Еп.Афанасий.ОТ РАЯ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Еп.Афанасий.ОТ РАЯ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Рубрика: Проповеди

Человек как венец творения создан по особому совету Творца, и он только один создан по образу и по подобию Божию. тело его, как и тела всех животных, образовано из земли, но духовная часть его есть непосредственное вдуновение Творца. «И создал Господь Бог человека (Адама) из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Образ и подобие Божие в человеке поэтому состоит в духовном сыновстве его Богу, в стремлении к умственному и нравственному совершенству - по определению протоиереся Г.Дьяченко.
А я бы сказал так – В стремлении к духовному совершенству или к духовному обогащению, благотворно влияющему на нравственность и умственное развитие.

Как царь творения он вводится в особый насажденный для него сад или рай в Эдеме на востоке, приводятся к нему в подчинение все твари, и он делается владыкой земли. Но человек как разумное и духовное существо не был бы достойным представителем Божества на земле, если бы он жил в уединении или в общении только с существами или высшими его, как ангелы, или низшими, как животные.
Между тем среди уже созданных живых существ «для человека не нашлось помощника подобного ему». «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И вот создается жена, и притом, из ребра самого человека, взятого у него во время глубокого сна.
К этому хочется добавить – Дух Животорящий, дающий жизнь – это не что иное как Дух Святый, посредством которого все живет и движется. А в чем же наше сыновство – как образ Божий – в свободной воле, а подобие – в благодати. Сотворив человека, Создатель даровал ему Духа Святаго, т.е. сделал его вместилищем или сосудом Духа, и Дух Святый – третье Лицо Святой Троицы, дарованный твари при творении, в мере доступной ему, делает человеков подобными Создателю, т.е. сынами Божиими по благодати. Именно поэтому благодать рая, или благодать, которую святые Божии, после искупительной Жертвы Христа, получали трудясь во славу Божию, и дающая возможность наследовать им Царствие Небесное – называется Благодатию усыновления.

И вот первые люди в блаженстве своей невинности обитали в раю, пользуясь всеми его плодами и наслаждаясь всеми его радостями. Им предоставлены были все блага совершенной и невинной жизни. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы, вместе с плодами дерева жизни, плоды которого имели особенно чудесное значение для их телесной крепости и жизненности, давая им безсмертие. Духовные потребности их находили полнейшее удовлетворение в непосредственном собеседовании с Богом, являвшимся «в раю во время прохлады дня», а также в изыскании лучших способов господства над подчиненной им природой и управления ею.
Но высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, т.е. в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились».
А почему?
Во-первых, потому что, первозданная планета – это иной для нашего падшего разумения, - мир, в котором не было зла. Ум сотворенных людей был ясным, воля – доброй, чувства – чистыми. Нам, современным людям, райское состояние человека невозможно даже себе представить.
Во-вторых, думается, однако, не только нравственная чистота не давала повода стыдиться, а вероятно была еще не менее веская причина.
Библия говорит нам о том, что после получения Синайского законодательства, Господь обещал, просившему Его Моисею, что пройдет Славой Своей перед ним, покрыв его Рукой, потом отнимет Руку и Моисей увидит Бога сзади – узрит Его присутствие в отблеске Божественной Славы.
Сорок дней Моисей молился, не ел, не пил и сподобился видения величия Божия. Когда Моисей сошел к народу – лицо его сияло ярким, неземным светом, так что народ боялся подойти. Сияние это постепенно угасало, но возобновлялось всякий раз, когда Моисей сходил с горы после Богообщения.
Подобное наблюдаем и в беседе прп.Серафима с Мотовиловым о смысле жизни православного христианина, в которой преподобный, между прочим, наставляя, что Дух Святый Божий вчера, сегодня и вовеки один и той же, преобразился так, что весь он стал подобен сверкающему солнцу.
Можно предположить, что первые сотворенные люди, помещенные в рай, так сияли благодатным светом Божественной славы, поддерживаемым и имеющим приращение в прямом Богообщении, что просто и не могли видеть своей телесной наготы. Не смоковные листья, а Благодать Божия была их покровом, который только и могла видеть неповрежденная грехом человеческая природа: «одеяйся светом яко ризою...» (Пс.103)
Пребывание первых людей в раю было пребыванием их в непосредственном общении с Богом, которое и было первой и совершеннейшей религией человеческого рода. Внешним выражением этой религии была церковь, как собрание первых двух верующих. Но так как церковь, как внешнее учреждение, предполагает известное установление и условия, на которых основывается собрание, то и первобытная церковь была основана на особом завете между Богом и человеком. Завет этот состоял в том, чтобы человек любил Бога и ближних и оказывал Творцу своему совершенное послушание во всех Его повелениях, а Бог со своей стороны обетовал за это человеку продолжение его блаженного состояния, безопасность от смерти как болезненного разрушения тела и, наконец, жизнь вечную.
Чтобы предоставить человеку возможность засвидетельствовать свое послушание и укреплять свою веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием, как средством укрепления того свободного нравственного самоопределения, в котором заключается высшее благо жизни. Заповедь состояла в запрещении есть от плодов дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку и сказал: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла – не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Предоставив человеку полную свободу, Творец, однако же, этой заповедью хотел показать ему, что как существо ограниченное он должен жить под законом и что за нарушением закона последует страшное наказание.
Впрочем, здесь наверное уместней говорить не о страшном наказании, а о страшных последствиях отпадения от воли Божией и от Бога – источника всех благ.

