«Кардиограмма» общества XIX века, сделанная свт. Игнатием Брянчаниновым. | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

«Кардиограмма» общества XIX века, сделанная свт. Игнатием Брянчаниновым.

«Отступление попущено Богом».
(Свт. Игнатий, т. 6, стр. 562, далее все цитаты из его писем и творений.)
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:18)

«Мы живем в страшный век. Неверие охватило и еще более охватывает землю: соблазны умножились до бесконечности, и еще более умножаются…Примеры соблазнительные, средства расстроить себя грехом умножились. Беда в пустынях, беда и в городах!» (Т. 8, письмо 328,266.) «Наступают времена, трудные в духовном отношении; они наступили уже давно, как пишет святой Тихон Воронежский, но затруднительность постоянно увеличивается, отступничество принимает огромные размеры.» (Т. 8, письмо 600.) «Время наше – время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию…Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества.» (Т. 8, письмо 442.) «Попущения Божии и отступление языческих народов от христианства, ради их язычества, предвозвещено Писанием.» (Т, 7, стр. 78.) «Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно…Охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось Православие.» (Т. 7, стр. 662.) «Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные.» (Т. 8, письмо 604.) «Нам надо внимать себе, своему спасению, и знать, что предречение Святого Писания о всеобщем отступлении от православной веры должно совершиться в свое время.» (Т.8, письмо 405.) «Дело православной веры можно считать приближающимся к решительной развязке.»
(Т. 8, письмо 458.)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
«Печально современное религиозное и нравственное направление народа. В течении трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед и приняло обширнейшие размеры.» (Т, 8, письмо 458.) «Мы живем потихоньку. Доходящие до нас сведения о состоянии православной веры в России очень грустны. С одной стороны раскол, с другой – вольнодумство. Борьба за нее очень затруднительна по причине внутренней ситуации болезненности, которая, как червь источила всю силу ее.» (Т. 8, письмо 341.) «Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина; человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем удержать нельзя, потому что вдавшиеся в пьянство будут пить водку и тогда, когда бы вздумали повысить на нее цен. Это доказано опытами. Вместе с разгульною жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству. Кутилы из крестьян кутят и впали в индифферентизм по отношении к религии; не кутилы обращаются в большом количестве к расколу…Этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны.» (Т. 8, письмо 445.) «Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда недалеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное расстройство. Подрядчики, соседи здешнего монастыря, единогласно жалуются на утрату совести в мастеровых. Преуспеяние во все этом идет с необыкновенною быстротой.»(Т. 8, письмо 111.) «Живем в век быстрейшего прогресса.» (Т. 8, письмо 106.) «В настоящее время совершаю путешествие по западной половине моей епархии – по Черногорию, не так растленному, как другие места. Но и сюда проникло европейское просвещение с блудом своим, а о казенных крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла. Что из этого будет? По всей вероятности, такие кончившие курс в университетах вскорости сделаются правителями и руководителями простого народа.»(Т. 8, письмо 8.) «Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России – крайне неутешительны. С одной стороны раскол, с другой – решительное отступничество. Общая безнравственность приуготовляет отступничество в огромных размерах.»
(Т. 8, письмо 444.) «Отовсюду слышно, что раскол, с одной стороны, безбожие, с другой – необыкновенно усиливается.» (Т. 8, письмо 611.)«Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто теист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления.» (Т. 8, письмо 446.) «Прогресс идет изумительно быстрыми шагами.» (Т. 8, письмо 445.)
«Христианство становится анахронизмом.»
(Т. 8, письмо 10.)
+++++++++++++++++++++++++++++++
«У западных верований остались лишь буква и самообольщение.» (Т. 8, письмо 608.) «Духа Святого нет у них; у них свой дух - мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой.» (Т. 8, письмо 173.) «Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения, враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до бесконечности.» (Т. 1, стр. 527.) «Таинству покаяния изменено на Западе, а протестантами отвергнуто…В позднейшие времена из римской Литургии исключено призывание Святого Духа, а протестанты вовсе отвергли Литургию.» (Т. 4, стр. 406-407.) «Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемая ею за величайших святых – по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее молились и достигали видений, разумеется , ложных. Упомянутым мною способом. Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков искажена догматическая вера. Поведение подвижников, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена.» (Т.1 стр. 272.) «Оживить чувства, кровь и воображение старались западные; в этом успели скоро, скоро достигали прелести и исступления, которое ими названо святостью. В этой стране все их видения.» (Т. 8, письмо 179.) «Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначальных, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию.» (Т. 8, письмо 179) «Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщениям(«Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск Ассизский, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства и признаваемые в недрах ее святыми.» (Т. 5, стр. 69.)). Много было таких подвижников в Западной Церкви, («Поддельных святых темного запада.» (Т. 8, письмо 633.) «Терезы,..Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых.» (Т. 8, письмо 717.))с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу.» (Т. 1, стр. 142-143.) «Тогда только вере свята и истинна, когда она вера в Святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божеской Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в Святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия – погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересиархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.» (Т. 8, письмо 749.)
+++++++++++++++++++++++++++++++
«Во главе прочих знаний и впечатлений, не оглавленных истиной, - сатана. И последуют сатане ангелы его; они часть его; жребий их с ним…Удел их плотской разум; облачение – ветхость Адамова.» (Т. 8, письмо 713.) «Науки – плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума.» (Т. 8, письмо 733.) «Ученость – светильник ветхого человека, светильник, которым мрак тьмы во веки блюдется(Иуд. 1,13)…Падший человек – «ложь», и из умствований его составился «лжеименный разум», т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженною смертною язвою греха и падения.» (Т. 8, письмо 733.) «Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость(премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею…Ученость есть мерзость и безумие пред Богом; она – беснование…Человек, лишившись падением своим Божественного Света – Святого Духа…изобрел различные науки и исскуства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию греховной жизни, к запечетлению и утверждению падения многоразличными призраками благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения…изобретения падшего человеческого разума…соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения…В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества.» (Т. 3, стр. 401-403, т. 1, стр. 630.)
+++++++++++++++++++++++++++++++
«Гляжу нар вижу: сети диавола умножились,..умножились до бесконечности….развилась жизнь вещественная; исчезает жизнь духовная; наслаждения и попечения телесные пожирают все время; некогда даже вспомнить о Боге. И это все обращается в обязанность, в закон…сети диавола …умножились до…бесчисленности.» (Т. 1, стр. 450.) «Весь мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то лица, гения, на встречу великолепную, торжественную. Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его мессиею.» (Т. 8, письмо 95.)
«Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господняя будет необыкновенное вещественное развитие…Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины века и приближающегося страшного суда Христовая.» (Т. 4, стр. 332-333.) «Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: Отступление приидет прежде, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа.» (Т.4, стр. 275-276.)
«Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной…В 38-39 главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира и заключить своим концом историю странствования на земли человеческого рода…Святой Андрей Критский, церковный писатель VII века объясняя 20-ую главу Апокалипсиса, говорит: «Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукой Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы»….Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение.» (Т. 8, письмо 685.) «Бедствия наши …нравственные и духовные. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что народ может и должен, соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии.» (Т. 8, письмо 98.)
«Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира.» (Т. 1, стр. 520.)
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:18)

Нравится