Слово о самом великом человеке русской истории | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Слово о самом великом человеке русской истории

никонВ настоящее время, когда мы стоим на переломе русской истории, нам необходимо вспомнить оклеветанного и непонятого великого человека, патриарха Никона, который указал истинный путь русской жизни, на который теперь и необходимо повернуть русскую жизнь.

Никон, шестой Патриарх Московский и всея Руси, родился в 1605 г. в семье крестьянина с. Вельдеманова, Княгиньского уезда, Нижегородской губернии. В раннем возрасте он много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев в Желтоводский монастырь, где очень усердно учился. После смерти отца Никон (тогда Никита) женился, принял священство и получил приход в Москве. После смерти всех своих трех детей, он уговорил жену постричься в монахини, а сам ушел на Белое море и 30-ти лет в Анзерском скиту принял монашество. Подвергшись преследованию от монахов за требование исправного хранения пожертвованных денег, он вынужден был бежать из монастыря и, чуть было не утонув в пути, прибыл в Кожеозерский монастырь, в Каргопольском уезде, и в 1643 году был избран в игумены. В 1646 году Никон отправился в Москву и, явившись к молодому Царю Алексею Михайловичу, был оставлен Царем в Москве и возведен в архимандриты Новоспасского монастыря, где была усыпальница Романовых. С этого времени начинается всероссийская деятельность Никона. Царь пригласил молодого архимандрита приезжать к нему каждую пятницу на беседы. Вскоре Никон занял исключительное положениев Москве и приобрел всеобщую любовь, благодаря своим заботам за притесненных и обиженных. В 1648 году он был возведен в сан митрополита Новгородского и стал ревностно проводить в жизнь идеи ревнителей благочестия, которые у него сложились с детства. Его задача была оживить церковную жизнь и пастырей приблизить к народу, он стал первый говорить проповеди, запретил многогласие, т.е. одновременное чтение и пение разных частей службы для ее ускорения, реформировал церковное пение: "на славу прибрав клиросы предивными певчими и гласы преизбранными", устроив "пение одушевленное паче органа бездушного." Эти реформы встретили широкое подражание во всей Руси. Далее Никон занимался широкой благотворительностью. Однако, как великий реформатор, он должен был быть строги взыскателен к подчиненным и быстро вооружил против себя распущенных бояр и ленивых попов. В 1650 году при растерянности властей он твердой рукой усмирил в Новгороде бунт, во время которого был избит бунтовщиками, но, несмотря на это, испросил им прощение у Царя. В это время Царь называл Никона "великим солнцем сияющим", "избранным крепкостоятельным пастырем", "возлюбленным своим и содружебником" и т.д. В 1651 г. Никон убедил Царя перенести мощи Св. Филиппа Митрополита Московского из Соловецкого монастыря в Успенский собор, при чем Царь написал особую грамоту к Св. Филиппу, умоляя простить грех Иоанна Грозного, казнившего святителя. В 1652 году Никон был избран в Патриархи. Хорошо зная бояр и духовенство, Никон категорически отказался от этого избрания. Тогда Царь, окруженный боярами и народом, в Успенском соборе перед мощами Св. Филиппа поклонился Никону в ноги и со слезами стал умолять его принять патриарший сан. Никон спросил: "Будут ли почитать его, как архипастыря и отца верховнейшаго, слушать его во всем и дадут ли ему устроить Церковь". Царь, а за ним все духовные и бояре поклялись в этом. Никон принял патриаршество и управлял Русской Церковью 6 лет. Вот здесь новый Патриарх приступил к широкому осуществлению своих гениальных идей о превращении России во вселенский центр Православия и о выведении ее на мировой путь, предреченный святыми. Первейшим делом было исправление богослужебных книг, которые благодаря невежественным переписчикам имели настолько много ошибок, что часто искажался смысл богослужения. Правительство было озабочено этим еще с XVI века и Патриарх Никон лишь поставил дело исправления книг на должную высоту. Далее, будучи убежденным в том, что Русь должна быть наследницей Византии, он стал подымать греческий авторитет: перенес в Россию греческие амвоны, архиерейский посох, клобуки и мантии, церковные напевы, выписывал греческих живописцев и мастеров, строил монастыри по греческому образцу, завел типографию, при которой сосредоточил переводчиков со всех языков, завел изразцовое дело. Будучи высокообразованным человеком, сам чрезвычайно любил памятники русского бытописания, он устроил обширнейшие библиотеки, в которых сосредоточил книжные сокровища не только из разных мест России, но собрал на Востоке около пятисот рукописей, среди которых были сочинения Гомера, Эсхила, Плутарха,Фукидита, Демосфена, далее собирал древние византийские хроники, грамматики и устроил в Москве греко-латинскую школу. В 1654 году Никон собрал собор, который постановил исправить богослужебные книги, но против этого возстали несколько невежественных епископов и попов, что и послужило сигналом для объединения против Никона всех завистников и враждебных ему сил, озлобленных его непреклонной твердостью и строгостью.

Патриарх Никон основал три монастыря: Новый Иерусалим близ Москвы (1655 г.), Иверский близ г. Валдая (в 1652 г.) и Крестный близ Онеги в 1656 году. Монастыри эти очень скоро по своей славе превзошли древнейшие обители. Ранее по настоянию Патриарха Никона в 1648 году в Москву была перевезена икона Иверской Божией Матери, сделавшейся главнейшей святыней Москвы.

Под влиянием интриг ничтожных современников Царь впал в немилость к Патриарху, а последний, убедившись в этом, 10 июля 1658 г. сложил с себя патриаршую власть и через три дня уехал в Воскресенский монастырь. В 1660 году в Москве был собран незаконный собор, который решил лишить Никона патриаршего сана, архиерейства и священства. Однако, Царь воспротивился этому приговору. Наконец, 13 декабря 1666 г. после нового незаконного суда, Никон был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, а с июля 1676 г. был переведен в более тяжелое заключение, в Кирилло-Белозерский монастырь, где жил до августа 1681 г. Царь Алексей Михайлович, перед своей кончиной, просил у Никона отпустительной грамоты, а в завещании просилу него прощения. Никон передал на словах свое прощение. ЦарьФеодор Алексеевич разрешил Никону возвратиться в его любимый Воскресенский монастырь, по пути в который великий Патриарх почил 17 августа 1681 года, и погребен в своем монастыре, как Патриарх. Над его гробницей произошло много чудес, и многие почитают Патриарха Никона, как святого, ожидая его прославления.

Так был не понят и оклеветан величайший человек Русской истории. Между тем он упреждал Петра Великого в реформировании России с той лишь разницей, что он открывал широкие врата на Восток с тем, чтобы, усвоив его духовные ценности, подчинить России Запад, сделав ее такой державой, какой была Византия или Рим. Петр же пошел другой дорогой: он прорубил пресловутое окно на Запад, через которое к нам пришла зараза, разложившая Россию.

Для того, чтобы проверить эту истину, понадобилось 300 лет исторического пути. Теперь ближайшая задача России - прославить великого Патриарха Никона и продолжить его великое дело, подкрепленное громадным историческим опытом.

Произнесено митрополитом Антонием 17/30 августа 1930 года, в Иверской церкви в Белграде в день кончины патриарха Никона, последовавшей в 1681 г.

Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 322-325.

http://internetsobor.org/arkhiv-rptcz/istoriia/rptcz/arkhiv-rptcz/mitropolit-antonii-samyi-velikii-chelovek-russkoi-istorii

Нравится