ВЕРИТЬ В НАУКУ! | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

ВЕРИТЬ В НАУКУ!

Рубрика: Проповеди

Игорь Середин :»Моя вера проста- я верю в Науку , а не в Христа. Попов считаю мракобесами и живу доказанными научными интересами. И это единственное условие прогресса. Согласны?»

Начнем с вопросов Игоря. Сразу скажу: на мой взгляд они банальны, но, тем не менее, процентов семьдесят мужского населения страны выскажутся именно так. Но это лишь демонстрирует некий общий уровень, не более того. Игорь сразу нам декларирует: верю в науку! Хорошо. Ничего плохого в этом не вижу. Я тоже верю в науку. И даже, смею надеяться, немного ей занимаюсь. Вера в Бога и вера в науку нисколько не противоречат. Наука - система знаний о нашем мире, о нас самих, обо всем. Наука - метод познания мира. Что в этом плохого? От Адама и Евы человек познает мир, погружается в его тайны. Человек открывает эти тайны и пытается по своему разумению их применять и формировать свой собственный мир. Собственно, процесс формирования собственного мира именуется "прогрессом", так? То есть, как я понимаю, когда Игорь говорит о том, что "верит в науку и прогресс", то речь идет не о религии и вере как таковой, а о том, что нечто полезное для себя любимого, нечто вещественное и такое, что можно потрогать руками и применить для улучшения своей жизни, Игорь может получить лишь от накопленных человечеством знаний о мире и от запущенного этими знаниями процесса форматирования окружающего мира, именуемого гордо "прогрессом".

Собственно, по поводу прогресса разногласия и начинаются. И не только у меня, верующего в Христа человека, но и у профессиональных ученых - специальных таких людей, которые посвятили жизнь методичному познанию мира и применению полученных знаний на пользу человека (заметьте, не на благо, а на пользу, что есть для человека благо - вопрос спорный, в том числе, среди тех же ученых) Для Игоря ученые, по-видимому, та каста людей, которая пользуется у него полным доверием, поскольку производит продукт, который он может пощупать и применить. Эти вещественные доказательства прогресса тешат его самолюбие и доставляют массу приятных моментов в жизни. Они реальны, эти продукты науки и сравнительно легко доступны. Ради обладания ими можно ставить цели в жизни и продвигаться от достижения к достижению, демонстрируя свой собственный прогресс. Всего-то и надо - прикрыть глаза на некоторое нехорошее воздействие на окружающий мир всех тех средств, которыми изготовляются такие реальные и необходимые вещи. Да что там вещи - вся среда обитания современного человека! Принцип понятен: прикрой глаза, наступи на совесть - получишь все блага мира. Ну, не все, а как уж тебе повезет. Во всяком случае - для большинства не хуже чем у людей. И вот это - единственное условие современного понимания прогресса.

Пока ты не задумываешься о противоречии твоего мира с миром вообще - все в твоей жизни замечательно! Пока ты добросовестный потребитель - ты счастлив в этом мире. Проблемы начинаются тогда, когда ты допускаешь пробуждение совести и всяких там угрызений. Тогда начинается период поиска и если до конца следовать совести и себе ни в чем не врать, то тогда приходишь к вере в Бога - творца всего мира, из которого люди черпают и черпают свои знания и достижения. Ничего не придумывают нового, а лишь берут готовое или имитируют то, что в мире уже существует. И с упорством муравьев все строят в этом Божьем мире свой собственный мир - мир из протезов, мастырок, подражаний и прочих причудливых продуктов прогресса. Ну да ладно, продолжим мракобесничать. Испытывая противоречия с миром собственным и следуя совести, человек додумывается до Бога. Этим путем прошли и примитивные племена и многие ученые-физики - открыли существование высшего разума. Теоретически, как невидимую планету. Открывать Бога - это свойство человека вообще.

Открыв Бога для себя, человек тут же пытается с ним взаимодействовать - появляется система, религия. Тут уж кто во что горазд - фантазия человека неисчерпаема! Но вся проблема в том, как среди всей этой буйной фантазии найти действительно действенный метод. Все просто - следовать совести, испытывать себя. И этим путем мы приходим ко Христу. Даже если отбросить все, то его учение - самое пародоксальное. В нем меньше всего человеческого, если смотреть в самую суть. Понятно, за века люди адаптировали и его по своему подобию, придумали массу обрядов и ритуалов. Но обряды и ритуалы - лишь инструменты. Это попытка соединить несоединимое, стыковка разных миров. Своего рода тоже научный метод, некая проекция, примитивная модель для демонстрации.

И уже отталкиваясь от этой модели из образов, из образцов искусства, человек может начать длительный - длиною в жизнь - путь в глубину некоего мира, который за неимением других слов именуется духовным. Объяснить его нельзя, можно только пройти. Для человека-потребителя, для человека не ищущего, все объяснения - пустой звук. Просто другой язык. Я могу, к примеру, объяснить, что надо делать, как заниматься, чем питаться, чтобы у тебя вырос большой бицепс. Но я не могу указать путь к пониманию Бетховена, Баха - его нет! Нужно садиться, слушать, погружаться, делать над собой усилия и расти для того, чтобы понимать музыку великих. Каждый это может? Да далеко нет! Да что там музыка! Литературу понимать - и то усилия прилагать немалые надо. Надеюсь, никто не станет спорить, что для понимания Донцовой и Достоевского нужны разные уровни развития интеллекта и кое чего еще. Например, у Ленина интеллект несомненно был, но Достоевского он ненавидел. Не хватало чего-то у Ленина! Какой-то неуловимой субстанции, что мы, мракобесы, именуем духовностью, видимо. Так вот, подытоживая сказанное: наука - это хорошо, это здорово. Но это только одна координата из многих.

А с двумя координатами - я и наука - человек плоский, двумерный. А таких координат в мире - ого-го сколько! Не поддающихся научному описанию. Это и музыка. Это и живопись. И литература. И самая сложная - вера в Бога. И везде для постижения нужна бескомпромиссная честность, чтобы себя подтягивать к верхнему, а не верхнее пытаться подогнать под себя. И вы, ребята, зря тут переругались. Никто никому ничего не докажет, тем более криком. И не стоит кичиться христианину какими-то заслугами, выслугой лет и прочими вещами. Никому это не надо. Можно только человеку заронить зерно, а после он пусть сам, наедине с собой решит, нужно ли ему это зерно проращивать. Ему с этим знание жить. Хочет быть потребителем в двухмерном мире - его выбор, всех не спасешь. Хочет что-то новое в себе узнать - пусть растет. Верит же, в конце концов, в науку. Вот пусть и постигает по мере сил. Все зависит от человека.

Е.К.

Нравится