«ЗЕМЛЯ СВЯТЫХ» | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

«ЗЕМЛЯ СВЯТЫХ»

Рубрика: История

НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКЛАД БИТВА ПРИ МОЛОДЯХ 1572, ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СЕНЬКИНОГО ПЕРЕВОЗА, «ЗЕМЛЯ СВЯТЫХ» Автор: НАЛИМОВ Михаил Алексеевич (историк, археолог любитель, общественный деятель)2017 год

Вступление

Родился и вырос я в деревне Дворяниново Ступинского района Московской области, что на реке Каширка. Мой род проживает в этих местах с незапамятных времён. От стариков я слышал много чудных преданий о наших краях, что на холме за рекой во времена Ивана IV Грозного была страшная битва в которой принимали участие практически всё мужское население близ лежащих деревень, которые пришли в качестве ополчения на подмогу отряду стрельцов и опричников.

Бой был настолько кровавый, а силы неравны, что из защитников никто не выжил. Схоронили павших православных героев рядом с полем боя в братской могиле, на которой образовался огромный холм. Сказывали, что приезжал в наши места хоронить русских героев сам Царь Иван Грозный. Он приказал построить на месте их захоронения чудный Храм Рождества Богородицы с усыпальницей. В братской могиле лежали простые войны, стрельцы, опричники, ополченцы, а командиров будто захоронили в усыпальнице Храма. С тех пор царский погост стал именоваться Иванова гора или Покровский погост, а место получило название Иван–Теремец.

По преданию та страшная битва унесла жизни большого количества человек и не всех погибших смогли захоронить на царском погосте Ивана- Теремца, многих хоронили в двух других неизвестных мне местах. Эхо того страшного сражения запечатлелись в названии деревень: Дворяниново, Сотниково, Кануново, Ивановское, Верзилово. Говорят, что будто, после этого недалеко от Храма из-под земли забил источник со святой чудодейственной водой.

Непростая судьба будет ждать этот чудный Храм, построенного на крови русских мучеников в далёком 16 веке. В начале 20-го, когда красная безбожная орда захватит Россию, озверелые большевики ворвутся в Храм, взорвут его колокольню, а в самом Храме сделают хлев. Позже, при Хрущёве, его переделают в клуб-дискотеку с туалетом в алтаре. Восстановят Храм уже в наше время. Святая, мученическая судьба ждала и настоятеля царского Храма – протоиерея о.Василия Озерецковского. 5 октября 1937 года он будет арестован. Уподобляясь героям-мученикам на крови и костях которых стоит его Храм, о.Василий будет стойко и мужественно вести себя на большевистских допросах, не устрашаясь пыток, побоев и голода, от веры, Царя и Церкви не отречётся. Отец восьмерых детей, он не побоялся назвать чекистов «служителями дьявола», а членов советского правительства — «хамами». Чекисты обвинили о.Василия в распространении «гнусной клеветы контрреволюционного 3 характера о руководителях ВКП(б) Ленине и Сталине, в активной обработке колхозников в религиозном духе» Красные выродки убили о.Василия 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой. Отец Василий канонизирован как священномученик.

Моя семья была хорошо знакома с о.Василием, моя бабушка дружила с его детьми, когда была ребёнком. Особая благодать пребывает в этом месте и в этом Храме. Много чудес происходило в нём и происходит сейчас. Люди стали стекаться в наш Храм со всей России, привозя в него своих родных и близких поражённых духовной болезнью – беснованием. После молитв, терзания людей прекращались, и тёмные силы покидали их.

Ещё мне сказывали, что в былые времена через нашу речку Каширку в этом месте переправлялся Московский Князь Дмитрий Донской со своим огромным войском, идя на сражение на Куликово поле, а кони воинов переходя в брод были по узды в воде. Старики вспоминали, как в деревню Верзилово, которая в трёх километрах от Ивана-Теремца, предположительно в 1906 году, неожиданно приехал святой Царь Николай Второй со своей святой супругой Царицей Александрой и по необъяснимым причинам в сельском Храме преображения Господня они оставили ценные реликвии: лампаду с надписью "В честь коронования Николая и Александры 1896г." и крест, которым Царь венчался на престол. Останавливались они в усадьбе Шаховских, что в непосредственной близости от деревни Верзилово.

Также Храму были переданы две уникальны и таинственные иконы Божией Матери "Самодержавная" и "Яко орла крылья". Обе иконы написаны в конце 19 века неизвестным иконописцем предположительно по заказу князей Шаховских. Царь Николай Второй распорядился чтоб его лампаду повесили пред иконой "Яко орля крылья", а прихожан Преображенского Храма помазывались елеем из его лампады. Сам же Храм считался "Царским" из-за особого почитания 4 Царя Николая Второго. Более подробно об этих чудотворных иконах Богородицы рассказала Ирина Довыдова в своей статье: «Гонимые святыни. Об иконах «Самодержавная» и «Яко орля крылья», выдержки из которой я хотел бы опубликовать в своём докладе. Высокопоставленные ненавистники священного Русского Самодержавия устроили гонения на неугодные им "монархические" иконы Пресвятой Богородицы. Нынче среди русских православных христиан получили широкое распространение иконы "Яко орля крылья" и "Самодержавная". Несмотря на негативное отношение некоторых церковных иерархов к этим "монархическим" образам Божией Матери, они, тем не менее, простым православным людом любимы и пронесены крестными ходами уже не одну тысячу километров. Благодаря молитвенному труду "малого стада" верных почитателей Священного Самодержавия началась в российских городах и весях новая жизнь этих удивительных вековых икон, о которых с благоговением говорят: "царские"... "Даны Жене два крыла..." Сильные чувства просыпаются в душе, когда глядишь на эти "монархические" образа Пречистой Божией Матери, восседающей на державном русском двуглавом орле.

