Памяти новосвященномученика Марка-Михаила (Новоселов), епископа Сергиево-Посадского | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Памяти новосвященномученика Марка-Михаила (Новоселов), епископа Сергиево-Посадского

mihail-novoselov-24/17 января 1938 года постановлением Вологодского УНКВД Владыка Марк был приговорён к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Михаил Александрович Новоселов(1864—1938) - русский богослов, духовный писатель, издатель , публицист, один из организаторов и идеологов Истинно Православных Христиан.

К 1892 Новоселов окончательно обращается к Православию, а несколько позже выступает против учения Л. Н. Толстого.
"Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего" - из письма М.Новоселова Л.Толстому(1892 г)
Далее он сближается с о. Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной Пустыни.
Делом жизни М.Новоселова было издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902—17), ставившей целью церковное просвещение народа, прежде всего молодежи.

В 1921 он перешел на нелегальное положение. Тогда же он тайно принимает монашеский постриг с именем Марк. В 1923 в Даниловом монастыре он был хиротонисан Архиепископом Феодором(Поздеевским), Епископами Арсением(Жадановским)и Серафимом(Звездинским) во Епископа Сергиевского и стал деятельным членом «Катакомбной» Церкви.
Написал «Письма к друзьям» - богословскую работу, где старался отвечать на актуальные вопросы современной действительности. Из-за этих «подрывных» писем формально он и был арестован в 1929 году, чтобы больше уже не выйти на свободу.
Он просидел 10 лет в одиночке Ярославского политизолятора. В 1938 Епископ Марк (Новоселов) был расстрелян.

Михаил Александрович был одним из самых ярых и непримиримых противников "сергианства", главным наряду с Феодором Андреевым идеологом оппозиции. Его авторству принадлежат основополагающие документы против сергианского новорбновленческого раскола.

Михаил Новосёлов в своих работах очень часто ссылался на Свт. Игнатия Брянчанинова, в частности, приводил его мысль, что не остаётся пастырей истинных, а потому христианин должен советоваться лишь со святыми отцами.
Для него компромиссы были невозможны.

«Сергианство для многих потому и ускользает от обвинения его в еретичности, что ищут какой-нибудь ереси, а тут — самая душа всех ересей: отторжение от истинной Церкви и отчуждение от подлинной веры в её таинственную природу, здесь грех против мистического тела Церкви, здесь замена его тенью и голой схемой, костным остовом дисциплины. Здесь ересь как таковая, Ересь с большой буквы, ибо всякая ересь искажает учение Церкви, здесь же перед нами искажение самой Церкви со всем её учением...

Ключом же ко всему, который вдруг отверзает дверь на всё это «нечестие и неправду» (Рим.1:18) сергианства, служат слова «Послания», приглашающие к сочувствию в радостях и печалях тому, что само о себе открыто свидетельствует, как о силе боговраждебной и на погибель Церкви направленной...

Итак, митр.Сергий подменил не какой-нибудь отдельный догмат еретической ложью: он подменил саму Церковь: вот почему за деревьями его обманчивых слов не видят леса его церковной неправды. Вот почему и мы отреклись и «лица и дел его», т.е. отреклись от сергианства в целом, а не от административной, ритуальной («непоминовение»), дисциплинарной и других подобных связей с митр.Сергием и его синодом, каковые все противуканоничны...

Наше «свободное пространство» и есть та самая кафоличность, повсюдность Церкви, которую сергианцы променяли на пространственность Советского Союза, притом не географическую лишь, но и идейную, т.к. и сами осоюзились с ним не только по телу, но и душою (с её радостями и печалями), и совестью, с её признанием одного и отвержением другого, и к чему принуждают, вопреки 38-му правилу VI-го Вселенского Собора, даже и тех, кто территориально не связан с «клиром московской патриархии», т.е. со вселенской областью. И вот, выйдя из сергианской темницы на этот вселенский простор церковный, мы дышим полною грудью воздухом истинной христианской свободы и соборного единства, не спертых земными пределами...»

Замечательный памятник русской церковной литературы,классика религиозного самиздата эпохи полного большевицкого безправия :
М.А.Новоселов
Письма к друзьям:

"Письма к друзьям" - замечательный памятник церковной литературы 20-х годов нашего века, эпохи бесправия Церкви в условиях тотального коммунистического господства. Написанная непоколебимым ревнителем Православия, книга имеет важное значение для уяснения многих спорных вопросов, актуальных и для современного церковного сознания. В "Письмах" рассматривается общее учение о Церкви, ее роли в Божественном домостроительстве, выясняется значение святоотеческого наследия, разбирается сущность православия сравнительно с католичеством и протестантизмом. Важнейшая особенность работы состоит в применении почерпнутых из православного предания положений к анализу современных автору церковных событий.

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=247

Нравится