Житие иже во святых отца нашего Филарета митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Житие иже во святых отца нашего Филарета митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского

15085649_1164823630238042_5916621179761658831_nСвятитель Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился в городе Курске 22 марта /4 апреля 1903 года в благочестивой православной семье. Отец его, протоиерей Николай Вознесенский, потомственный священник, был ревностным пастырем и большим молитвенником. Впоследствии он принял монашество с именем Димитрий и стал епископом (позже архиепископом Хайларским). В семье Лидии и Николая Вознесенских было пятеро детей: два сына и три дочери. С детства маленький Георгий возрастал в атмосфере христианской любви и церковности. Будучи 6-7 лет, он уже любил играть "в службу".

В 1909 году семья Вознесенских переехала на Дальний Восток в Благовещенск на Амуре. Там Георгий окончил восьмилетнюю гимназию. Как только власть в Приамурье перешла в руки безбожного богоборческого режима, семья будущего святителя перебралась в Харбин. Харбин в то время был провинциальным русским городом, где сохранились патриархальные традиции и церковная жизнь. В городе действовало 26 православных храмов, которые во время церковных праздников были переполнены верующими. В Харбине Георгий продолжил свое образование в Политехническом институте. В это время он познакомился с трудами святителя Игнатия Брянчанинова. Слова святителя о смысле христианской жизни и о постоянном памятовании смерти произвели в душе молодого человека настоящий духовный переворот. С этого времени мирская жизнь перестала его интересовать. В 1930 году Георгий принял сан диакона, а в 1931 году - сан священника. В том же году отец Георгий закончил Пастырско-богословские курсы и принял монашеский постриг с именем Филарета в честь святого Филарета Милостивого, тем самым предопределив свое земное христианское назначение: сердце Владыки Филарета - сердце милостивое.

Постепенно в харбинском Доме Милосердия, где отец Филарет принял постриг, образовалась монашеская община. Ежедневные богослужения, чтение святых отцов, преподавание Закона Божия в детском приюте и школах Харбина - таков был круг занятий братии. Духовным наставником иеромонаха Филарета в те годы являлся Блаженнейший митрополит Антоний, который, не зная его лично, тем не менее, имел к нему особое душевное расположение. Выделяя его из числа братии и особенно горячо любя, старец-митрополит переписывался с ним до самой своей кончины в 1936 году. Отец Филарет имел поистине милостивое сердце. Он был доступен всем, утешал и наставлял каждого, кто к нему приходил. Все свои средства, а иногда и одежду, он раздавал нуждающимся. Обладая большой любовью к Слову Божию, отец Филарет держал в памяти все Евангелие. Одним из любимых мест Священного Писания у будущего святителя были слова Господа, обличающие теплохладность христиан в вере. Он любил повторять, что любовь к Богу, ко Христу должна быть на первом месте: "Отвергнись себя и всех близких сердцу твоему и иди за Христом! Это - главное!"

Благоговейные службы и проповеди истинного пастыря собирали полные храмы молящихся. Имя отца Филарета было известно далеко за пределами Харбинской епархии. В 1933 году он был поставлен игуменом, а в 1937 году - архимандритом. В 1931 году Манчжурия была оккупирована японскими войсками. В 1945 году советские войска разгромили японскую армию, и в Китае установился коммунистический режим. Для тех русских, которые не могли выехать на Запад или в Австралию, настало время скорбей и испытаний. Советское правительство стало предлагать русским эмигрантам взять советские паспорта, уверяя, что в СССР нет притеснений для верующих. Архимандрита Филарета очень тяготила невольная каноническая зависимость от Московской Патриархии, поэтому не раз он был близок к тому, чтобы оставить служение. И только любовь к пастве удерживала его от этого шага. В то время "Журнал Московской Патриархии" писал, что в Советской стране нет гонений на Церковь, а лишь идет борьба с контрреволюцией. Более того, Ленин провозглашался "величайшим гением и благодетелем человечества". Это глубоко возмутило архимандрита Филарета. Он с церковного амвона обличил Московский Патриархат во лжи, но никто из духовенства его не поддержал, ему было запрещено проповедовать.

