Владимир Мосс. Св. Великомученик Эдуард, король Англии. | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Владимир Мосс. Св. Великомученик Эдуард, король Англии.

23825.pВ 1976 г. двое прихожан храма св. Архистратига Михаила, принадлежавшего к Русской Православной Церкви Заграницей и расположенного в английском городе Гилфорде, в графстве Сюррей, связались с археологом-любителем Дж. Вилсон-Клэриджем. В его владении находились чудотворные мощи английского короля-мученика Эдуарда, убитого более тысячи лет назад, 18 (31) марта 979 года. Г н Клэридж искал достойное место для хранения мощей. Он не принял предложения, сделанные католической и англиканской церквями, но согласился передать мощи Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) - в ответ на предложение православных христиан предоставить православному королю Англии подобающее ему место вечного упокоения. Третьего (16) сентября 1984 г. мощи были переданы представителю РПЦЗ — Преосвященному Григорию (Граббе), Епископу Вашингтонскому и Восточно- Американскому. Мощи по сей день покоятся в красивой раке в православной церкви св. мч. Эдуарда в Бруквуде, неподалеку от Гилфорда.

Русских читателей может заинтересовать жизнеописание этого великого святого Англо-Саксонской Православной Церкви, который жил до церковного раскола между Востоком и Западом и чьи мощи долгое время находились во владении Русской Церкви.

Святой король-мученик Эдуард был сыном английского короля Эдгара Миролюбивого и его первой жены королевы Этелфледы, умершей вскоре после рождения сына (в 963 или 964 г.). Еще до рождения святого его отцу приснился сон, о котором он рассказал своей матери, игумении св. Элгиве, известной своим пророческим даром и способностью творить чудеса. Она истолковала сон так: «После твоей смерти Божья Церковь подвергнется нападению. У тебя родятся два сына. Сторонники младшего сына убьют старшего. Младший сын будет царствовать на земле, а старший — на небесах».

Король Эдгар был помазан на царство дважды, подобно королю Давиду: первый раз в 960 или 961 г., когда он взошел на английский престол; второй раз — в 973 г., когда его королевство расширилось в северном и западном направлениях и он стал «императором Британии», получив подношения от восьми правителей кельтов и викингов. Между этими двумя событиями он вторично женился и у него родился второй сын — Этелред. Эдгар умер в 975 г.; в 1052 г. его останки были найдены нетленными. После его смерти сторонники Этелреда (в особенности его мать) стали требовать коронации младшего сына на том основании, что при рождении Эдуарда в 959 или 960 г. Эдгар не был коронованым королем и что мать Эдуарда вообще никогда не была коронована, в то время как Этелред родился «в пурпуре», т.е. у двух коронованных родителей, и поэтому является законным наследником престола. Спор завершился тем, что Архиепископ Кентерберийский свт. Данстан по своей инициативе помазал св. Эдуарда на царство. Однако сторонники Этелреда не смирились с поражением и остались противниками избранника Божия…

Согласно одному из ранних источников, св. Эдуард «с юности отличался большой набожностью и примерным поведением. Он был истинно православным, вел праведную и святую жизнь. Больше того, он любил Бога и Церковь превыше всего на свете. Он был благодетелем для бедных, убежищем для праведников, защитником Христовой веры и человеком, исполненным всевозможных добродетелей».

Вступив на трон, молодой король сразу же столкнулся с многими трудностями. В стране свирепствовал голод; кроме того, сначала на западе, а потом и на востоке государства происходили - по наущению известного аристократа по имени Элфер - нападения на святые монастыри. Многие из монастырей, основанных кородем Эдгаром, были разрушены, а монахи обращены в бегство. В результате, по письменному свидетельству монаха, бывшего очевидцем этих событий, «в королевстве началась смута, волнения охватили высшее духовенство и светскую знать, монахи тряслись от ужаса, людьми овладел страх. Белое духовенство обрадовалось, что пришло его время. Игуменов и монахов изгоняли из монастырей, а на их место водворялись женатые священники со своими женами».

Причина волнений была в том, что во время правления предущего монарха белое духовенство было изгнано из монастырей, где они проживали незаконно, и на их место пришли монахи. Теперь белые священники захотели вернуться в монастыри. Кроме того, знать жаждала заполучить земли, которыми наделил монастыри король Эдгар. Еще при его правлении этот вопрос обсуждался на соборе, и когда кто то предложил вернуть белое духовенство в монастыри, из креста на стене послышался голос: «Не делай этого! Ты поступил правильно; не отступай от своего решения».

