Митр. Антоний(Храповицкий)(РПЦЗ). Веровать в Церковь значит: | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Митр. Антоний(Храповицкий)(РПЦЗ). Веровать в Церковь значит:

никаВо-первых, веровать в то, что Иисус Христос Собою возстановил в тех, кто входит в стадо Его учеников, единство естества человеческого, утерянное людьми через падение Адама и грехи его потомков.

Во-вторых, что это единство не есть отвлеченное понятие, но живая нравственная сила, изливающаяся в сердца Его учеников и действующая в них, как источник благих чувств и намерений, а наипаче во взаимной любви их к Богу и друг к другу.

В-третьих, сила эта, эта жизнь церковная, по слову Христову, будет существовать на земле всегда, и она является единственным посредством, через которое Бог приводит людей ко спасению, т. е. к святости и к единению.

В-четвертых, люди, живущие этою церковною жизнью, составляют вместе со Христом одно духовное существо, управляемое Им, как Главою, и, по мере своего усовершенствования на земле, ─ в полноте же ─ на небе, ─ они настолько укрепляют это единство, что оно уподобляется единству божеского Естества в трех божеских Лицах и тем наполняет каждую человеческую личность блаженством и святостью, и зачатки чего и дает ей с самого времени ее вступления в Церковь.

В-пятых, так как свое духовное совершенство во Христе люди каждого поколения начинают созидать на земле в борьбе с миром, то на земле же во всякое время хранится и полнота божественных дарований в воинствующем за спасение обществе людей.

В-шестых, общество это или воинствующая Церковь имеет назначением, во-первых, неповрежденно хранить источник божественной жизни, т.е. божественное учение и благую энергию новоблагодатной жизни, а во-вторых, передавать то и другое чрез учение и молитву (преимущественно же молитвы тайносовершительные) как своим собственным чадам для усовершения их в благодатной церковной жизни, так и неведущим Христа для их вступлений в эту жизнь.

В-седьмых, что задачей каждого человека, желающего спастись, является прежде всего согласие с этими отвне подаваемыми его личности, истинами веры, святыми расположениями сердца, с этою жизнью Церкви.

В-восьмых, так как его личная жизнь встречается с жизнью Церкви не как жизнь безкачественная, а как жизнь, уже наполненная грехом, то сие свободное согласие с новоблагодатною жизнью Церкви должно точнее назвать свободным послушанием.

В-девятых, а если так, если жизнь в Церкви встречается с жизнью каждой личности, как начало подчиняющее, как руководитель в свободной внутренней борьбе человека, то необходимо, чтобы жизнь Церкви имела известные условные внешние формы, чтобы существовали проявления церковной жизни или церковное управление и церковная дисциплина. Общие основания, определяющие этот внешний строй Церкви, даны Спасителем в Евангелии и апостолами в Деяниях, Посланиях и Откровении, частнейше же их раскрытие предоставлено Христом церковным пастырям и составляют предмет Священного Предания, преимущественно же канонов.

В-десятых, однако все внешние условия, определяющие проявление благодатной или церковной жизни на земле, а также руководство Церковью своих чад, исполнены того же духа благодатной божественной жизни, в коем заключается сущность этой жизни, т. е. духа любви и святости, и посему, если они названы нами внешними, то не в прямом смысле этого слова, а в том, что они руководят внутреннею жизнью душ наших при помощи известных внешних посредств.

Таково содержание догмата Церкви. Нужно ли говорить о том, что такие верования составляют единую незаменимую нравственную силу для подвизающегося христианина, что без таких верований его жизнь является безцельною, его подвиг лишается всякого жизненного основания?

Из "Митрополит Антоний: Нравственная идея догмата Церкви" http://internetsobor.org/arkhiv-rptcz/istoriia/rptcz/arkhiv-rptcz/mitropolit-antonii-nravstvennaia-ideia-dogmata-tcerkvi

Нравится