Видя стремительную духовную, нравственную и державную деградацию современного русского общества, любой православный со слезами молит Пресвятую Богородицу о православном Царе: "Покров свой над Русью Святою распростерла еси. Самодержцев Православных сила и укрепление народу русскому звезда путеводная ко спасению. Во дни смуты и гонений скипетр и державу Царства Российского сохранила еси. Владычице Пресветлая Богородице, моли Сына Твоего Христа Бога нашего, да дарует нам за грехи прощение и грядущему православному Царю власть и благословение!.." Список всех чудотворений от этих икон начинается с 2003 г., когда в паломничествах и крестных ходах стали фиксировать многочисленные знамения и исцеления. Например, одна из икон "Самодержавная" начала мироточить 1 августа 2003 года на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии. Мироточение повторилось в Дивеево, на могилке иеромонаха Владимира (Шикина), во время панихиды 12 августа 2003 года, в день рождения мученика Царевича Алексея, а также на Православной выставке в Москве летом 2003 года. Мироточило изображение Царского Креста-мощевика, подаренного царственной чете Романовых князьями Шаховскими. Открытка с изображением Креста была прикреплена к иконе "Самодержавная" и мироточила во время поездки в село Верзилово, в здешний храм Преображения Господня. В настоящее время собираются данные об иконе "Яко орля крылья". Одна из копий этой иконы начала свой путь из Москвы 5-го марта 2004 года через Владимирскую епархию в Нижегородскую. Во время освящения иконы в одном из монастырей после слов священника: "покрой нас кровом крилу твоею" она сильно заблагоухала. В это время в храме находилась и чудотворная икона Божией Матери "Феодоровская". На Пасху 2004 года икона прошла с крестным ходом по Нижнему Новгороду. Во время 5 крестного хода в Дивеево, неся святой образ по канавке Божией Матери, молящиеся увидели, что икона замироточила. Когда 17 июля 2004 года икону несли Царским крестным ходом по Москве, то она являла чудеса, укрывала от гонителей, вразумляла и просвещала. 21 сентября 2004 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, образ сильно благоухал, а после, уже вечером, на крестном ходе - мироточил. Так продолжалось несколько дней. Миро истекло от чрева Божией Матери по направлению к скипетру, по дуге вниз налево - то есть вопреки всем известным законам физики. В этом чудном явлении верующие увидели указание свыше на то, что будущий русский Помазанник Божий - Православный Царь в духе уже венчан на царство Матерью Божией. Не похоже ли это на пятый стих 12-й главы Апокалипсиса: "И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его"? Один из первых случаев мироточения произошел во время паломнической поездки в поселок Локоть Брянской области к чудотворному образу Божией Матери "Умиление". Раба Божия Юлия из Москвы обнаружила на бумажной иконе "Яко орля крылья" два вида истечения маслянистой жидкости. Лицевая сторона была полностью покрыта миром, а на обороте наблюдалось, так сказать, "выборочное" мироточение. Дело в том, что на той стороне был напечатан текст популярного среди православных гимна-молитвы "Спаси, Владычица, Святую Русь, спаси!". Миро выступило только на словах: "Спаси, Владычица, Святую Русь", "испытаний", "от глада", "потопа", "меча", "огня", "ересей", "междоусобиц" и "врагов". Все это происходило в 2004 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том паломничестве в Локоть вместе с Юлей была ее подруга Наташа. Оказалось, что тогда замироточила и Наташина икона. Уже в Москве, когда обильное миро было собрано ватой собрано во флакон, "просохшая" икона вновь покрылась благоуханной "росой" и остается таковой до сих пор. А недавно, во время Международного пешего крестного хода "Москва - Минск - Киев", Юля с молитвой в сердце обратилась к самому первому мироточивому образу Николая II: "Батюшка царь, ты же любил иконы образы Божией Матери "Самодержавная" и "Яко орля крылья"...", и в этот момент говорившую окатила сильная благоуханная струя... Одной рабе Божией было явление царя Николая II, державшего в руках икону "Яко орля крылья". Это было похоже на завет царя-великомученика нам грешным. Вне всякого сомнения, икона сия - Имперская, для Церкви, уходящей в пустыню, как внешнюю, так и внутреннюю. Другой рабе Божией от иконы был голос: "У кого Моя икона в доме - помогу спастись". Для тех, кто возжелает глубже постичь смысл явления иконы, отсылаем к книге С.Фомина "И даны будут жене два крыла". Митрополит Ювеналий против Царицы Небесной Теперь об истории этих образов Божией Матери "Самодержавная" и "Яко орля крылья". До 1917 года они пребывали в храме, находившемся на территории имения князей Шаховских (ныне храм Преображения Господня в селе Верзилово Ступинского района Московской области) Как 6 предполагается, обе иконы были написаны в конце ХIХ века неизвестным иконописцем по заказу Шаховского в поддержку Царствующей династии Романовых, ради укрепления Самодержавия. Доподлинно известно, что царь Николай II с супругой Александрой Федоровной бывали в имении Шаховских и в память о своем визите подарили их храму лампаду с надписью, выполненной эмалью: "В честь коронования Николая и Александры. 1896г." Сия лампада находилась пред иконой "Яко орля крылья". Из-за особого почитания монарха храм считался Царским. До революции сюда приходил народ, чтобы вознести горячие молитвы ко Господу о благополучии Царственного дома Романовых.

В наше время, когда в этом храме прихожан помазывали для духовного укрепления елеем из этой драгоценной лампады, были зафиксированы случаи исцеления... Словно в предчувствии грядущей трагедии российского народа иконописец изображает на иконе Божией Матери "Самодержавная", равно как и на иконе "Державная", почти похожие сюжеты. Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со Скипетром в руке. Только Царским троном является Двуглавый орел - символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам от Византии. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: великий равноапостольный Царь Константин, первомученица Фекла Иконийская, Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Варлаам Хутынский. Царский орел стоит на "Камне Веры", он же - Христос ("камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" Мк. 12,10). Матерь Божия утверждает Царский престол, показывая тем самым, что истинное Православие возможно только при Самодержавной власти. У Божией Матери пояс в виде креста - в этом видно указание и нам распинаться за Царя-Батюшку. Радуга вверху - множество мира, примирение Бога с человеком. Несмотря на то, что икона написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов.

К счастью, все драмы и трагедии ХХ века не тронули эти две реликвии, и они неплохо сохранились до наших дней. Раньше в храме над иконой Божией Матери "Самодержавная" находились портреты великомученика Царя Николая II и великомученицы Царицы Александры. Но потом - по распоряжению благочинного - они были сняты и на это место было установлено Распятие.

К сожалению, обо всех относительно спокойных для икон временах приходится говорить в прошедшем времени. Весной 2004 года иконы, несмотря на растущее почитание в народе, по распоряжению митрополита Ювеналия (Пояркова) были убраны вместе с царской лампадой, а в храм назначен новый настоятель. 7 Летом 2003 года почитателями икон были сделаны фотокопии, после чего и началось их распространение среди верующих, а царский храм в Верзилово стал пользоваться еще большей популярностью. Всем хотелось увидеть оригиналы икон и приложиться к ним. Указания на появление Православного Царя продолжаются и по сие время: появление на подкупольной фреске образа Богородицы с Младенцем 16 сентября 2001 года в храме Спаса Преображения, что находится в селении Спас-Угол. Интересно, что после внесения икон "Самодержавная" и "Яко орла крылья" в алтарь одного из храмов, на небе была явлена радуга, а из перьевых облаков чудесным образом составилось изображение Царской Короны. На иконе "Яко Орля крылья" Богородица венчает двуглавого орла, в руке Она держит райскую лилию, символизирующую благую весть о грядущем Православном Царе. Духовный смысл иконы становится понятен через толкование на Апокалипсис иеродиакона Авеля и о.Андрея Горбунова в книге "Найдем ли мы Бога и себя?" Если говорить о духовном смысле иконы "Яко орля крылья", то он раскрывается в 12 главе Откровения Иоанна Богослова (стих 14): "И даны были жене два крыла большого орла (Даровано Самодержавное Царство Русское), чтоб она летела в пустыню в свое место (исконные Святорусские земли) от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол- времени". 12 глава, 5 стих: "И родила она младенца мужеского пола (Русского Православною Царя), которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (помазано на Царство)". Радуга над всем изображением, переходящая в земной шар, может означать, что это будет Царь-Победитель, и после очищения земли наступит мир и благоденствие...