Напомню, что есть три воли свободного произволения – Божественная, человеческая и ангельская. Под ангельской волею необходимо здесь подразумевать волю падших ангелов, т.к. воля Ангелов Света во всем согласна с волей Божественной.
Прилепив свою волю воле Божественной, человек сохраняет не только образ, но и подобие в благодати. Исполняя волю падших ангелов, человек отрывает себя от Благодатного источника, теряет Благодать Святаго Духа, теряет подобие, а в развитии и образ. Раб греха свободной воли не имеет.
Извращается вся природа человека, он теряет свое сыновство, а значит и возможность пребывания с Богом в Его Царстве Любви.
Откровение не сообщает, как продолжительно было блаженное пребывание первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную ненависть врага, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на невинное блаженство первых людей.
В среде высших сотворенных существ или ангелов, одаренных высшими дарами разума и свободы, некоторые уже нарушили заповедь послушания Творцу, возгордились своим совершенством (1Тим.III,6) и не сохранили своего достоинства (Иуд.,6), за что и низвергнуты были из небесного рая в преисподнюю. Зависть и жажда зла сделались душой этих существ. Всякое благо, всякий мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для них, и они попытались разрушить их и среди людей, наслаждавшихся блаженством райской жизни на земле.
Невинностью и неискушенностью во зле первых людей воспользовался сатана и люди пали.
Не замедлили сказаться и следствия вкушения запрещенного плода: у них действительно открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание: но что же узнали они? - узнали то, что они наги.
Возмущенное нравственное чувство открыло пред ними сознание их наготы, ставшей победным знаком чувственности и торжества плоти.
Первородная Благодать уступила место первородному греху.
Люди подчинились совету диавола и он получил над ними власть через возможность порождать в их сердцах греховные помыслы.
С подчинением людей диаволу Благодать Божия оставила их, поэтому человеческие тела стали тленными, утратили безсмертие, стали страдать от болезней, зноя и холода, оказались повреждаемы огнем и потопляемы водой.
В людях начали действовать страсти, как не греховные – печаль, тоска, голод, жажда утомление, боязнь. Так и греховные – гордость, злоба, зависть, чревоугодие.
После грехопадения первые насельники рая – Адам и Ева - ставши недостойны вечной жизни в раю, были изгнаны из него.
В Священном Писании есть такие слова: «праведников Бог любит, а грешников милует…» (Пс.145). Хоть изгнаны были прародители из рая и лишились Благодати сыновства или Благодати спасающей, подаваемой в Таинствах истинной Церкви, но Господь не оставил их совершенно без милости.
До пришествия Христа, а если точнее до Пятидесятницы, человечество, а прежде всего народ избранный, будет окормляться Благодатию милующей.
Благодать милующая – это та Благодать, которая дается как поощрение за какое-либо дело по вере, перед началом какого-либо действия, благословленного Богом, на служение.
Все праведники Ветхого Завета, жившие по совести и исполняющие закон, и этим угодившие Богу, тем не менее должны были по окончании своего земного бытия сходить во ад, хоть и не претерпевая мучений.
Здесь хочется вспомнить ответ Предтечи вопрошавшим его: «Кто ты?» - «Я глас вопиющего в пустыни!» Действительно, даже избранный народ, знающий истинного Бога, испытывал жажду, которую Ветхозаветная Церковь утолить не могла.
Напоить жаждущее человечество смог лишь Спаситель мира, ведущим ко спасению спасительным Благодатным Евангельским учением, и спасающей Благодатию, снизпосланной в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