Будучи воспитан в традиции святых отцов, будущий святитель не боялся встать в одиночку на защиту правды Божией и церковной истины. Он рассказывал своим чадам об истинном положении церкви в Советской стране. Где бы ни служил архимандрит Филарет, он никогда не допускал поминовения во время службы безбожных богоборческих властей. Много раз отца архимандрита вызывали на допросы, на одном из них избили, но это не могло изменить позиции будущего святителя. Тогда подожгли его дом, предварительно заколотив окна и двери первого этажа. Но Господь сохранил жизнь ревностного пастыря, ему все же удалось спастись, выпрыгнув из объятого пламенем дома со второго этажа. При этом он сильно обгорел, у него была повреждена нижняя часть лица и шейные позвонки. Владыка не покидал своих пасомых, пока все, кто имел возможность получить визу, не выбрались из Китая. Поэтому только в 1962 году он выехал в Гонконг. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви добился разрешения его на выезд. Вскоре его перевели в Австралию, в город Брисбен. В 1963 году он стал викарным австралийским епископом.

В 1964 году епископ Филарет прибыл на Всезарубежный Архиерейский Собор, который проходил в Нью-Йорке. Престарелый митрополит Анастасий уходил на покой, и на Синоде выборным путем решался вопрос о преемстве. В ходе выборов сложился паритет между двумя кандидатами в митрополиты. Чтобы сохранить мир в Церкви, архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский предложил третью кандидатуру - неизвестного и самого младшего по хиротонии епископа Филарета и поручился за него. Так, в 1964 году Русская Зарубежная Церковь получила нового, третьего по счету Первоиерарха - митрополита Филарета.

