Образование Православного Царства Московского | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Образование Православного Царства Московского

Роль Московских князей и образование единого Православного Царства Московского.

Со дня смерти возглавителя Великого княжества Владимирского святого и благоверного князя Александра Невского среди князей не нашлось достойных продолжателей дела этого премудрого князя. В бесконечной борьбе за власть князья утвердили удельный порядок и заботились только о своем уделе. Среди политической неурядицы царило право сильного. Был забыт завет Александра Невского: «Не в силе Бог, а в Правде».

И вот, в этот критический момент Провидению угодно было устроить так, что продолжению государственного объединения начало помогать возвышение Московского удельного княжества. Основанная в 1147 году князем Юрием Долгоруким Москва представляла собою маленький городок, который редко посещал даже сам основатель его князь Юрий Долгорукий. Когда же Александр Невский посадил на княжение в Москве своего младшего сына Даниила, Москва стала процветать под мудрым управлением этого князя. Много помогало возвышению и быстрому росту Московского княжества выгодное географическое положение Москвы на пересечении дорог, ведущих из Южной Руси в Северную Русь, а из Новгородских земель в Рязанские земли. Многие из переселенцев оседали вокруг Москвы. В княжение сына князя Даниила Ивана Даниловича, прозванного «Калитой» или Собирателем Руси Московское княжество настолько увеличилось в своих владениях, что Иван Калита впервые на Руси стал величаться Великим князем Московским.

Мудрый и дальновидный Иван Калита добился права доставлять дань хану своими средствами и силами, без въезда ордынских сборщиков в русские земли, что способствовало водворению тишины и мира среди народа. Перенесение кафедры русского митрополита при Иване Калите из Владимира в Москву сделало Москву центром объединения всего православного русского народа, а Великого князя Московского – общенациональным Русским Государем. Так как сыновья Ивана Калиты умерли молодыми, то великое княжение чуть было не перешло из Москвы ко Владимиро-Суздальскому князю. Но Московский митрополит Алексий благословил внука Ивана Калиты – Димитрия Ивановича (впоследствии – Донского) на борьбу со всеми претендентами на великокняжеский престол, и Московское Велико-княжество окончательно восторжествовало над княжествами Владимиро-Суздальской Руси, Рязани, Новгорода и Твери.

При сыне князя Димитрия Ивановича Донского – Василии I Дмитриевиче (1389-1425) много потрясений пережила объединяемая Русь и от ордынских разрушительных набегов и особенно от Литвы, которая стремилась захватить некоторые русские области в верховьях Днепра и Западной Двины – это несмотря на то, что князь Василий I Дмитриевич был женат на дочери великого князя Литовского Витовта Софии.

Много пришлось потрудиться для сохранения великого княжения за Москвой и при сыне Василия I, Василии II Васильевиче, прозванном Темным (1425-1462). Междоусобица княжеская тянулась двадцать лет, однако историческая нить законного наследования Московского Великого княжеского престола не оборвалась. Огромное большинство народа, духовенство, боярство дружно поддержали Василия II, провозгласившего семейное наследование великокняжеского престола – вместо рядового наследования престола со старшинством дядей над племянниками, к чему особенно стремился дядя Василия I удельный князь Галича Юрий Димитриевич, не желавший признать маленького племянника Василия II Великим князем Московским. Василий II много помог возвышению Древней Руси как оплота чистоты и неповрежденности Вселенского Православия. Во дни княжения Василия II Московское государство, не признавшее Флорентийской унии 1439 года между Византией и Римом, решило отделиться от Константинопольского Патриарха, предавшего Православие папе римскому и постановило впредь самим ставить митрополитов из русских кандидатов по избранию Собора Православных Русских епископов, на котором вместо митрополита Исидора, ученого грека и ставленника Константинопольского Патриарха, признавшего Унию, был поставлен в митрополиты Рязанский епископ Иона.

Сын Василия II Иван III (1440-1505) вполне оправдал возложенные на него надежды дальновидного отца. Закончив собирание великих русских земель под властью Москвы, Иван III провозгласил себя Единым Государем Единого Русского Государства. Свершилось превращение некогда слабого удельного князя Московского в Единодержавного и Самодержавного Государя Всея Руси. Дело, успешно начатое при Димитрии Донском, триумфально закончилось при Иване III, присоединившем к Московскому Государству Великий Новгород и получившем право величаться Создателем Православного Русского Единого Государства.