Что же великое произошло в Пятидесятницу?
Прежде всего, как мне видится, это то, что жаждущему человечеству, прошедшему через духовную пустыню Ветхого Завета, возвращена Благодать Рая, которая способна для людей, стяжавших ее, без захода в адские темницы, возводить таковых в рай, но теперь уже в Небесный горний Иерусалим. Это предположение подтверждается тем, что сошествие Святаго Духа имело место в пятидесятый день по Воскресении Христовом.
Вспомним юбилейный пятидесятый год – год, в который, согласно древнеизраильскому законодательству, следовало освобождать рабов израильтян и возвращать землю прежним владельцам, т.е. приводить все к Богом установленному порядку.
После сошествия Святаго Духа на апостолов и на всех верующих во Христа, человечество освободилось от рабства сатаны, и ему возвращался рай (т.е. возможность его наследия).
Это вполне согласуется с мнением Церкви и Святых отцов о том, что во всем ограниченное человечество приобщается к безконечному Божественному Бытию Духом Святым, Емуже со Отцем и Сыном слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь!

Послесловие.
Хочется еще добавить, что Ветхий Завет является тенью Нового Завета, именно поэтому источник, орошавший рай и разделившийся на четыре реки ограждавших рай с четырех сторон, - это образ Христа, четыре реки – это образ евангелистов.
Но в данном докладе хочется акцентировать свое внимание на другом – на том, что истинная Церковь первых людей была отделена от всего внешнего мира с четырех сторон, то есть, что Церковь Христова в своем вероучении имеет четкие границы, определенные догматами веры, и основывающихся на них канонов и правил. Выход за пределы этой церковной ограды имеет последствием то, что находящиеся вне этой ограды (изгнанные из рая) теряют спасающую Благодать сыновства, и в лучшем случае ведутся Благодатию милующей.
Иной раз, представители так называемых «официальных Церквей», исповедующих ереси (экуменизм, сергианство...), утверждают (ссылаясь на свой духовный опыт), что в Церкви есть Благодать – я сам испытал ее действие, поэтому «не похулю», - возможно есть, но дорогие мои, в еретических сообществах, если и есть Благодать – Дух дышит где хочет – то это не что иное, как Благодать милующая, как раз подаваемая для того, чтобы понять человеку, где он окормляется, и то, что в таинствах лжецеркви спасающей Благодати нет и быть не может, так как она вне ограды Истинной Православной Церкви.

Последнее на что хочется обратить внимание всех верных, в том числе и клира, – это на те качества, которые после падения приобрели падшие ангелы.
Давайте все внимательно посмотрим на себя и проанализируем: не обретается ли и в нас что-либо подобное.

+Афанасий, епископ Вологодский и ВеликоУстюжский(РПЦЗ)

( доклад прочитанный на богословской конференции в Вологде. 2017)

Нравится