Несмотря на это, борьба продолжалась, и в начале правления Эдуарда началось восстание. Однако король Эдуард и Архиепископ Данстан стояли на своем и твердо изложили свою позицию на нескольких бурных собраниях, где присутствовали все важные представители церкви и государства. На одном из соборов, состоявшемся в Киртлингтоне (графство Оксфордшир) после Пасхи 977 г., обстановка была настолько накаленной, что бывший учитель короля, епископ, умер прямо во время собрания. На другом соборе в Калне (графство Уилтшир), белые священники возобновили свои жалобы, и свт. Данстан сказал: «Теперь, когда я состарился, вы решили вспомнить старые обиды. Я не сдаюсь, и пусть Высший Судия решит дело своей Церкви». Когда он произнес эти слова, здание затряслось; пол комнаты верхнего этажа, в которой происходило собрание, рухнул, и враги Церкви провалились вниз и погибли под обломками. На своём месте осталась только балка, на которой стоял стул архиепископа.

Во время всей этой смуты король Эдуард, как и архиепископ, твердо встал на защиту Церкви и монастырей, поэтому часть знати решила устранить его с престола и поставить на его место более податливого младшего брата. Такая возможность предоставилась им 18 марта 979 г.

В тот день король отправился на псовую охоту в сопровождении всадников возле города Уорехам в графстве Дорсет. Он решил увидеться с братом, который воспитывался в доме своей матери в Корфском замке неподалеку от Уорехама. Эдуард взял с собой небольшую свиту, но в какой-то момент все они, как будто решив подшутить над королем, внезапно бросились врассыпную, оставив его в одиночестве. Когда мать Этелреда королева Этелдрита узнала от слуг о приезде короля, она приветливо вышла ему навстречу, стараясь не выдать своим видом злодейский замысел. Королева пригласила Эдуарда в дом, но он сказал, что хочет только поговорить с братом. Тогда Этелдрита предложила гостю выпить вина. Король согласился, и в этот момент кто-то из окружения королевы подошел к нему и поцеловал его, как Иуда поцеловал Христа. Как только король поднес к губам кубок, поцеловавший его придворный бросился вперед и пронзил Эдуарда ножом. Король соскользнул с седла, одна его нога застряла в стремени, и конь тащил его по земле до тех пор, пока бездыханное тело не осталось лежать в ручье у подножья горы, на верху которой стоит Корфский замок.

Королева приказала подобрать тело и спрятать его в лачуге неподалеку. Слуги взяли тело Эдуарда за ноги и бесцеремонно швырнули его туда, прикрыв нищенскими лохмотьями.

В этой лачуге жила на содержании у королевы слепая от рождения женщина. Ночью, когда она была наедине со святым телом, все помещение вдруг наполнилось чудесным светом. «Господи, помилуй!» — воскликнула бедная женщина и тут же прозрела, о чём давно мечтала. Приподняв лохмотья, она обнаружила тело святого короля. На месте, где произошло это чудо, теперь стоит церковь св. Эдуарда в Корфе.

Ручей, в котором лежало тело короля, приобрел целебные свойства. Многие паломники, промывшие глаза водой из этого ручья, прозрели или стали лучше видеть. Известны два таких случая уже и в наше время.

Узнав о случившемся чуде на следующее утро, королева испугалась и решила спрятать тело. Она приказала слугам отвезти его на болото и закопать, после чего запретила кому-либо оплакивать смерть короля или даже упоминать о ней. Затем она уехала в свой особняк Бер в десяти милях от Корфа.

Этелред сильно горевал о брате и не переставал рыдать. В конце концов его мать рассердилась и стала беспощадно бить его свечами, пытаясь таким образом остановить поток слез. Говорят, что потом Этелред настолько ненавидел свечи, что не позволял зажигать их в своём присутствии.

Когда свт. Данстан, Архиепископ Кентерберийский, узнал о смерти своего любимого духовного сына, он глубоко опечалился. Во время коронации Этелреда в Кингстоне архиепископ предрек английскому народу большое горе во время правления нового короля. По смерти Данстана в 988 г. это пророчество сбылось: датские язычники вторглись в Англию и к 1016 г., после более чем двадцати лет кровопролитной войны, завоевали страну.

Aнгло-Саксонская Летопись (978 г. ) свидетельствует об ужасе, охватившем православных англичан: «Более страшного поступка не совершалось еще в Британии. Люди убили его, но Бог его возвеличил; при жизни он был королем на земле, а после смерти он стал святым на небе. Его земные родственники не отомстили за него, но Бог сполна воздал за его смерть. Убийцы хотели стереть память о нем с лица земли, но Бог распространил его славу за пределы страны, на небеса и по всей земле. Те, кто отказывался почитать его при жизни, смиренно преклоняют колена перед его останками. Теперь мы видим, что мудрость, замыслы и планы людей — ничто по сравнению с Божьим промыслом».

