юрисдикцию Московской патриархии.

архиеп. Александр(Немоловский)

архиеп. Александр(Немоловский)

В Германии делегация Московского Патриархата посетила Берлин, Потсдам, Лейпциг и Дрезден. Среди развалин этих городов удивительным образом сохранились православные храмы: три храма в Берлине и по одному храму в трех других городах. Подобно островам спасения, эти храмы объединяли вокруг себя все русское население и духовенство во главе с архиепископом Александром (Немоловским), который после распада Карловацкого Синода взял под свое начало православное духовенство и паству Берлина. Во время страшных дней войны оставшееся в Берлине духовенство не прекращало богослужений и продолжало оставаться с паствой, не смотря на устрашения вражеской пропаганды. Общее состояние русского православного духовенства и мирян, воссоединенных в день Покрова Пресвятой Богородицы с Матерью-Церковью, архиепископ Александр выразил в письме Святейшему патриарху так: «Двадцатипятилетняя жизнь в эмиграции через многие скорби и печали научила всех быть крайне осторожными, подозрительными, а почти шесть лет войны, в особенности последний год с постоянными налетами бомбовозов, сделали некоторых невменяемыми, а вообще у всех довели нервы до крайней степени кипения. Неудивительно, что приезд из представителей Вашего Святейшества привел многих в смущение: каково будет это целование, а некоторых объял страх, боязнь расправы; но после общения с высокопреподобными делегатами, их беседы с батюшками и мирянами, их общедоступность, готовность отвечать на все вопросы, даже внешний вид почтенных пастырей св. Руси, рассеяли всякие подозрения, так что торжественное богослужение протекло в полном благолепии и по чину, и верующие с радостными чувствами подходили ко Св.Кресту(после молебна) и, лобызая его с любовью, лобызали десницу о. протопресвитера Николая Кольчицкого».

Протоирей Николай Кольчицкий

Протоирей Николай Кольчицкий

По возвращении церковной делегации из Германии Священный Синод Русской Православной Церкви принял в каноническое общение архиепископа Александра и причты всех храмов Берлина, Потсдама, Дрездена и Лейпцига. Все эти приходы оставлены в управлении архиепископа Александра, который утвержден викарием Парижского Митрополита с сохранением за ним всех бельгийских приходов. Ему же поручено дальнейшее воссоединение русских православных приходов, находящихся на территории Германии. Эти решения сразу же были доведены до сведения Экзарха Западно-Европейской Церкви Митрополита Евлогия.

После благополучного устроения церковных дел в германии 22 октября 1945 года в Москву приехал епископ Мукачевско-Пряшевский Владимир. До этого момента его епархия находилась в юрисдикции Сербской Церкви, но с присоединением Закарпатской Руси к Советскому Союзу пред ней встал вопрос о переходе в ведение Московского Патриархата. Еще в декабре 1944 года в Москву приезжали представители православного духовенства Закарпатской Руси с целью подтвердить свое стремление соединится с Русской Православной Церковью. Население этой церковной области в течение столетий с огромным мужеством отстаивало свою верность Православию от бесчисленных посягательств католичества, спасаясь от него благотворным влиянием таких благодатных очагов Православия, как Киево-Печерская Лавра, Почаевская обитель и другие близлежащие монастыри. И теперь епископ Владимир привез Московскому Патриарху постановление Священного Синода Сербской Церкви о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в ведение Московской Патриархии. Акт передачи был оформлен на специальном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви22 октября 1945 года. Тут же Святейший Патриарх Алексий назначил па Мукачевскую кафедру епископа Уманского Нестора.

митр. Мелетий Харбинский (Заборовский)

митр. Мелетий Харбинский (Заборовский)