В своей деятельности главы Русской Зарубежной Церкви Владыка Филарет твердо стоял на позициях невмешательства и неучастия Церкви в политических делах государства, тем самым отвергая сергианство как принцип существования Церкви в определенных политических условиях. Своим пасомым Владыка запрещал устраиваться на работу, которая так или иначе была связана с государственнной политикой. Владыка объяснял, что это тоже сергианство, но в скрытой форме. Он считал, что церковный человек не может работать там, где его свобода нарушается, где он вынужден свои взгляды как христианина, приспосабливать под чьи-то идеологические требования. Первым актом первоиераршества Владыки Филарета было примирение и устранение нестроений внутри Зарубежной Церкви. Впоследствии все свои силы он отдавал на упрочение ее как в земном, так и в высшем духовном смысле. Время первосвятительства митрополита Филарета отмечено пятью прославлениями Русской Зарубежной Церкви: святого праведного Иоанна Кронштадтского (1964 г.), преподобного Германа Аляскинского (1970 г.), святой блаженной Ксении Петербургской (1978 г.), собора Новомучеников и Исповедников Российских (1981 г.) и преподобного Паисия Величковского (1982 г.). Владыка Филарет был настоящим столпом, охранителем чистоты догматов истинной Церкви. Опровергая "теорию ветвей", он тем самым защищал православие от опасности ереси экуменизма. В 1969, 1972 и 1975 годах митрополит Филарет обращался к главам Поместных Церквей со "Скорбными посланиями", предостерегающими архипастырей от ереси экуменизма и религиозного модернизма. Владыка с присущими ему терпением и кротостью старался защитить церковную истину, но его голос не был услышан. В 1983 году Архиерейский Собор анафематствовал экуменизм. Митрополит Филарет разработал классическое учение о синергии (соработничестве) свободной воли человека и благодати Божией в деле спасения. Большое внимание он при этом уделял использованию трех сил человеческой души: разума, чувств и воли. Будучи непримиримым в борьбе с греховными привязанностями, Владыка Филарет всегда был очень категоричен относительно методов этой борьбы. "Возьми нож и отрежь",- говорил он своим духовным чадам, если видел, что какая-либо привязанность лишает их духовной жизни. Владыка Филарет был монахолюбивым. По его словам: "Сам по себе монашеский путь есть, по определению святых отцов, прямой путь в Царство Небесное - в идеальном его осуществлении". Своим духовным чадам он объяснял, что в отличие от мирской жизни, монашество дает возможность всецело посвятить себя Богу. Будучи заботливым и любящим пастырем, святитель Филарет был чрезвычайно строг к себе. Он вел поистине аскетическую жизнь: спал 2-3 часа в сутки, вкушал обычную пищу в ограниченном количестве. Владыка был очень внимательным к скорбям и радостям своих пасомых и проводил ночи в молитве за них. Его духовные чада были свидетелями многочис- ленных чудес, совершенных им при жизни и после смерти. Их свидетельства красноречиво говорят о большой силе молитв духоносного пастыря, который поистине полагал душу свою за други своя. Приведем лишь два примера. Елена Пикуль:" Когда мы перебрались в Австралию, в Кройдон, в моей семье сложились сложные обстоятельства. Неожиданно тяжело заболела сестра. Я взяла ее к себе. Привезли из больницы сына после операции. Здесь же и дочь сестры, малолетняя девочка. За всеми нужен уход. К тому же мне нужно было ходить на тяжелую работу. Силы мои совсем иссякли. Доктор выписал мне лекарство, от которого мне стало еще хуже. Видимо, оно подействовало на мою нервную систему так, что я стала всего сильно бояться. Мне было страшно лишиться рассудка. Прихожу я в Кройдонскую церковь. Праздничный день. Служит митрополит Филарет. Облаченный, он сидит на кафедре погруженный в молитву, с опущенной головой. У меня быстро явилась мысль: Владыка сейчас наместник Господа Иисуса Христа. Я прикоснусь к его одежде, как кровоточивая женщина прикоснулась к Спасителю и стала здоровой, - и я буду здоровой! Зашла я сзади, омофор Владыки был опущен за табурет. Вот я к нему и прикоснулась, как Владыка круто повернулся, - и мы встретились глазами... Как он мог почувствовать? ... Я стала здорова, силы вернулись. До конца дней своих не забуду этого чуда!" Игумения Александра (Чернявская), Свято-Иоанновский монастырь: "В августе 2008 года, находясь по делам в Одессе, я стояла у припаркованной машины, дверца которой была открыта. Вдруг на меня, резко сдав назад, наехал автомобиль с соседней парковки. Удар был такой силы, что захлопнувшаяся и защемившая мои правую руку и ногу дверь выгнулась дугой. Боль была очень острой. Наезжающий автомобиль грозил раздавить меня насмерть, и в душе я закричала: " Владыка Филарет! Как же я умру без причастия!" В тот же момент машина отъехала. Когда меня вызволили из пострадавшей машины, мои рука и нога были невредимы. Иначе как чудом я назвать это не могу. Так по предстательству митрополита Филарета я осталась жива". В проповедях, которые были как правило кратки, митрополит Филарет доносил духовную суть излагаемого просто и ясно. В красноречии он, по свидетельству многих, был подобен Иоанну Златоусту. С особой трепетностью святитель Филарет относился к принятию святых Христовых Таин, напоминая своим пасомым:"Причастие - это огонь. Никто не может запрещать, если нет на это серьезных канонических препятствий. Причащаться нужно как можно чаще. Причем причащаться нужно у самых Царских Врат. Это символизирует приближение к Царству Небесному, восхождение горе, ввысь". Равноангельная жизнь митрополита Филарета увенчалась блаженным успением 8/21 ноября 1985 года в день Архистратига Михаила и всех Сил Бесплотных. Митрополит Филарет был погребен в крипте кладбищенского Успенского храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Через 13 лет после кончины было решено перенести честные останки Владыки митрополита в новоустроенную усыпальницу, в крипту под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. 28 октября/10 ноября 1998 года было совершено вскрытие гробницы. При этом присутствовали архиепископ Сиракузский и Троицкиий Лавр, епископ Манхэттэнский Иларион, архимандрит Лука с братией. Было засвидетельствовано, что мощи совершенно нетленны. Тело было белым и даже мягким. Облачение, крест и панагия блистали. Верные чада Русской Православной Зарубежной Церкви восприняли обретение мощей святителя Филарета явным чудом, данным нам от Бога для укрепления нашей веры. Святителю Отче Филарете, моли Бога о нас! 

Нравится