Св. Филарет, митр. Нью-Йоркский. Притча о плевелах. О ревности не по разуму | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Св. Филарет, митр. Нью-Йоркский. Притча о плевелах. О ревности не по разуму

В сегодняшнем Евангелии, Господь Иисус Христос был толкователем Своей же собственной притчи. Притча эта была - Притча о плевелах. Господь разъяснил ее исчерпывающе так, что никаких недоумений у Апостолов не осталось. Они, не зная, не понявши сначала точно смысла этой притчи, просили у Него, чтобы Он разъяснил, что Господь и сделал.

Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на начало этой притчи, на ея одну подробность. Там ведь сказано, что когда человек посеял доброе семя на своем поле, ночью враг его посеял там плевелы, то есть, сорную траву. И когда появились первые всходы, то он призвал работников и увидел, что вместе с пшеницей растут плевелы. Тогда они спросили: «Как это могло быть, ведь доброе семя сеял?» И он ответил, что это сделала вражеская рука.

Вот они в своем усердии и говорят ему: «Если хочешь, мы пойдем и вырвем эти плевелы». Желание доброе и усердие доброе, но однако же, господин им ответил: «Нет!» И дальше поясняется: ибо вдруг, вырывая плевелы, можно повредить пшеницу. Почему так? Во-первых, потому что, пока все это зеленое (а сейчас лето), то плевелы очень похожи на пшеницу: «вы перепутаете и вместо плевел вырвете колос пшеницы», а во-вторых, потому что они растут рядом, вместе, сплетаются корнями и может выйти так, что, вырывая с корнем плевел, можно повредить корню колоса пшеницы, и он погибнет.

Эта деталь в притче очень многозначительна в наши лукавые, скорбные дни. Сейчас мы видим в мiре столько беззакония, столько различных безобразий. Теперь не только, где-то там, вне церковной ограды, но и внутри церковной ограды иногда невольно ревность человека законно подвинет его на то, чтобы как-то с корнем все это вырывать. Тут ревнители наши не забывают, предостерегают своего ближнего. Но если человек будет как-то ревностно уничтожать всякое зло внутри церковной ограды, то он может, не разобравши, вместо плевел, вырвать колос пшеницы. А кроме того повредить и самому себе.

Имейте в виду, что у святых отцов есть замечательное изречение о такой чрезмерной ревности, из какого бы доброго источника она ни исходила. Святые отцы не останавливались пред тем, что бы сказать так: «ревность, хотящая победить всякое зло, сама есть великое зло», ибо она может принести много и много вреда. Совесть христианина не должна гореть тем злом, которое он видит, он должен всячески стараться укротиться, всячески бороться с этим.

Господь сказал: «Аз глаголю вам: не противьтесь злу!» По существу, это не совпадение текстов русского и славянского. «Злу» это - не злу, как таковому, а злому, то есть, злому человеку. По-русски это читается: «Я говорю вам: не противься злому!» И только.

Если ты хочешь бороться со злом, то не обращайся с ним прямо на человека, который творит зло, а на то зло, которое он причиняет. И не старайся вырвать этого человека из церковной ограды, как хотели слуги плевелы вырвать, а старайся его убедить, разъяснить ему неправильность его понятия. Как говорил покойный отец Иоанн Кронштадтский: «Грешные они, а грешника люби и жалей!»

Неразумная ревность стремится уничтожить все то, что причиняет зло. О ней говорил Апостол Павел, что эта ревность не по разуму, то есть, не разумная. Эта ревность сама может оказаться великим злом, потому что много может причинить и вреда, и смятения, и соблазна в среде церковной.

В ограде Церкви разные есть люди. Есть люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть младенцы духовные. Их надо беречь, и слишком крутые меры могут смутить, соблазнить и оттолкнуть таких немощных чад Церкви. Немощных, но все-таки чад ея!

Вот почему и нужно знать христианину: никак не примиряясь со злом, всячески сопротивляясь ему, принять святой пыл борьбы в себе самом и в окружающей среде. Однако же, позаботимся, чтобы эта ревность не была в храме неразумной и не была бы той ревностью, о которой святые отцы сказали такое суровое слово.

Аминь.

- МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)

Нравится