Ирина Давыдова Жестоко большевики в будущем расправятся с настоятелем, прихожанами и с самим Храмом. Настоятеля иеромонаха Галактиона (Сергеева Егора Прокофьевича), ранее насельника Зосимовой пустыни, расстреляют на Бутовском полигоне 1 июля 1938 года. С дьявольской ненавистью подручные Ленина и Сталина начнут глумиться над иконами и святынями Храма. Они будут выкалывать глаза, расстреливать святые образа из винтовок, рубить шашками. Народ взросший на крови мучеников поднимется против них. Безоружные мужчины, женщины и дети из Верзилова и близлежащих наших деревень ринутся на красных, защищая веру Православную, святыни и Храм. Многие будут убиты, многих арестуют и расстреляют впоследствии. Но по милости Божий народу удастся отстоять свой царский Храм. Большевики испугавшись большого восстания прекратят своё глумление и не станут закрывать верзиловский Храм преображения Господня. Он станет единственно действующим Храмом во всей округе.

Потрясённый рассказами предков, я решил приложить все свои силы, чтоб узнать правду о тех героях, о тех святых мучениках павших «За веру, Царя и Отечество» в той страшной битве во времена 8 рождения Царской Самодержавной России – Третьего Рима, великого Царя Ивана Васильевича Грозного, и чья святая кровь, пролитая в русскую землю, освятила её и на которой взросли все мы.

Нашествие 27 июля 1572 года, объединённые силы тёмных орд подошли к «Поясу Богородицы». Так в то время называлась укреплённая граница Русского Царства, которая проходила вдоль Оки и имела мощные крепости в городах Серпухов и Коломна. Велики были тёмные силы. Было ощущение, что ад собрал всю свою мощь и пытается уничтожить молодую Царскую Самодержавную Россию – Святую Русь. Которая 13 декабря 1546 года впервые обрела своего Помазанника Божьего - Православного Самодержавного Царя Ивана Васильевича Грозного и стала Святой Русью, Третьим Римом, отражением Царствия Божьего на земле. Ведь до этого наш народ хоть и был православным, но имел языческую, не богоугодную форму власти, а обретя Царя наш народ стал Богоносным, Богоизбранным. Неугасаемым фаворским огнём стала светить Русь всем народам земли.

Вот этот огонь и пытались затушить полчища тьмы, идущие на Москву. Возглавлял их Крымский Хан Девлет-Герей. Он был уверен в своей победе, ведь под его началом было невиданное по численности для того времени войско в 120 000 человек, в состав которого вошли: около 70 000 жестоких конников Ногайской орды, 40 000 отборных воинов Крымской орды, а Султан Османской Империи передал Хану Девлет-Герею, самых профессиональных и свирепых воинов востока - свою личную гвардию 7000 янычар с пушками и мушкетами. В свою очередь Папа Римский посредством европейских стран направил Хану своих лучших военных советников и инженеров по осадному делу для штурма святого града Москвы. Это был не обычный ордынский набег на Русь. Перед началом вторжения Хан Девлет-Герей говорил всем, что идет на Москву не с набегом, а для того чтоб стать Царем Руси. Но каким Царём? Безбожным, жестоким. Царём от сил тьмы и хаоса. Страшная судьба бы ждала всех нас, если мы проиграли бы в той войне. Святая Русь была бы уничтожена, русский народ на долгие века попал бы в рабство, а Православная вера и Церковь была бы на грани уничтожения. Девлет-Герей уже распределил русские земли между своими приближёнными, а невольнические рынки Крыма и Османской Империи ждали миллионов русских рабов.

Двигалась объединённая орда Девлет-Герея на Москву по древней дороге – по Муравскому шляху. Муравский от слова «мурава» - трава. Муравский шлях брал своё начала у Крыма в районе Перекопа и шёл до Тулы, дальше он разветвлялся на сакмы и расходился в разные стороны. С древних времен по Муравскому шляху на Русь двигались орды кочевников. Шли чтобы жечь и грабить русский народ, но самой ценной добычей для них был пленные «яссиры». Не проходило года, чтобы свирепые конные отряды кочевников, не ходили бы за добычей на Русь. Проторенным путем, огибая истоки небольших 9 рек, по хребту водораздела Оки и Дона двигались орды по Муравскому шляху в направлении Тулы. Направо к реке Воронеж и налево к Оке Муравский шлях разветвлялся, от него уходили шляхи и сакмы в глубь лесостепи. И тут все пути расходились веером, по ним изгоном (быстрым набегом), россыпью по селам, по всем местам, где пытались укорениться русские хлебопашцы, бортники, охотники, рыболовы, шел беспощадный грабеж - все сжигалось, старики убивались, а молодых - матерей, отцов, ребятишек - уводили в плен тысячами для продажи на невольничьих рынках Причерноморья. Для детей, не могших идти на аркане за всадниками, имелись специальные корзины, подвешенные к бокам лошадей. Люди были главной добычей, но уносилось все сколько-нибудь ценное «вплоть до гвоздей из строений и подков, сбитых с копыт павшей лошади».

За первые пятьдесят лет XVI века совершено сорок три (!) набега. Во время своих набегов орды старалась обходить трудные переправы чрез реки, глубокие овраги, болота и пр., хотя вместе с тем не страшились переплывать даже чрез такие широкие реки, как Днепр. Но задержки для них были неудобны главным образом на обратном пути, когда обремененные добычею и «яссиром», они спешили уйти от могущей быть погони. Поэтому и Муравский шлях, как и другие, шел, изгибаясь, между верховьями рек по водоразделу бассейнов Северскаго Донца и Днепра. Кто из русских, подвергавшихся их нападениям, не знал тогда об этом шляхе и не содрогался от ужаса, услышав одно его название! По подсчётам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей из русских земель составило на протяжении XIV—XVII веков около трёх миллионов человек. Вместо спаленной избы можно было поставить новую, но кому ставить? Южное пограничье Руси пустело.

Персидский шах Аббас Первый, принимая послов из Москвы, выразил удивление, что в государстве Руси еще сохранились люди. Нужно отметить, что это второй поход Девлет-Герея на Москву, первый он осуществил годом ранее, когда предатели из числа русской знати указали ему тайный путь в обход наших укреплений, сторожевых башен и засек, что позволило хану в 1571 году незаметно и неожиданно подойти к Москве. Разорение было огромно. Хан сжег Москву в окрестностях Кремля, убил и пленил огромное количество русских. Но крымские и нагайские татары были безсильны перед стенами могучего и святого московского Кремля. Ведь татары были сильны своей подлостью, грабежом и набегами, но у них практически не было огнестрельного оружия и инженерной науки по взятию крепостей. Можно сказать, набег 1571 года был разведкой боем. Сделав выводы из предыдущего похода, силы мировой тьмы передали хану лучших осадных инженеров Европы, военных советников и вооруженных «до зубов» огнестрельным оружием и тяжелыми пушками османских янычар.

