«Вериги любви» | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

«Вериги любви»

Впервые издано под одной обложкой всё духовное наследие Григория Ефимовича Распутина-Нового …

К 100-летию мученической кончины Г.Е. Распутина­ Нового († 30 /17 ст.ст. декабря 1916 года) издательство «Царское Дело» совместно с Народной Комиссией по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина­ Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи выпустило в свет книгу «Вериги любви».
Эта комиссия, в состав которой вошли священнослужители, ученые, общественные деятели Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, создана в 2017 году с целью обобщения исторических и архивных исследований о жизни и мученической кончине Г.Е. Распутина и сбора свидетельств благодатной помощи по молитвенному обращению к мученику Григорию.

Книга «Вериги любви» — это первый совместный проект народной Комиссии и издательства. В ней впервые под одной обложкой максимально полно представлены все материалы, которые можно отнести к духовному наследию Григория Ефимовича Распутина­Нового: статьи, размышления, изречения, а также письма и телеграммы. В большинстве своем эти материалы содержат благочестивые рассуждения о христианской жизни, которыми Царский Друг делился со своими собеседниками. Эти мысли и беседы Григория Ефимовича записывались и копировались его почитателями.
В книге собраны все прижизненные публикации Г.Е. Распутина. Своей рукой он их, по малограмотности, чаще всего не писал, но, запечатленные благодарными слушателями, его краткие поучения были опубликованы в брошюрах и статьях и, таким образом, стали доступны и спустя сто лет после его мученической кончины.
Первый из его напечатанных трудов  — это автобиографический очерк «Житие опытного странника», изданный отдельной брошюрой в мае 1907 года, в котором автор рассказывает о поре своего богоискательства. По свидетельству сосланного в Тобольскую губернию учителя­революционера Александра Ивановича Сенина, эти рассказы были записаны молодой вдовой поручика Инженерной академии Хиониией Михайловной Берладской, гостившей у Распутина в его родном селе Покровское. Вполне возможно, что мысль опубликовать эти рассказы принадлежит великой княгине-черногорке Милице Николаевне.
Следующая брошюра была написана (точнее сказать, продиктована) Г.Е. Распутиным в 1911 году под впечатлением от празднования в Киеве 50­летия отмены крепостного права, проходившего 29 августа – 7 сентября того же года. Называлась она «Великие дни торжества в Киеве! Посещение Высочайшей Семьи! Ангельский привет!», и ее 16­страничный текст, отпечатанный в санкт-петербургской типографии М.П. Фроловой, предварялся портретом Григория Ефимовича. В тексте переданы впечатления Распутина только за первые три дня торжеств. Возможно, это связано с тем, что издатели торопились как можно быстрее отпечатать брошюру, чтобы успеть ее раздать участникам киевского празднества (согласно некоторым исследованиям, первые экземпляры книжки, а ее тираж составлял 20 000 экземпляров, раздавали именно в Киеве).
В той же типографии Фроловой была отпечатана третья, 32­-страничная брошюра Распутина — «Благочестивые размышления». В представленном издании этот текст публикуется под названием «Избранные мысли» и представляет собственноручно переписанные Государыней Александрой Федоровной записи, первоначально сделанные в августе­сентябре 1910 года в Покровском одной из почитательниц Распутина. Вполне возможно, что ею была генеральская вдова Ольга Владимировна Лохтина.
Четвертая, 55-­страничная брошюра Григория Ефимовича, увидевшая свет при его жизни, «Мои мысли и размышления», была отпечатана с двумя его фотопортретами и двумя автографами летом 1915 года в типографии В.Д. Смирнова. Она повествует о паломничестве Распутина на Святую Землю, которое он совершил еще в 1911 году на средства, выделенные ему Государем. По возвращении он, несомненно, много и многим рассказывал о посещении мест, освященных стопами Христа и Его учеников, и кто-то из почитателей сибирского паломника (возможно, даже не один) записал его повествования. Некоторые исследователи полагают, что это была сама Императрица Александра Федоровна, с которой Распутин, безусловно, делился своими впечатлениями. Косвенно об этом свидетельствует и дневниковая запись Государя Императора Николая Александровича от 4 июня 1911 года: «После обеда имели радость видеть Григория по возвращении из Иерусалима и с Афона…» Издателем этой брошюры, судя по всему, выступил Алексей Фролович Филиппов — в те годы журналист и бизнесмен с юридическим образованием.
С именем А.Ф. Филиппова связана публикация еще одних размышлений Григория Распутина. На этот раз они получили воплощение в виде статьи «Детство и грех», опубликованной 16 мая 1913 года в еженедельнике «Дым Отечества», после посещения Распутиным Воспитательного дома на набережной Мойки, основанного в 1770 году для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков. В Воспитательном доме Распутина заинтересовало прежде всего грудное отделение, которое в то время возглавлял Владислав Осипович Губерт, а врачом в нем трудился коллежский советник, доктор медицины Сергей Никандрович Конев.
В книгу также вошли телеграммы и письма Г.Е. Распутина ­Нового, которые он адресовал членам Царской Семьи и А.А. Вырубовой. Эти тексты взяты из Записной книжки Императрицы Александры Федоровны.
Почему книга называется «Вериги любви»? По мнению издателей, в этом словосочетании кроется ключ к пониманию личности Распутина. На путях богоискательства он перепробовал множество средств: странничал, отшельничал, посещал монастыри, носил вериги… «Еще я нашел одну отраду из отрад всех, — рассказывал Распутин, — читал ежедневно Евангелие понемногу, читал немного, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года, но враг меня смущал… Я много боролся, и пользы они мне не принесли, а нашел вериги любви». 
Любовь, которую снискал сибирский крестьянин, воистину легла на него тяжкими веригами. Потому что любовь человеческая, как понял Распутин, — «это большое страдание», «она смешана с грехом пополам». Сам он, как христианин, стремился любить всех, не разбирая, достойный перед ним человек или нет, и отчасти именно поэтому общество отплатило ему черной неблагодарностью.
В действительности же духовный опыт Григория Ефимовича строился, можно сказать, на трех краеугольных камнях: молитве, любви и страдании — как необходимой составляющей для искупления грехов. Мысль о важности этих насущных для каждого верующего человека деланий он и старался донести до своих почитателей. Эта мысль проходит лейтмотивом через все так называемые проповеди Распутина.
Приобрести книгу можно в издательстве «Царское Дело» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Швецова, 41. Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8­911­932-54-93 или на сайте cd@tsardelo.ru.
Нравится