Об отношении к властям | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Об отношении к властям

903_320Это одно из сохранившихся у нас писем архимандрита Илариона (Андриевского), окормлявшего Воронежскую катакомбную общину после возвращения из ссылки с 1956 по 1960 год. Статья о нем есть в книге прот. Михаила Польского "Новомученики и Исповедники Российские", во 2-томе.

Там о нем пишется как о протоиерее Иоанне Андриевском и указывается, что после освобождения из ссылки след его теряется. На самом деле все время до самой своей смерти в 1960 году он тайно жил в Воронеже, принял монашеский постриг с именем Илариона (постригал иеросхимонах Амвросий (Капинус)) и в конце жизни был возведен в сан архимандрита.
Приводимое здесь письмо было написано им одной из монахинь в ответ на ее письмо о необходимости отказа от советских паспортов.

Миръ Вамъ,

Дорогая во Христ‡ матушка Лукия и все Ваши единомышленники!
Простите меня, что я опять беспокою Васъ. Все это время я ждалъ Вашего ответа на свое известное Вамъ письменное обращеніе.
Но его еще нетъ, а быть можетъ, и не будетъ: отвергнувъ мои взгляды на прошлогоднюю перепись, Вы, вмест‡ съ ними, возможно, отвергли и мое православіе, и решили совсемъ не сообщаться со мною, какъ и вообще со всеми участниками въ переписи.
Печально это, конечно, чтобы не сказать бол‡е. Но если это и такъ, если Вы уже почли меня чуждымъ Вамъ по духу, я все же не могу пройти равнодушно мимо Васъ, окраденной духовно отъ лукаваго, и впадшей въ тяжкую бол‡знь, боясь ответственности, которой, по слову Господа, подлежатъ приточныя священники и левитъ, прошедшія прошедшія мимо впадшаго въ разбойники… и оставленнаго ими на дорог‡ - еле жива… Я хотелъ бы быть «самаряниномъ» въ отношеніи Васъ и оказать Вамъ посильную духовную помощь… Я вижу ясно Ваше недопониманіе по существу прер‡каемаго вопроса – во всей его глубин‡, и не считаю Ваше мн‡ніе достаточнымъ основаніемъ для разрыва съ Вами общенія, какъ это, къ сожаленію, такъ легкомысленно д‡лаете Вы. А поэтому я продолжаю сохранять мое прежнее ко всемъ вамъ отношеніе и никого изъ Васъ не исключаю изъ нашей Православной общины. Не знаю, какъ будетъ дальше, но въ настоящее время, особенно въ преддверіи Св. Великаго Поста, молюсь за всехъ Васъ въ надежд‡, что Милосердый Господь, хотяй всемъ спастися и въ разумъ Истины приити, приведетъ и всехъ Васъ къ познанію Вашей ошибки, которая, скажу, чревата тяжелыми посл‡дствіями разрыва съ Православной Церковью вообще, а въ Вашемъ, матушка Лукия, положеніи особенно опасна, ибо, лежа чуть ли не въ устахъ смерти, Вы рискуете отойти безъ Святаго Животворящаго напутствія въ в‡чность. Да не будетъ сего съ Вами!

Я все еще в‡рю и надеюсь, что въ глубокомъ размышленіи Вы, въ конц‡ концовъ, поймете то, что не укладывается сейчасъ въ голов‡ и не приемлется Вашимъ сердцемъ, какъ якобы что-то богопротивное, а на самомъ д‡л‡ совершенно непогр‡шительное, какъ это показываетъ Св. Прав. Церковь въ своей исторіи на живыхъ примерахъ, достойныхъ для нашего христіанскаго подражанія. Вся эта исторія, какъ и Слово Божіе, говорятъ противъ Васъ, противъ Вашего мненія. Я уже не буду повторять прежде указаннаго высокого примера Св. Ап. Павла, который, объявивши себя «Римскимъ гражданиномъ», и поныне остается для насъ образцомъ достойнымъ. Скажу только на возраженіе Пр. А., что «тамъ была тогда другая обстановка», - скажу, что – да! Именно другая! Жуткая и безмерно жестокая! Тамъ была настоящая б‡совщина, которая снимала головы за одно только имя «христіанинъ». Поймите же Вы, что, назвать себя «гражданиномъ Советского государства» - это вовсе не значитъ признать себя «советскимъ челов‡комъ». Это не значитъ – согласоваться съ коммунистами, не значитъ – идти съ ними нога въ ногу, не значитъ – работать заодно и сочувствовать всемъ ихъ мероприятіямъ… «Гражданинъ Советскаго государства» и «советскій челов‡къ» - эти понятія далеко не тождественны: первое – это признаніе и подчиненіе Сов. Власти, а второе – это внутреннее содержаніе, настроеніе души челов‡ка. Между этими понятиями лежит огромная разница. Это я испыталъ лично и на самомъ себ‡ въ 28-мъ году – 32 года назадъ.Когда я после продолжительнаго этапа ожидалъ въ Самаркандской тюрьм‡ вместе съ другими заключенными решенія своей участи, мн‡ было объявлено, что я оставленъ отбывать свою ссылку въ самомъ гор.Самарканд‡. Меня тамъ же въ тюрьм‡ завидно некоторые поздравляли, такъ какъ это городъ большой, культурный, интересный своими древними достопримечательностями, как бывший столичный въ Ср. Азии. Но потомъ, по вызов‡ меня въ Г.П.У. для заполненія анкеты, мое положеніе резко вдругъ изменилось – ответы мои, видимо, не понравились. Когда на вопросъ анкеты «Какое отношеніе къ Власти» я ответилъ: «Признаю и подчиняюсь въ гражданскихъ отношеніяхъ», то мн‡ сказали, что «этого мало». А когда я спросилъ: «А что же вамъ еще надо?», они на этотъ мой вопросъ ответили мн‡ вопросомъ-же: «А Вы сочувствуете?» Я прямо сказалъ: «Нетъ, не сочувствую, и какъ в‡рующій не могу сочувствовать вообще, да и лично могу ли я сочувствовать, когда привезли меня сюда совсемъ не добровольно, оторвали отъ родныхъ и близкихъ!..» На это мн‡ сказали, что «Вамъ, в‡роятно, нужна Царская власть?» Я ответилъ: «Нетъ, Вы ошибаетесь, почитайте исторію, и Вы увидите, что были времена, когда и Цари жестоко преследовали христіанъ» Все эти мои ответы были записаны и подписаны. А после, черезъ некоторое время, мн‡ объявили такую резкую перемену места отбыванія ссылки: изъ прежде назначеннаго большого прекраснаго города я попалъ въ глухую степь, откуда после пятилетняго срока еще былъ направленъ въ другую ссылку – на далекій Северъ – Такъ – изъ этой анкеты ясно видно, что сама Сов. Власть глубоко различаетъ понятие о «гражданст⇻ отъ понятія о «сочувствіи» и не смешиваетъ и не сливаетъ эти два разнородныя понятія неизбежно въ одно понятіе. Иначе, после моего ответа о признаніи Сов. Власти и подчиненіи, она бы меня не спросила о моемъ «сочувствіи», если бы это «сочувствіе» было действительно связано съ «гражданствомъ», - а то ведь мало того, что спросили о «сочувствіи», да еще и наказали меня за мой отрицательный ответъ, переназначивъ место отбыванія ссылки изъ Самарканда въ далекую отъ него за 400 км глухую степь.