Во время княжения Ивана III свершились и другие дела огромной исторической важности. Отметим из них следующие:

1. Свержение монгольского ига в 1480 году, после которого ордынцы все еще нападали то там, то тут на русские окраинные земли.

2. Переход в Московское Великокняжество князей Литовско-Русского княжества, под защиту Великого князя, присоединивших свои земли к Москве. Этот переход от католического государя Литвы к православному Великому князю Святой Руси дал право Московским князьям величать себя государями всей Русской Земли.

3. Было установлено культурное общение Московского Государства со странами Западной Европы.

4. При Иване III был взят турками Царьград, или Константинополь в 1453 году. А так как другие православные страны были завоеваны «безбожными агарянами» еще раньше – Антиохия в 637 году, Александрия в 641 году, Иерусалим окончательно перешел в руки неверных в 1448 году, то таким образом на Востоке не осталось ни одного православного свободного государства, и на защиту всей совокупности Православных стран, вместо Византийского Императора, или Цесаря, естественно стал Иван III, который женился на греческой царевне Софии Палеолог и усвоил себе греческий герб и другие атрибуты Царского достоинства.

5. Полоненные турками славяне также увидели в Московских князьях единственных защитников Православия и прямых наследников Православных Византийских императоров.

6. Завещая свой Великокняжеский Престол старшему сыну Василию III Ивановичу (1479-1533), Иван III младших своих сыновей назвал подданными Единодержавного и Самодержавного Государя Московского и всея Руси.

Вступив на Великокняжеский Престол, Василий III уничтожил вече во Пскове; присоединил Рязанскую область к Москве; упразднил остававшиеся уделы князей, ушедших при его отце от Литовского Великого князя и присоединил их земли к Москве; отобрал у литовцев крепость Смоленск, имевшую важное военное значение.

Во время княжения Василия III появилась на Руси идея «Третьего Рима», очень важная для роста национального и государственного самосознания у русского народа как хранителя древле-апостольского Вселенского Православия.

Мысль о переходе в Москву из Царьграда защиты Вселенского Православия многими подтверждалась чудесным перенесением Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из Византии в Россию, а также преданием о посещении Русской Земли святым апостолом Андреем Первозванным, предсказавшим, что истинное Божественное Учение Христово воссияет на Руси. И действительно, неисповедимым путям Промысла Божия угодно было, чтобы Поместная Церковь Российская сделалась носительницей авторитета и защитницей всех Православных Восточных Патриаршеств, находящихся в плену у иноверных завоевателей.

При Иване IV Грозном (1530-1584), с завоеванием Казанского (в 1553 году) и Астраханского (в 1556 году) магометанских татарских ханств и с приобретением огромных земельных пространств, открывавших путь за Урал, свершилось огромной важности первое торжество Христианства над исламом, или учением Магомета, возникшем в 622 году по Рождестве Христовом и изложенном в Коране. Магометанам туркам, попущением Божиим, удалось завоевать весь Православный Восток, а русским Бог помог дать первый отпор исламу при завоевании этих татарских ханств, а несколько позднее – при завоевании Сибири Ермаком Тимофеевичем.

Следующее огромной исторической важности событие в росте авторитета нашей Поместной Российской Церкви свершилось в Царствование Бориса Годунова, когда стараниями его в 1589 году было учреждено и Собором Восточных Патриархов утверждено Патриаршество на Руси, вместо Московской Автокефальной Митрополии, и когда первым Патриархом на Руси был избран Московский митрополит Иов.

О том, как во время страшной смуты на Руси (1603-1613), чудом Промысла Божия, нить исторического развития России не оборвалась, но мудро и дальновидно была подхвачена русскими государственно мыслящими патриотами, крепко удержана и передана в твердые руки законно избранного Царя из Династии Романовых Михаила Федоровича в 1613 году, будет рассказано в следующей главе.

Проф. Г.А.Знаменский
© Copyright: Публикации Сборники, 2016
Свидетельство о публикации №216120501359
Нажмите здесь, чтобы Ответить или Переслать
Нравится