Распространяя свою объединительную деятельность, главным образом, на западноевропейские страны, Московская Патриархия помнила и о значительных массах православного русского населения за дальне-восточной границей. Там, в Харбине существовало и управление Дальне-Восточной Православной Церковью в лице Митрополита Мелетия и его викариев: архиепископа Хайларского Димитрия, епископа Цицикарского Ювеналия и архиепископа Нестора. Когда до них дошли сообщения о Поместном Соборе Русской Православной Церкви и об избрании нового Патриарха, то эти события заставили их особенно остро пережить тяжесть отъединенного существования вне Матери-Церкви. Избрание Патриарха Московского и всея Руси Алексия явилось хорошим поводом обратится к нему с поздравлением и вместе с тем выразить свое желание войти в молитвенно-каноническое общение с Московской Патриархией. И вот 26 июля 1945 года последовало обращение дальне-восточных преосвященных к Патриарху Московскому Алексию. В этом обращении после выражения радости и поздравлений пол поводу избрания его Святейшества Патриархом Московским говорится: « Наша Дальне-Восточная Православная Церковь за границей и, в частности, Харбинская епархия, в течение всего своего существования с 1922 года, по милости Божией, пользовалась тишиной и миром во внутренней своей жизни: церкви умножались, приходы устроялись, насаждались рассадники духовного просвещения- Богословский факультет и Духовная семинария- вся жизнь текла по указаниям Соборного определения 1917-1918 годов и по заветам Патриарха Тихона. Но каждый из нас в эти долгие годы переживал великую душевную тяжесть, будучи оторван прошедшими событиями от нашей святой Матери Российской Православной Церкви. В настоящее же время, благодаря великой милости Господней, снова радостью забились сердца наши, ибо, почитая себя верными сынами святой Матери нашей Русской Православной Церкви (мы всегда в храмах наших поминали православное епископство Церкви Российския и Богохранимую страну Российскую), - мы снова имеем возможность возносить в молитвах наших Первосвятителя Церкви Российския - Святейшего Отца нашего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, законного приемника Святейшего Патриарха Тихона, избранного Поместным Собором 1945 года, имеющего каноническую связь с прошлым Собором 1917-1918 годов… Смиренно припадая к стопам Вашего Святейшества и испрашивая Вашего Первосвятителького благословения, усердно молим Ваше Святейшество раскрыть нам объятия Отца, принять под высокую руку Вашего Первосвятительского окормления»…

Радуясь желанию преосвященных вернуться в лоно Матери-Церкви, Святейший Патриарх Алексий ответил их обещанием прислать своих представителей для изучения церковных дел в их епархиях и для принятия духовенства и паствы в церковное общение с Московской патриархией. С этой миссией в октябре 1945 года и была направлена в Харбин делегация во главе с епископом Ростовским Елевферием. После официальных встреч и приветствий состоялось обсуждение и решение вопроса о воссоединении Митрополита Мелетия, архиепископа Нестора, архиепископа Димитрия и епископа Ювеналия с Русской Патриаршей Церковью и о возвращении их, с духовенством и паствой, в юрисдикцию Московской Патриархии. Акт воссоединения был подписан обеими сторонами 26 октября, а торжественное празднование этого события состоялось за Божественной Литургией в Николаевском Кафедральном соборе. Так еще одна значительная группа карловацкого духовенства была возвращена в лоно Матери-Церкви.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Стр. 358-374 Глава Х. «Деятельность русской церкви по ликвидации своих зарубежных расколов.» Сборник «Патриарх Сергий и его духовное наследство». Издание Московской Патриархии, 1947 год.  Текст с сокращением, орфография оригинала- ред.

Часть 1-ая. 1945год. Участники:  Генералисимус И.В.Сталин, Патр. Алексий(Симанский), Митр. Николай(Ярушевич,) Митр. Евлогий(Георгиевский), Митр. Серафим(Лукьянов), Архиеп. Александр(Немоловский),  Митр.  Мелетий(Заборовский), Архиеп.  Димитрий(Вознесенский)....).

Часть 2-ая. 2007год. Участники:  Президент В.В.Путин, Патр. Алексий(Ридигер), Митр. Лавр(Шкурла), Архиеп. Марк(Арндт), Еп. Евтихий( Курочкин), еп. Михаил(Донсков) и др.

Часть 3-яя.  год. 20??. (  В.В. Путин, Патр. Кирилл( Гундяев),????????????.............

еп. Михаил Донсков рпцз(мп)

еп. Михаил (Донсков)

през. Путин

през. Путин

патр. Алексий (Редигер)

патриарх Алексий (Ридигер)

еп. Евтихий(Курочкин)

еп. Евтихий(Курочкин)

митр. Лавр (Шкурла)

митр. Лавр (Шкурла)

архиеп. марк(Арндт)

архиеп. Марк(Арндт)

Нравится