Когда на Руси впервые на Царский Престол взошел Помазанник Божий. Бог стал благоволить Русскому Царству. Началось невиданное ранее развитие практически всего. Были достигнуты ошеломляющие успехи в науки, промышленности, торговле, строительстве, искусстве, книгопечатанье. Русь вышла на первое место в мире по количеству напечатанных книг. Особые успехи были достигнуты в военном искусстве. Царь Иван Грозный особое внимание уделял самому перспективному на тот период виду вооружения-огнестрельному оружию. Русь заняла первое место в мире по количеству огнестрельного оружия пушек и пищалей разных видов и калибров. С небывалой скоростью разрасталась территория Руси. Как скорлупы орехов падали перед православным царским войском непреступные стены Казани и Астрахани, а вместе с падением стен к Русскому Царству присоединялись огромные территории Сибири и Поволжья, которые ранее контролировали покорённые города. «Кто побеждает и 10 соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся» Откр. 2:26,27

В открытом бою русской армии не было равных по стойкости и силе во всей Европе и Евразии. Повсеместно строились новые города и крепости. Их количество стало исчисляется десятками. Русский народ под руководством Помазанника Божьего перешёл границу Оки и начал заселять Дикое поле – безкрайние плодородные просторы огромной степи, протянувшейся от Оки до Каспия и Черного (Русского) моря. Под контроль нашего государства перешли основные торговые пути из Азии в Европу. Теперь Москва влияла не только на региональную, но и международную торговлю. Вместе с Помазанником Божьим на Русь пришло особое покровительство Господа и Пресвятой Богородицы. И благодаря этому, велики и восхитительны были достижения русского государства за 25 лет.Но блеск золотых куполов и стремительно нарастающее могущество Руси «кому-то черный глаз слепило» и силы мировой тьмы утвердились в необходимости нанесения сокрушительного и решающего удара по Святой Руси, что явилось основой для похода объединённых орд хана Девлет-Герея на Русь. Вторжение Движущаяся по Муравскому шляху лавина темных орд под руководством хана Девлет-Герея подошла к Московскому Царству, на этот раз им не удалось подойти незамеченными, как это было в 1571 году.

Ибо Царь Иоанн Грозный приложил много усилий по искоренению измены и преданию справедливому суду предателей. О нашествии узнали заранее. Москва смогла подготовиться к обороне. Был значительно укреплён берег Оки, построено большое количество деревянных укреплений. По приказу Царя со всей Руси в Москву прибыли отряды:  стрельцов – высокопрофессиональные пешие воины, вооруженные самым современным на тот период времени огнестрельным и холодным оружием;  «боярские дети» - тяжелая, хорошо вооруженная кавалерия, созданная по примеру византийских катафрактов;  Опричников, поместное ополчение, казаки, немецкие наёмники и пушкари; Всего 20034 человека.

В русском войске было много знатных и талантливых воевод, но Царь командование русскими войсками доверил видному воеводе и боярину Михайлу Ивановичу Воротынскому. Войска выдвинулись в сторону Оки и заняли ключевые оборонительные позиции на укреплённом берегу. Основные силы русской армии сосредотачиваются в городе Серпухов под непосредственным командованием воеводы Воротынского. Дело в том, что Муравский шлях, по которому двигалось войско Девлет-Герея, дойдя до Тулы фактически имел продолжение до города Серпухов только в меньшем масштабе. Зная это Иоанн Грозный и отдаёт приказ перекрыть Старый Муравский шлях в районе Серпухова. 11

Изучая документы и летописи описывающие события вторжения Хана Девлет-Герея в 1572 году и ход битвы при Молодях, я нашёл огромное количество не состыковок, а порой и взаимоисключающих фактов, что привело меня к мысли о масштабной фальсификации исторических документов, описывающих те великие события с целью извратить и стереть её из памяти народной.

Познакомлю вас с тем, что мне удалось по крупицам воссоздать: 1. 23 июля 1572 года / 2 августа в среду началось вторжение несметной орды хана Девлет-Герея в Русское Царство. Орда сожгла окрестности Тулы и двигалась к Серпухову. «Тово же году июля в 23 день прииде крымской царь Девлет-Гирей на государевы украины, а с ним дети ево 147, а с ними крымские и нагайские многие люди.»«И прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Русскую землю и росписав всю Русскую землю комуждо что дати, как при Батые. И прииде преже на Тулу и посады пожег.

И от Тулы к берегу, а на берегу в Серпухове стоят воеводы изо всех полков: князь Михаиле Иванович Воротынской с товарищи.» Русские люди восприняли вторжение огромного войска хана, как наказание Божие за грехи народа. Народ стал усиленно молить Бога и Пресвятую Богородицу о прощение и о помощи в решающей схватке с силами зла. «О приходе Цареве на Молоди. Лета 7080-го виде царь крымский гнев божий над Русскою землею попущением божиим за грехи наша. И прииде царь с великими похвалами и с многими силами на Русскую землю и росписав всю Русскую землю комуждо что дати, как при Батые.» Перед объединённой Ордой стояла непростая задача перейти границу Русского Царства «Пояс Богородицы», которая в то время проходила по реке Оке, была хорошо укреплена. В основных стратегических пунктах (у переправ) располагались города 12 Серпухов (на Муравском шляхе) и Коломна (на Ногайском шляхе). В них были построены могучие крепости, располагались многотысячные военные гарнизоны. А практически по всему берегу стояло хорошо вооруженное русское царское войско, которое имело большое количество пушек и другого огнестрельного оружия и было хорошо обучено.

В то время через Оку, если двигаться по Муравскому шляху, было только три места, где можно было переправиться через эту широкую и быструю речку: около Тешиловского стана — Тешиловский перевоз (что-то типа небольшой паромной переправы), Сенькин брод (глубина около 1,5м, люди переправляются по грудь в воде, в всадники по седло, очень сильное течение, использовался редко и о нём мало кто знал), и безымянная, но основная переправа около устья реки Нары у города Серпухов (деревянный мост, переправа хорошо укреплена крепостью в которой располагались основные силы русской армии).

Очевидно, что для переправы 120 000 ордынского войска с огромным обозом Тешиловский перевоз с паромной переправой не подходил. Самым удобным местом была Серпуховская переправа. 2. 27 июля/6 августа воскресенье. Армия тьмы под руководством Девлет-Герея подошла к Оке в районе города Серпухов. А крымской царь в неделю в 27 день из-за Оки реки к наряду пришол и стрелял по полком государевых бояр и воевод. А государевы бояре и воеводы князь Михайло Ивановичь Воротынской с товарищи по татарским полком ис пушок из гуляя города стрелять не велели.