По прошествии почти года Всемогущему Богу было угодно явить людям небесную славу короля-мученика. Над местом, где было спрятано его тело, появился огненный столп, осветивший все вокруг. Увидевшие его благочестивые жители Уорехама собрались на этом месте и откопали тело короля. Из земли тут же забил прозрачный источник сладкой целебной воды. В сопровождении огромной скорбящей толпы тело было перенесено в церковь Пресвятой Богородицы в Уорехаме и похоронено в ее восточной части. Это первое обретение и перенeсeние святых мощей состоялось 13 февраля 980 г.

Обман и предательство королевы стали известны всей стране; слава невинно убиенного короля продолжалa расти, так как многие знамения и чудеса свидетельствовали о его святости. Даже Элфер раскаялся в разрушении монастырей и противостоянии королю. Он решил перенести тело в более подобающее место и пригласил на эту церемонию епископов и аббатов, а также аббатиссу Уилтонского монастыря Уилфриду и уилтонских монахинь, в числе которых была св. Эдит — сестра короля-мученика. Кроме них, в Уорехаме собралось большое число жителей Дорсета.

Когда могила короля была прилюдно вскрыта, святое тело оказалось нетленным. Видя это, свт. Данстан и другие епископы стали вместе со всем народом возносить хвалу Богу, а св. Эдит подбежала к телу брата и обняла его со слезами радости и печали. Затем тело было поднято на носилки и в сопровождении многочисленной процессии священников и прихожан перенесено в Шафтсбури, в женский монастырь, основанный в IX веке предком св. Эдуарда королем Алфредом Великим в честь Пресвятой Богородицы. Процессия выступила из Уорехама 13 февраля 981 г. и прибыла в Шафтсбури через семь дней — 20 февраля. Монахини с почестями приняли тело и похоронили его в северной части алтаря.

По пути из Уорехама в Шафтсбури к носилкам с телом короля поднесли двух парализованных, которые были едва способны передвигаться на четвереньках. Когда носилки со святым телом опустили до уровня этих страдальцев, они на глазах у всех тут же исцелились, и все шедшие в процессии стали громко прославлять святого мученика.

Узнав о совершаемых святым чудесах, королева Этелдрита раскаялась в содеянном и решила совершить паломничество к его мощам и попросить о прощении. Она отправилась в Шафтсбури со своими слугами, но по пути туда ее лошадь внезапно остановилась и отказалась идти вперед, несмотря на удары плетью и угрозы. Королева поняла, что ее не пускают дальше ее грехи. Тогда она соскочила с лошади и попыталась продолжить путь пешком, но ей по-прежнему не удалось сдвинуться с места. Впоследствии, горько раскаиваясь в своих грехах, королева удалилась в Уэрвеллский монастырь, где она «на протяжении многих лет надевала на свое холеное тело власяницу, спала на земле без подушки и всячески умерщвляла плоть».

В течение двадцати лет после перенeсeния мощей св. Эдуарда в Шафтсбури произощло множество чудес, связанных с именем святого короля-мученика. Одна женщина, жившая в отдаленной части Англии, с трудом могла передвигаться и ежедневно произносила четыре молитвы о выздоровлении. Однажды св. Эдуард явился ей во сне и сказал: «Утром сразу же отправляйся к моей могиле, и ты получишь там новые башмаки, в которых тебе будет легче ходить». Проснувшись рано утром, женщина рассказала о своем сне соседке, но та, не поверив в видение, приписала его воображению. Поэтому женщина ослушалась святого, но он явился ей во второй раз со словами: «Почему ты не слушаешься меня и пренебрегаешь своим здоровьем? Отправляйся к моей могиле, и ты получишь желаемое». Она собралась с духом и спросила: «Кто ты, господин? Где мне найти твою могилу?» Он ответил: «Я — король Эдуард, павший недавно от руки убийцы и похороненный в Шафтсбури, в церкви Пресвятой Богородицы». Ранним утром женщина обдумала увиденное во сне, собралась в дорогу и отправилась в монастырь. Принеся смиренные молитвы Богу и св. Эдуарду, она выздоровела.

У могилы короля-мученика продолжали совершаться чудеса, и в 1001 г. его брат Этелред, унаследовавший престол, пожаловал город Брадфорд-на-Эйвоне «Христу и Его святому, моему убиенному брату Эдуарду, которого сам Господь соблаговолил наделить многими знаками величия».

