Слово въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ. | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Слово въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ.

"Минувшей субботѣ, Марія Магдалина и и Марія Іаковля и Саломія купиша ароматы, да пришедше помажутъ Іисуса" (Марк. 16, 1).

Нынѣшній воскресный день въ чинѣ церковномъ называется недѣлею женъ мѵроносицъ, т. е. тѣхъ ученицъ Господа Іисуса Христа, которыя послѣ крестной смерти Его въ третій день рано утромъ приходили на гробъ Его съ ароматами и мѵромъ, т. е. благовонною мастію для помазанія Живоноснаго Тѣла Его. Между мѵроносицами у всѣхъ Евангелистовъ прежде всѣхъ упоминается Марія Магдалина, изъ которой Господь прежде страданій и смерти Своей изгналъ семь бѣсовъ; за нею — другая Марія, матерь апостола Іакова и Іосіи; Саломія, матерь апостоловъ Іакова и Іоанна Богослова; Іоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и Марѳа и Марія, сестры Лазаревы. Всѣ онѣ столь искренно были преданы Господу Іисусу Христу, что служеніе Ему почитали высшею своею обязанностію и величайшимъ счастіемъ; всѣ онѣ, кромѣ Марѳы и Маріи, были спутницами Господа Іисуса Христа во время путешествій Его по Іудеѣ и Галилеѣ съ проповѣдью о царствіи Божіемъ, учились у него вѣрѣ и святой жизни и, владѣя достаточными жизненными средствами, служили Ему въ земныхъ нуждахъ отъ имѣній своихъ. А Марѳа и Марія, сестры Лазаря, не сопутствуя Ему, часто принимали Его къ себѣ въ домъ и здѣсь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность въ заботливомъ угощеніи и усердномъ вниманіи слову Его. Въ послѣднее посѣщеніе Господомъ семейства Лазарева благодарная любовь Маріи излилась въ томъ, что она, взявши фунтъ чистаго нардоваго драгоцѣннаго мѵра, возлила его на главу Господа Іисуса и такимъ образомъ еще прежде смерти и погребенія Господа вступила въ чинъ мѵроносицъ. О ней Господь сказалъ: гдѣ ни будетъ проповѣдано Евангеліе сіе во всемъ мірѣ, будетъ сказано и о томъ, чтó она сдѣлала, въ память ея. Это властное пророческое слово Творца вѣковъ исполняется доселѣ при чтеніи Евангелія во всѣхъ церквахъ въ прославленіи усердія ея къ Іисусу Христу, какъ и прочихъ мѵроносицъ. — По всей справедливости святая Церковь чтитъ память ихъ, воздавая должную дань хвалы ихъ вѣрѣ и горячей любви и преданности ко Господу, Котораго непрестанно преслѣдовала зависть и злоба первосвященниковъ и книжниковъ и старѣйшинъ іудейскихъ. Святая Церковь примѣромъ мѵроносицъ научаетъ и насъ искренней вѣрѣ, горячей любви и неизмѣнной преданности Господу Іисусу Христу въ продолженіе /с. 59/ всей жизни, во всякомъ состояніи, среди всѣхъ превратностей мірскихъ, въ счастіи и несчастіи, въ скорби и радости, въ богатствѣ и бѣдности, въ здравіи и болѣзни, въ тишинѣ и бурѣ душевной.

Вѣра христіанина, личная, живая вѣра, на Евангеліи основанная, есть истинное мѵро для Господа: Онъ всегда утѣшался и нынѣ утѣшается простотою вѣры въ людяхъ и щедро награждалъ и награждаетъ чудесными дарованіями тѣхъ, въ комъ ее обрѣлъ: «вѣра твоя спасе тя: иди, въ мірѣ»; «иди, и якоже вѣровалъ еси, буди тебѣ»; «по вѣрѣ вашей будетъ вамъ», говорилъ Онъ вѣровавшимъ. Но невѣріе, съ другой стороны, сильно огорчало Господа и отрывало отъ человѣковъ дары Его благости. «О, роде невѣрный и развращенный, доколѣ Я буду съ вами? доколѣ буду терпѣть васъ?» говорилъ Онъ невѣрнымъ и маловѣрнымъ, — и невѣріе связывало, такъ сказать, руки Всемогущему. Святый евангелистъ Маркъ замѣчаетъ, что Іисусъ Христосъ въ отечествѣ Своемъ (Назаретѣ) не могъ совершить никакого чуда, только на немногихъ больныхъ возложивъ руки, исцѣлилъ ихъ. И дивился невѣрію ихъ. Вѣруй же несомнѣнно, христіанинъ, въ Господа, въ Его благость, всемогущество, премудрость, вездѣсущіе; проси, нимало не колеблясь, что нужно на потребу, и получишь: все, говоритъ Господь, «о чемъ попросите въ молитвѣ съ вѣрою, получите».