Хан сходу предпринял мощные атаки на серпуховской оборонительный рубеж в районе реки Нара и деревни Дракино с целью овладеть переправой. Атакой командовал лучший воевода Орды мурза Дивей. Атаки были отбиты силами русских, татары понесли большие потери. «И было дело с ним правой руке князь Миките Романовичю Адуевскому да Федору Васильевичю Шереметеву на Оке реке верх Нары.» Всё шло так, как просчитал великий Царь Иван Грозный, еще раз проявив свой воинский талант и стратегическое мышление.

Но случилось непредвиденное. По преданию, предатель- перебежчик из числа русской знати рассказал хану, что помимо широко известных двух переправ через Оку, есть еще одна, малоизвестная – Сенькин брод. Как говорится – везде свой Иуда. Образовался этот брод в районе где в Оку впадает бурная речка Лопасня в районе деревни Турово. Дело в том, что бурное течении Лопасни несет много песка, который намыл большую отмель через которую стало возможным в брод переправиться через Оку. Обнаружили этот брод случайно. В народе существует легенда, что в древние времена пастушок Сенька пас стадо коров на противоположном берегу, коровы устремились на водопой к реке, но какое удивление было у пастушка, когда он увидел, что некоторые коровы дошли до середины реки, а единицы перешли на противоположный берег. Так был обнаружен этот брод. Впоследствии через него проложили торговый путь из Астрахани - сакмы Ногайского шляха. Он был известен как ордобазарная дорога — использовалась для перегона скота и лошадей на русский рынок с низовий Поволжья.

Именно по Ногайскому шляху через Сенькин брод вел свои войска на бой с Мамаем Великий Московский Князь Дмитрий Донской, идя с огромным войском на Куликово поле. Дмитрий Донской стремясь пройти на поле брани максимально незамеченным и в самые короткие сроки предпринял военный 13 маневр - переправиться через Оку не в районе Коломны, где была хорошая переправа, а переправиться на другую сторону Оки через Сенькин брод, что стало бы полной неожиданностью для противника. В то время Сенькин брод еще именовали бродом Четырёх Церквей. Современные историки не знакомые с деталями ландшафта, в своих трудах допустили грубую ошибку: они посчитали, что Князь Дмитрий Донской вел своё стотысячное войско с огромным обозом из Коломны на Сенькин брод непосредственно вдоль берега Оки, но это абсолютная выдумка. Там непроходимые леса, овраги и болота, но самое главное они не учли, что на его пути лежала непреодолимая природная преграда - река Каширка. В то время полноводный, глубокий, судоходный – приток Оки с быстрым течением, который огромным серпом преграждал дорогу от Москвы и Коломны к Сенькиному броду.

Единственное место где Дмитрий Донской мог переправиться через Каширку – Сенькин перевоз. Не путать с Сенькиным бродом (!) это два разных места. Сенькин перевоз - небольшая переправа через Каширку паромного типа в Коневском стане Коломенского уезда. Я нашёл, где именно располагался Сенькин перевоз - в непосредственной близости от вышеописанной мной деревни Дворяниново, в районе Иван- Теремца. Местные предания гласят, что переправа через Каширку далась Дмитрий Донскому не просто. Далее Князь по сакму Ногайского тракта спустился к Сенькиному броду, переправился через Оку и двинулся на Куликово Поле.

14 Вернёмся к хану Гирею. После неудачных атак на Серпухов, Хан приказывает османским янычарам начать артиллерийский обстрел русских позиций. «…Царь крымскый в недилю в 27 день из-за Оки стрелять ис полков велел с наряду по полком по нашим, по русским». Русская артиллерия по приказу М.И. Воротынского открыла ответный огонь. Канонада на Оке под Серпуховом продолжалась, если верить «Повести о победе над крымскими татарами…», «…день весь до вечера и два часа нощы» Хан Девлет-Герей понимает всю безпреспективность дальнейших атак на Серпухов и принимает решение переходить Оку в районе Сенькино брада, а потом безпрепятственно по сакму Ногайского шляха, пройдя через реку Каширка и Пахра, выйти к Москве в районе современного города Домодедово. Для маскировки своего маневра, он оставляет под Серпуховым многочисленный отряд в 3000 воинов. Отряд должен был создавать иллюзию подготовки основного штурма Серпухова, вести беспокоящий артиллеристский огонь, сдерживая русские силы в районе Серпухова, пока основные силы орды не переправятся через Сенькин брод. Военный стратегический гений Царя Ивана Грозного предусматривал и такой возможный сценарий событий. Воевода Воротынский для защиты Сенькиного брода расположил в этом месте многочисленный отряд под руководством князя Ивана Васильевича Шуйского. «И первое дело было с крымским царем в суботу сторожевому полку князь Ивану Петровичю Шуйскому на Сенкине броду.» Крымский хан приказывает большому сторожевому отряду под руководством своих царевичей (сына и внука) атаковать русский полк Шуйского, захватить Сенькин брод, первыми переправиться через Оку и провести разведку Ногайского шляха для обеспечения безпрепятственной переправы основных сил через Оку и быстрого продвижения их к Москве в обход основных сил русской армии. Сторожевой полк ханских царевичей в ночь с 26 на 27 июля 1572 года захватывает Сенькин брод и начинает продвижение по Ногайскому шляху, а основные силы Орды ночью с 27 на 28 июля начинают переправу через неё. Вернёмся к сторожевому полку ханских царевичей. Овладев Сенькиным бродом они начали спешное движение по Ногайскому шляху в сторону Москвы и через несколько часов, днём вышли к реке Каширка у Сенькиному перевоза, в районе современного населённого пункта Иван-Теремец. Сенькин перевоз охраняло 200 боярских детей - элитных воинов Ивана Грозного. На крутой возвышенности располагались деревянные укрепления с прекрасным обзором окрестностей. Небольшая паромная переправа была прекращена, а пушки и огнестрельные пищали прикрывали подход к ней. На помощь отряду боярских детей пришли добровольцы, ополчение из местных деревень Коневского стана. Сколько было добровольцев сказать сложно, но по приданию и летописям это было практически всё мужское население. В этот момент каждый решал для себя с кем ему быть и как поступить: либо встать на защиту Православного Царя, молодого русского самодержавия, Москвы и Церкви, приняв неравный бой с тёмной Ордой или предать всё, спасая свою жизнь, прятаться в глуши непроходимых лесов. Народ сделал свой выбор и впервые в истории русского народа добровольно и осознано встал «За веру! Царя! И Отечество!»