Примерно в это же время могила святого стала приподниматься из земли, свидетельствуя о его желании, чтобы мощи были извлечены из могилы. В подтверждение этого желания святой явился монаху со словами: «Отправляйся в знаменитый монастырь Шафтсбури и передай мое повеление монахине Этелфреде, на попечении которой находятся остальные сестры. Скажи ей, что я не хочу более оставаться на моем нынешнем месте и попроси ее немедленно передать это моему брату». Проснувшись рано утром и осознав божественную природу видения, монах без промедления отправился к игумении и пересказал ей все, что ему было явлено. Игумения возблагодарила Бога и сразу же поставила в известность короля Этелреда, сообщив ему и о том, что могила приподнимается. Король исполнился радости и хотел сам присутствовать при перенесении мощей. Однако он не смог этого сделать из за датского вторжения, а послал гонцов в Шерборн и Дорчестер-на-Темзе (к святым епископам Уилсину и Элфсину), а также и к другим праведникам, повелев им вскрыть могилу брата и перенести его мощи в подобающее место. Выполняя королевский указ, они в великой радости собрались в монастыре при большом стечении народа. Могила была вскрыта со всеми почестями, и из нее распространилось такое благоухание, что всем присутствующим показалось, будто они находятся в райских кущах. Святые епископы приблизились к могиле, обрели святые мощи и поместили их в приготовленную для них раку, которая была затем торжественно помещена рядом с мощами других святых. Это второе перенесение мощей св. Эдуарда состоялось 20 июня 1001 г.

Св. Эдуард был канонизирован постановлением Всеанглийского соборa 1008 г., состоявшегося под председательством свт. Алфега, Архиепископа Кентерберийского (убитого датчанами в 1012 г.). Король Этелред постановил, чтобы три праздника св. Эдуарда (18 марта, 13 февраля и 20 июня) отмечались по всей Англии. Церковь, в которой были помещены мощи святого, была переименована в церковь Богоматери и св. Эдуарда; та часть города, в которой находилась церковь, также была названа именем святого. Это название просуществовало на протяжении всех средних веков, и только после протестанской Реформации город вновь стал называться Шафтсбури.

На могиле св. Эдуарда продолжали совершаться чудеса. Одно из них произошло во время правления его племянника короля Эдуарда-Исповедника (1042–1066). Человек по имени Джон, живший на северо-востоке Франции, был настолько согнут болезнью, что его пятки касались поясницы и он не мог выпрямиться. Однажды ночью ему было видение, в котором ему было велено отправиться в Англию, к могиле св. Эдуарда в монастыре Шафтсбури, где к нему вернется здоровье. Больной рассказал об этом видении своим родственникам и соседям. По их совету и с их помощью ему удалось пересечь Ла Манш и после многих скитаний добраться до монастыря. Он провел там некоторое время в молитвах Богу и св. Эдуарду, после чего выздоровел и остался служить при монастыре до конца жизни.

Вскоре после этого произошло еще одно чудо: прокаженный излечился в результате молитв Богу и всенощных бдений на могиле святого. Другой человек, закованный в тяжелые цепи за свои грехи, внезапно освободился от них после горячей молитвы на могиле св. Эдуарда. Однажды в монастыре пребывал епископ Солсбери Герман, и вместе с ним состоявший при нём слепой. В отсутствие епископа этот человек решил помолиться на могиле, куда его провел мальчик-поводырь. Слепой молился до вечера, и когда служители предложили ему покинуть церковь, он попросил разрешения остаться, уповая на милость Бога и св. Эдуарда. Служители позволили ему остаться в церкви из уважения к его вере, но мальчику велели вернуться в свою комнату. По прошествии некоторого времени слепого охватил сначала сильный холод, а потом сильный жар, после чего к нему вернулось зрение. Наутро некоторые отказывались поверить в чудо, но после того, как свидетель подтвердил, что этот человек давно уже был слепым, все стали возносить молитвы Христу, творящему великие чудеса посредством своих святых.

Одним из чудес, связанных с именем св. Эдуарда, было постоянное трепетание его нетленного легкого. Известно, что оно продолжало трепетать даже в XII веке. В 1904 г. под небольшой мраморной плитой перед главным престолом был обнаружен стеклянный сосуд XI века, внутри которого находился «сморщенный предмет, напоминающий орех». Эту вазу до сих пор можно увидеть в Винчестерском соборе, но ее содержимое выбросили, а это, вероятно, было нетленное легкое св. Эдуарда …

В 1931 г. г н Вилсон-Клэридж обнаружил в северном транссепте аббатства Шафтсбури свинцовую шкатулку с костями. Археологические данные свидетельствовали в пользу того, что это действительно мощи святого, но он решил проконсультироваться у профессиональого остеолога д ра Т.Э.А. Стоуэлла. В пространном отчете, опубликованном в журнале Криминалист, д р Стоуэлл сделал заключение, что кости принадлежат мужчине саксонского, а не кельтского происхождения, в возрасте примерно 20 лет, что некоторые части скелета отсутствуют (известно, что часть мощей была перенесена в Леоминстер и Абингдон в 1008 г.) и что некоторые кости повреждены. Характер повреждений свидетельствует о том, что тело было изогнуто назад через луку седла и о том, что нога застряла в стремени. На основании всех этих свидетельств д р Стоуэлл пришел к выводу, что найденные мощи действительно являются костями короля Эдуарда.