Итакъ, пусть будетъ твоимъ мѵромъ для Господа живая вѣра. Приноси Ему всякій день въ даръ это мѵро вѣры; исповѣдуя грѣхи свои, удаляйся отъ дѣлъ тьмы, твори дѣла свѣта, — и вѣра съ покаяніемъ оправдаетъ тебя и покажетъ тебя причастникомъ вѣчной славы. Побѣждай и разсѣивай сомнѣнія, возникающія въ тебѣ и навѣваемыя на твою душу духами лукавства или людьми невѣрующими, отрывай невѣріе, господствующее въ мірѣ, будто человѣкъ сотворенъ не по образу Божію, будто нѣтъ домостроительства спасенія человѣческаго, будто нѣтъ воскресенія, безсмертія и суда, будто участь человѣка по смерти будетъ подобна участи животнаго, будто со смертію человѣка все окончится. Держись Евангелія и Церкви, этого непоколебимаго столпа истины, которую и врата адовы не одолѣютъ во вѣки: и блаженъ будешь своею вѣрою. Съ вѣрою соединяй упованіе на милосердіе Божіе, на Его благопромыслительное попеченіе о тебѣ и о всѣхъ людяхъ, на исполненіе обѣтованій и предреченій божественныхъ въ св. Писаніи — о воскресеніи мертвыхъ, о страшномъ судѣ, о воздаяніи праведникамъ и грѣшникамъ. Съ упованіемъ соединяй любовь и добрыя дѣла. Надѣясь получить великія, нетлѣнныя, безконечныя блага, удаляйся отъ всякаго грѣха и твори святыню въ /с. 60/ страхѣ Божіемъ, ибо безъ святыни никто не узритъ Господа; сподобляясь милости отъ Бога, будь самъ милостивъ: и вотъ это будетъ какъ бы твое мѵро Господу.

Въ Евангеліи Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа есть весьма утѣшительныя для насъ, безцѣнныя для насъ, истинныя, какъ ей и аминь — слова: «понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе». А что мы можемъ дѣлать для меньшихъ братій Господа Іисуса? — Алчущаго напитать, жаждущаго напоить, одѣть нагого или того, у кого нѣтъ необходимой и приличной одежды, посѣтить больного, помочь его выздоровленію, посѣщать заключенныхъ въ темницахъ, погребать умершихъ въ бѣдности, т. е. любовь наша къ ближнимъ — вотъ мѵро для тѣла Господня. Христіане — тѣло Его. «Церковь есть тѣло Его», говоритъ апостолъ. Вотъ гдѣ наше мѵро. Понесемъ же это мѵро къ меньшей братіи Христовой, какъ бы къ Самому Господу, и будемъ ходить съ нимъ, пока есть дыханіе въ устахъ нашихъ: и Господь непремѣнно приметъ это духовное мѵро въ пренебесный и мысленный Свой жертвенникъ, въ воню благоуханія духовнаго и наградитъ за него вѣчною памятію Своею и приметъ насъ въ вѣчный покой и славу Царствія Своего небеснаго. Будемъ дѣлать каждый по силамъ своимъ добрыя дѣла, а кто лишенъ возможности дѣлать дѣла милости, тотъ плачь о грѣхахъ своихъ, о томъ, что прогнѣвляешь ими часто Господа, — и твои слезы будутъ мѵро для Господа; ты точно какъ бы помажешь ими тѣло Его, и благоуханіе отъ нихъ разольется въ душѣ, и Самъ Господь снидетъ въ нее, и обоняетъ благоуханіе твоего сердечнаго сокрушенія о грѣхахъ твоихъ, и прощеніе грѣховъ подастъ тебѣ, и наслѣдникомъ Царствія небеснаго содѣлаетъ тебя по написанному: «блаженіи плачущіи, яко тіи утѣшатся», т. е. тамъ, на небесахъ. Еще скажу нѣчто очень утѣшительное для благочестивыхъ. Тѣ изъ васъ, которые погребаютъ умершихъ въ бѣдности и благочестіи и молятся объ упокоеніи душъ ихъ, — тѣ, какъ бы Самаго Христа снимаютъ со креста вмѣстѣ съ Іосифомъ, какъ бы Его пречистое тѣло погребаютъ, и имъ будетъ награда на небесахъ, и скажетъ имъ Господь: «понеже сотвористе единому сихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе»; вы погребли на свое иждивеніе такого-то или такихъ-то бѣдныхъ и убогихъ: вы Мнѣ это сдѣлали: «пріидите, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра». Вотъ какое назиданіе и утѣшеніе приноситъ намъ, возлюбленные, недѣля мѵроносицъ и праведнаго Іосифа! Подражайте же мѵронисицамъ и праведному Іосифу. Аминь. (Прот. Іоаннъ Кронш., т. 2-й, стр. 188).

Нравится