15 Сторожевой полк ханских царевичей подошёл к Сенькиному перевозу днем 27 июля 1572 года. Оценив обстановку и оборону русских, царевичи поняли: что днём, на открытой местности в конном строю, атаковать деревянные укрепления, подставляясь под шквальный огонь пушек и пищалей русских, когда перед тобой глубокая и полноводная река Каширка, которую невозможно форсировать в брод, без обоза, не имея пушек и огнестрельного оружия, дело безпреспективное и грозящее полным разгромом. Они посылают хану гонца с донесение, а сами принимают судьбоносное решение не вступать в бой, уйти с Ногайского шляха (условно современное Каширское шоссе), обогнуть реку Каширку, выйдя на Муравский шлях (современное Варшавское шоссе) и двигаться по нему к Москве. Хан получив сообщение от сторожевого полка царевичей, принимает решение направить на штурм Сенькиного перевоза одного из лучших и свирепых своих воевод мурзу Теребердей с 20 000 лучших ногайских всадников. 3. 28 июля/7 августа понедельник. Мурза Теребердей изучая донесение гонца, оценивает обстановку и оборону Сенькиного перевоза. Он опасается шквального и прицельного огня русских пушек и пищалей, понимая, что сходу форсировать речку не получится, а открытая местность, дольний обзор сулит ему огромные потери. Он принимает решение атаковать Сенькин перевоз ночью, когда русские не смогут применить свою смертоносную артиллерию и преимущество в обзоре и ландшафте местности. Ночью с 27 июля на 28 июля Теребердей начинает атаку русских укреплений Сенькиного перевоза. Для быстрого форсирования реки, он приказывает нарубить и сплести сотни плетений из кустарника и тонких деревьев, бросая их в воду воины орды создали искусственную переправу (брод). Тысячи ногайских головорезов ринулись на русские укрепления. Жестокий был бой. Мужественно сражались добровольцы ополчения и боярские дети. Никто не дрогнул и не побежал. Кровавая резня продолжалась до утра. Погибли все защитники Сенькиного перевоза, выполнив свой долг до конца. Это были первые святые русские мученики добровольно и осознано положившие свои головы «За веру! Царя и Отечество!» Дело в том, что в бою приняли участие простые мужики – добровольцы из окрестных деревень, служба в армии не была их обязанностью, но позову сердца они отдали жизнь за Царя и Церковь. Несчётно ногайцев полегло в том бою, но силы были не равны, полчища тьмы сокрушили мужественных защитников Сенькиного перевоза, обогрев их святой кровью русскую землю. Нужно отметить, что в летописях полноводный приток Оки - река Каширка не имеет собственного названия, а указывался как сама Ока. Эта неточность и привела к большой путанице в дальнейшем. Сложно сказать злонамеренно или случайно она образовалась. «А как крымской царь приходил, и на Сенкине перевозе стояли по сю сторону Оки двести человек детей боярских. И Теребердей мурза с нагайскими тотары пришол на Сенкин перевоз в ночи и тех детей боярских розогнали и розгромили и плетени ис подкопов выняли да перешли на сю сторону Оки реки.» Ведя неравный бой, защитники Сенькиного перевоза успевают отправить воеводе Воротынскому в Серпухов гонца с вестью о том, что сторожевой полк ханских царевичей повернул на Муравский шлях и движется в направлении Москвы, что основные силы Орды переправились через Оку и атаковали Сенькин перевоз.

Многочисленный конный ногайский отряд Теребердея, разгромив защитников перевоза, быстрым и безпрепятственным маршем двигаются по 16 Ногайскому шляху к Москве.

Дойдя до Москвы 28 июля блокируют все дороги вокруг неё. «Июля в 28 день в понедельник тот Теребердей мурза пришол под Москву и круг Москвы отнял все дороги, а не воевал ничево.» Вслед за Теребердеем, по Ногайскому шляху в обход сил русских двигаются основные силы Орды во главе с ханом Девлет-Герея. Гонец прибывает в Серпухов ранним утром 28 июля. Воротынский ознакомившись с донесением приказывает отряду опричников под руководством известного опричного воеводы Дмитрия Хворастинина и боярским детям под руководством князя Андрея Хованского, на легке начать преследование сторожевого полка ханских царевичей, а сам с основными силами, пушками, обозом и с передвижной крепостью Гуляй-город двигается следом. Хворостин и Хованский настигают ханских царевичей в районе деревни Молоди у Воскресенья. Начинается бой в котором ханский отряд полностью уничтожен. Царевичи бросив отряд бегут в расположение хана, который пройдя по Ногайскому шляху через Сенькин перевоз уже находится за рекой Пахра. «И передовова полку воеводы князь Ондрей Хованской да князь Дмитрей Хворостинин пришли на крымской сторожевой полк. А в сторожевом полъку были два царевича. И учали дело делать у Воскресенья на Молодех и домчали крымеких людей до царева полку. И царевичи прибежали и учали царю говорить, что к Москве итти не по што: московские люди побили нас здесь, а на Москве у них не без людей же.» Добравшись до хана, они сообщают ему, что их отряд разбит, а русская армия в полном составе преследует их, что не удалось обмануть русских, выиграть время и безпрепятственно подойти к Москве. Они сообщают, что русская армия своевременно была уведомлена гонцом от защитников Сенькиного перевоза, а для обороны Московского Кремля Царь Иван Грозный оставил многочисленный отряд по командованием князей Юрия Ивановича Токмакова и Тимофея 17 Долгорукого. «А на Москве в ту пору оставлены были: князь Юрьи Ивановичь Токъмаков да князь Тимофей Долгорукой.» «И царевичи прибежали и учали царю говорить, что к Москве итти не по што: московские люди побили нас здесь, а на Москве у них не без людей же.»

Хан понимает, что рискует. Появляется угроза, что при штурме Московского Кремля ему в спину ударит своевременно подоспевшие основные силы русских, и он окажется между «молотом и наковальней». В этом случае полного поражения не избежать. Он принимает решение остановить дальнейший марш на Москву. Приказывает мурзе Теребердею возвратиться из-под Москвы и воссоединиться с основными силами орды, а после объединёнными силами планирует разгромить войско Воротынского, находящегося на марше и только потом идти на Москву.

Хан возвращается к Пахре и встаёт укреплённым лагерем на противоположном берегу в болотистой местности дожидаясь прихода Теребердея. Он планирует навязать решающий бой армии Воротынского именно в этом месте и использовать реку Пахра как естественную водную. «И крымской царь оттого убоялся, к Москве не пошол, что государевы бояря и воеводы идут за ним; да, перешот Пахру, крымской царь семь верст стал в болото со всеми людьми.» В распоряжение царевичей он предоставляет многочисленный отряд в 12000 воинов, для уничтожения отряда опричников Хворастинина и боярских детей Хованского, которые преследовали их.

Русские увидев наступающих ордынцев, начали спешное отступление в сторону основных сил Воротынского, заманивая ордынцев в засаду под пушечный огонь основных сил. Маневр удался. Татары попали в засаду и понесли тяжелые потери. «И царь крымской послал нагайских и крымских тотар двенатцать тысечь. И царевичи с тотары передовой государев полк мъчали до большово полку до гуляя города, а как пробежали гуляй город вправо, и в те поры боярин князь Михаиле Иванович Воротынской с товарищи велели стрелять по татарским полком изо всего наряду. И на том бою многих тотар побили.»