Однако незадолго до того, как святые мощи должны были поступить во владение Русской Православной Церкви Заграницей, внезапно возникли споры. В другом отчете (размером в две страницы) выводы д ра Стоуэлла были поставлены под сомнение; автор отчета утверждал, что кости принадлежали человеку более старшего возраста. Затем брат г на Вилсон-Клэриджа обратился в верховный суд с просьбой запретить передачу мощей Русской Церкви. В этом его поддержали даже некоторые члены РПЦЗ, утверждавшие, что ему принадлежит половина прав на мощи. Кроме того, жители Шафтсбури требовали оставить мощи в их городе.

Один из иерархов РПЦЗ, архиепископ Германский Марк, поднял вопрос о том, можно ли считать св. Эдуарда подлинно православным святым. По мнению архиерея, в то время в Англии уже была распространена ересь филиокве. Однако Синод принял решение в пользу св. Эдуарда, и сомневающийся иерарх «согласился с этим решением после ознакомления с историческими данными, собранными Преосвященным Григорием, который приводит список имен западных святых этого периода, давно включаемых в наши списки святых (в их числе — св. Людмила, св. Венцеслав Чешский и другие)».

По нашему мнению, степень распространенности филиокве в Англии во время царствования св. Эдуарда (конец X века) недостаточно ясна; кроме того, даже такой строгий богослов как свт. Максим-Исповедник считал, что когда римская церковь приняла филиокве, она не воспринимала ее в еретическом смысле. Таким образом, возможна ситуация, при которой люди, первоначально впавшие в ересь по невежеству, остаются православными.

Одновременно с этими событиями в Англии началось долгое судебное разбирательство, на протяжении которого святые мощи хранились в банковском сейфе. В какой-то момент Генеральный прокурор принял решение, что законным владельцем мощей является английская королева. Затем он изменил свою точку зрения, но продолжал настаивать на том, что мощи должны храниться под особо надежной охраной — вероятно из за того, что они являются останками короля. Наконец, 18 (31) марта 1995 г., в главный праздник св. Эдуарда, дело против РПЦЗ было прекращено, и святые мощи были возвращены этой Церкви.

Чудеса, связанные со св. Эдуардом, продолжают совершаться и по сей день. Так, английская православная С.П. пишет: «Я была так счастлива, узнав, что вновь забеременела, но вдруг выяснилось, что я заболела редкой болезнью — токсоплазмозом. Врачи тут же посоветовали мне сделать аборт. "Пройдемте в этот кабинет, — сказали они, — и через несколько минут все будет кончено". Будучи православной христианкой, я категорически отказалась это делать. Они угрожали мне, податливой (как им казалось) 23 летней женщине, что у меня родится ребенок без рук и без ног. Я решила уповать на Господа. На шестом месяце беременности я пришла в поликлинику на ультразвуковое обследование. На этот раз прогноз врачей был более оптимистичным: они увидели, что руки и ноги ребенка выглядят нормально, но сказали мне, что он будет слепым. В это время мне попалась в руки брошюра "Засвидетельствованные чудеса св. великомученика Эдуарда". Я всегда любила икону св. Эдуарда, и когда я узнала, что его первым чудом было исцеление слепой женщины, я твердо решила назвать своего сына Эдвардом. Мы настояли на этом имени вопреки нашему архиепископу, который не признавал этого святого и пытался убедить моего мужа выбрать другое имя. Когда Эдвард родился, он оказался зрячим, жизнерадостным и совершенно нормальным, сильным и здоровым ребенком! Можете представить себе нашу радость! Врачи были удивлены и немного пристыжены, но они показали нам с мужем пуповину и плаценту. Мы были поражены, когда увидели что верхняя половина пуповины совершенно почернела от инфекции; почернение остановилось ровно посередине пуповины. Я так благодарна Богу и св. Эдуарду! Господь воистину славен своими святыми».

http://ioannmaximovich.blogspot.ru/2015/03/blog-post_80.html

Нравится