Значитъ, «гражданинъ» не есть всегда и обязательно «сочувствующій» всемъ коммунистическимъ мероприятиямъ, ибо понятіе «гражданинъ» само по себ‡ не содержитъ этого сочувствія; а поэтому совершенно непогр‡шительно участвовать было въ переписи и отвечать положительно на вопросъ о «гражданст⇻ Советского государства, въ которомъ, какъ Вы сами хорошо знаенте, есть граждане-коммунисты и вполне преданные и сочувствующія имъ, а есть просто граждане лишь по состоянію подданства; и таковыхъ – абсолютное большинство, въ числ‡ коихъ – я и Вы, о чемъ ясно свидетельствуетъ Вашъ паспортъ, который Вы сами взяли, и живете по немъ правами «гражданства» въ потебныхъ случаяхъ (полученіе пенсіи и проч.) Бол‡е, чемъ странно это: пользоваться здесь правами гражданина – не гр‡хъ, а назваться «гражданиномъ» - это, по-Вашему, есть такой тяжкій гр‡хъ, что Вы даже всехъ участниковъ въ переписи исключили изъ Православія! Удивительное легкомысліе! Оно-то и породило такое глубокое заблужденіе, которое даже простой здравой логик‡ противор‡читъ, не говоря уже о большемъ, очемъ я писалъ раньше и повторять не буду. Прибавлю только, что такое раздвоеніе душевное и Богу неугодно. Если, по-Вашему, погр‡шительно только назваться «гражданиномъ» Советскаго государства въ переписи, то пользоваться симъ гражданствомъ еще горше и ответственн‡е, не признавая его, какъ Вы это д‡лаете (Паспортъ Вашъ, пенсіи и проч. Обличаютъ Васъ!) Куда же это годится?! А какъ много говорится въ Богослужебной Декабрьской Мин‡е объ участіи Самого Господа Нашего Іисуса Христа въ переписи Ирода, чемъ доказывается безгр‡шность и нашего участія въ бывшей переписи. А въ Январской Мин‡и за 5-е число сказано о Христ‡: «написался, но не поработился, кесаревымъ пов‡леніямъ повинуяся». Какъ видите, здесь «написаніе» нисколько не связано съ «работой» Кесарю. Такъ, и наше участіе въ переписи не обязываетъ непременно работать Сов.власти, темъ бол‡е не есть коммунистическре сочувствіе, какъ Вы ошибочно считаете. Въ заключеніе еще приведу одинъ аргументъ въ пользу нашего положительнаго ответа на вопросъ о «гражданст⇻. Нашу в‡ру святую Православную мы, русскія, приняли отъ грековъ изъ Константинополя, а греки состояли въ гражданскомъ подданств‡ у турокъ – магометанъ. Однако, это турецкое гражданство не помешало грекамъ сохранить В‡ру Правосавную въ теченіе многихъ в‡ковъ. Константинополь и понын‡ считается колыбелью Св. Православія, Центромъ Вселенской Церкви Христовой. – И этотъ историческій примеръ ясно показываетъ, что гражданство турецкое не обязательно содержитъ въ себ‡ сочувствіе магометанское, какъ и Советское гражданство не обязательно содержитъ въ себ‡ всегда сочувствіе коммунистическое – погр‡шительное. Ну, довольно! Хочу в‡рить и надеяться, что все вышесказанное мною переубедитъ Васъ, и Вы признаете Вашу оштбку, вернетесь въ нашу Православную общину, и будемъ вместе мы прославлять Господа нашего Іисуса Христа едиными усты и единымъ сердцемъ – во спасеніе наше. Больше беспокоить не буду. Жду ответа.
Недостойный Иларионъ.

http://priestalexei.livejournal.com/2197.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

Нравится