4. 29 июля/8 августа вторник. Хан с основными силами орды находиться за Пахрой в укреплённом лагере на болотистой местности, ожидает прибытие сил Теребердея. Во второй половине для Теребердей прибывает в расположение основных войск Орды. Хан принимает решение оставить лагерь, переправиться через Пахру навстречу русской армии. Его войско было сильно своими конными воинами, которым равным по силе не было в Диком поле. Хан хочет использовать своё преимущество и атаковать основные сила Воротынского на марше, на открытой местности, пока они не успели укрепиться. Но его планам не суждено было сбыться. Основные силы русских под руководством Воротынского уже прибыли в район деревни Молоди и Воскресенья. Начали занимать боевые позиции у реке Рожайка, разместив на противоположном берегу многочисленную артиллерию, а на высокой возвышенности успели установить передвижную крепость Гуляй-Город.

О Гуляй - Городе я хотел бы рассказать подробнее. Гуляй-город – уникальное изобретение русских военных инженеров, не имеющее аналогов в мире, передвижная крепость, созданная для борьбы с кочевниками в Диком поле. Дикое поле – ровная степь, простирающаяся от Оки до 18 Крыма, Черных и Азовских морей.

Принцип устройства – на тысячи телег и повозках располагались специальные дубовые щиты с бойницами для пушек, пищалей и лучников. Во время марша телеги использовались для транспортировки амуниции, пушек, пеших отрядов воинов. В обороне повозки выставлялись в круг, соединялись между собой, пушки и стрелки занимали специальные боевые позиции, что позволяло молниеносно построить на открытой равнине Дикого поля надежное оборонительное сооружение и наносить кочевникам сокрушительные поражения полностью нивелируя их преимущество неожиданных набегов, скорости и манёвра на открытой местности.

Гениальное решение, которое ещё раз доказывает каким великим стратегом и гениальным полководцем был Иван Васильевич Грозный. Это изобретение открывало дорогу русскому царству на покорение безкрайних просторов Дикого поля.

5. 30 июля/9 августа среда. К раннему утру Воротынский закончил развёртывание основных сил. Армия была готова к решающему бою с силами тьмы. Это было завораживающее зрелище, на крутой возвышенности, окруженный искусственной дополнительной насыпью красовался Гуляй Город, над ним развивались огромные хоругви с ликом Христа и Богородицы, вокруг хоругвей, внутри крепости в черных «смиренных» мундирах стояли опричные царские полки, готовые насмерть биться за веру, за Царя, за русское царство. Грозно смотрели в сторону неприятеля жерла сотен пушек и тысяч пищалей. Гуляй-Город ощетинился тысячами копий и бердышей. По 19 левую и правую сторону от Гуляй-Города ровными рядами, как монолитные скалы, стояли под святыми хоругвями стрелецкие полки в красных мундирах, за ними блистая на солнце пластинчатыми доспехами, с ног до головы закованные в броню стояли отряды боярских детей. За их спинами, за рекой Рожайкой, на крутом берегу суетились артиллеристы и инженеры готовя к бою основную батарею, состоящую из сотен орудий, весь берег реки был утыкан кольями, а на верху был построен редут.

Пребывая в надменной уверенности сокрушить святую христианскую армию русского царства, хан повёл полчища тьмы на решающий бой. Десятки тысяч визжащих, гогочущих ногайских и татарских всадников, звериные янычары начали бесовское движение на святую армию. Кони переходили в безудержный галоп. Началась великая битва за Русское Царство, за Помазанника Божьего, за Церковь Православную, за Третий Рим.

Наступающие рассчитывали застать русских врасплох на открытой местности и перерубать всех дикой кавалерией, но вместо этого, они оторопев от ужаса увидели на высоком холме непонятно откуда взявшуюся крепость. Грохот сотен орудий и тысяч пищали «привели их в чувства». Тысячами русские ядра, пули и картечь косили ордынцев. Всю округу заволок дым от выстрелов, а грохот залпов слился в единый раскат непрекращающегося грома. Исполинами стояли русские полки против армии тьмы. Началась страшная сечь. В этой кровавой мясорубке погиб звериный воевода Теребердей, были убиты три брата Ширинских астраханских князей, попал в плен легендарный воевода мурза Дивей, был пленён Астраханский царевич. Атака тьмы захлебнулась, десятки тысяч убитых ногайцев и татар остались лежать на поле у деревни Молоди у Воскресенья, среди них были европейские военные советники и османские янычары. Орда отступила в свой лагерь. «30 день крымской царь съшолся з государевыми бояры и воеводы в сроду на Молодех у Воскресенья, от Москвы за полпятадесять верст. И учали передовые люди травитися. А слуга и боярин князь Михайло Иванович Воротынской с товарищи в ту пору гуляй город поставили. И большой полк стоял в гуляе городе, а иные полки стояли за гуляем городом, недалече от города. И почали с крымским царем битися.

И в среду было дело великое. И божиею милостию и государевым счастьем крымского царя побили и нагайсково большово мурзу Теребердея убили; да на том же бою взял суздалец сын боярской Темир Алалыкин крымсково большово мурзу Дивея; И многих мурз поимали да ширинских князей трех братов убили да царевича астрахансково взяли жива.» 31 июля/10 августа четверг и 1 августа/11 августа в пятницу боя не было, войско Орды приходило в себя от сокрушительного поражения среды. В татарском лагере ситуация была панической. Рядовые татарские воины роптали, сетуя на малую добычу и большие потери, мурзы открыто критиковали действия хана. Главная ударная сила Девлет-Гирея, ногаи, находились на грани бунта – хан в послании Ивану Грозному писал, что де пришли де к нему ногаи и жаловались – «…пришли есмя из нагами пять месяц и нам лежать не прибыльно и лошадем истомно; молвя, все заплакали и нужю свою нам в ведоме учинив, заплакав, на ногу пали» Огромное влияние на принятие ханом решения о генеральном сражении с русскими оказало пленение русского гонца, который вес Воротынскому сообщение о том, что ему на подмогу из Новгорода 20 вышло огромное русское войско во главе с самим Помазанником Божьем Иваном Васильевичем Грозным и через несколько дней оно прибудет к нему.

2 августа/ 12 августа в субботу Хан повёл в решающей бой на русскую армию все свои силы. В бешенной атаки обезумевшие ордынцы неслись на Гуляй-Город, тысячами они падали скошенные залпами русских пушек и пищалей, добравшись до стен Гуляй-Города они руками и как свидетельствуют исторические источники, даже зубами влеплялись в дубовые щиты крепости. Пиками и бердышами их кололи и рубили русские воины. Вокруг Гуляй –Города валялась тысяча отрубленных рук воинов тьмы. Костяк обороны Гуляй-Города составляли опричники во главе с Дмитрием Хворостининым, под общим руководством опытного воеводы боярина Воротынского. В разгар боя мудрый и решительный воевода Воротынский, принимает решение осуществить дерзкий маневр. Взяв отряд опричников он выходит с тыловой части крепости и глубоким оврагом заходит в тыл Орде и смело бросается в бой, одновременно с ним, защитники Гуляй-Города дают невиданный залп из всех орудий и пищалей, а после выходят за стены крепости и бросаются на врага. В этом бою погиб сын хана и его внук, наследник Орды.

«А в суботу царь крымской послал царевичей и нагайских тотар и многие полки пеших и конных к гуляю городу выбивати Дивея мурзу. И тотаровя пришли к гуляю и изымалися у города за стену руками; и тут многих тотap побили и руки пообсекли безчисленно много. И 21 боярин князь Михайло Иванович Воротынской обошол с своим большим полком крымских людей долом, а пушкарем приказал всем из большово наряду, ис пушек и изо всех пищалей стрелять по тотаром. И как выстрелили изо всево наряду и князь Михаило Воротынской прилез на крымские полки ззади, а из гуляя города князь Дмитрей Хворостинин с немцы вышол. И на том деле убили царево сына да внука царева колгина сына (Калгин сын — сын калги Мухаммед-Гирея, наследника крымского хана Девлет-Гирея, т. е. внук последнего) и многих мурз и тотар живых поимали.» Армия тьмы не выдерживает такого натиска. Первым побежал в сторону Ногайского шляха хан Девлет-Герей со своей свитой, по дороге приказывая своим воинам биться до конца, но видя удирающего в страхе своего повелителя, воины дрогнули и побежали за ним. Убегая хан приказал 2000 воинам прикрывать свой отход. Отступал он по Ногайскому шляху, через Сенькин перевоз далее через Сенькин брод он переправился через Оку и ушёл в Крым.

На Сенькином броде для прикрытия своего отхода он оставил еще 3000 воинов. «И тово же дни августа в 2 день в вечеру оставил крымской царь для отводу в болоте крымских тотар три тысечи резвых людей, а велел им травитца; а сам царь тое ночи побежал и Оку реку перелез тое же ночи. И воеводы 22 на утрее узнали, что царь крымской побежал и на тех остальных тотар пришли всеми людьми и тех тотар пробили до Оки реки. Да на Оке же реке крымской царь оставил для обереганья тотар две тысячи человек. И тех тотар побили человек с тысечю, а иные многие тотаровя перетонули, а иныя ушли за Оку.» Русские увидев бегство Орды, бросились вдогонку и начали преследование отступающих. Полностью были уничтожены первые обороняющиеся 2000 татар, русская кавалерия преследовала ордынцев на всём пути отступления до Оки и весь Ногайский шлях был завален порубленными и пострелянными ордынцами. Были порублены и 3000 татар, оставленных ханом на Сенькином броде.

Согласно летописям более тысячи татар утонуло в Оке. Проходя через Сенькин перевоз наши смогли наконец похоронить в братской могиле святых героев – его защитников 200 боярских детей и множество русских добровольцев ополченцев из местных деревень. На месте захоронения был насыпан огромный холм, но погибших было так много, что не удалось захоронить всех в одном месте. Тела погибших были захоронены еще в двух местах. Потери армии тьмы были огромны 113 000 человек. До Крыма добралось меньше 7000 человек.

В преданиях сказано, что в Крымских аулах не осталось мужчин. Так закончила своё существование объединённая армия тьмы, посланная мировым злом для уничтожения молодого русского Царства, Помазанника Божьего и Христианской Церкви. Наша армия вернулась в места своей постоянной дислокации на «Пояс Богородицы» - границы вдоль Оки. Через несколько дней на Оку в расположение своей доблестной армии прибыл сам Царь Иван Васильевич Грозный. Он щедро наградил всех выживших героев. Прибыл он и на Санькин перевоз, чтоб склонить голову перед мужеством его защитников и вознести соборную молитву к Господу за упокой душ святых героев. На месте их погребения Царь приказывает построить храм Рождества Богородицы. Храм виден за много километров, и путники, идущие по 23 Ногайскому шляху от Сенькиного брода на Москву, проходя через Сенькин перевоз будут всегда молиться и поминать павших святых героев – его защитников.

Место захоронения защитников в народе получило название Покровский погост, ведь уснули святые герои вечным сном под покровом Богородицы, насмерть защищая веру Православную и Царя. До 1930-годов на всех картах это место отмечено не как населённый пункт, а как погост Иван-Теремец.

МЕСТО БИТВЫ В 2017 году известным археологом была проведена археологическая разведка по поиску непосредственного места битвы при Молодях. Четыре месяца десятки археологов проводили поисковые работы. Я уверен в ошибочности выбора места для археологической разведки. Я считаю, опираясь на летописные источники, что битвы там не было. Эти места не соответствуют её описаниям и несущественные археологические находки тому подтверждение. Битва проходила всеверо-восточнее в 3-х километрах от места разведки.

24 В своём анализе я учёл топографические ориентиры, которые указаны в летописях: 1. Наличие большого природного холма, возвышенности, на которой был расположен Гуляй-Город. 2. Наличие оврага рядом с холмом, идущего в сторону Пахры достаточной глубины, что смог полностью укрыть многочисленный отряд конных (!) опричников Воротынского от глаз неприятеля. 3. Близость от холма речки Рожайки с крутым противоположным берегом на расстоянии не более 1,5 км от холма (при дальности стрельбы орудий 2,5-3 км), т.к. там располагалась артиллерийская батарея прикрывающая Гуляй-Город. Место археологической разведки не соответствует ни одному из вышеперечисленных мною параметров. Я провёл самостоятельный анализ и учитывая топографические данные, нашёл два возможных места проведения битвы при Молодях и отметил их на карте. Теперь дело за археологической разведкой. Я уверен мои предположения подтвердятся. 25 Карта расположения Сенькиного перевоза в районе Ивана Теремца. 26 Карта расположения сакмы Ногайского шляха от Сенькиного брода до Сенькиного перевоза – направление движение основных сил Девлет-Герея.

27 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ • Грамота крымского хана Девлет-Гирея Ивану IV, посланная 23 августа 1572 г., т. е. вскоре после разгрома крымцев у Молоди, извлечена из подлинной посольской книги 1571 — 1578 гг., хранящейся в ЦГАДА в составе фонда сношений России с Крымом. • Запись разрядной книги, хранящейся в Государственном историческом музее, в собрании Щукина, д. 496, написана скорописью 2-й пол. XVII в., в лист, на 1205 л.; водяные знаки — голова шута, герб; переплет новый (картон, обтянутый кожей). Рукопись содержит отрывки из летописей 80 гг. XIV — 70 гг. XV вв. и разрядный текст за 1475 — 1605 гг. • Полковая роспись берегового войска М. И. Воротынского, сражавшегося с крымцами летом 1572 г., которая содержит точные цифровые данные по всем пяти полкам с указанием состава всего войска (дворяне и дети боярские, стрельцы, казаки, иностранцы) • ПСРЛ (Полное собрание русских летописей) т. 34 Пискаревский летописец • Народные сказания и предания Коневского стана Коломенского уезда.

Источник: 

Нравится