Митрополит Агафангел: Ответ на «Открытое обращение Предсоборной Комиссии 6-го Всезарубежного Собора» | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Митрополит Агафангел: Ответ на «Открытое обращение Предсоборной Комиссии 6-го Всезарубежного Собора»

Митрополит Агафангел: Сирены запели (+eng)

Я получил по электронной почте "открытое обращение" от группы людей, которые именуют себя "Предсоборной комиссией 6-го Всезарубежного Собора". Это обращение содержит, наконец, некие предложения, которые изложены, к сожалению, в ультимативной форме, но, сам по себе факт, что они появились, является, конечно, положительным. Здесь же, очевидно, должны были бы быть сформулированы и соответствующие обвинения в мой адрес. Однако, в очередной раз, каких-либо серьезных обвинений я опять не нашёл, кроме спорных утверждений, что я, якобы, "изгоняю раскольников из Церкви" и "не выслушиваю паству" – и это всё, и именно по этой причине, если следовать авторам обращения, учиняется раскол! (неподчинение Архиерейскому Собору и Синоду и сохранение исключительно за собой власти и есть, если не раскол, то, пока ещё, если так больше нравится авторам обращения, парасинагога).

В обращении изложены три требования, в случае исполнения которых обещано раскол не учинять:

1. «Отменить бессудные прещения, наложенные на епископов, клириков и мирян, и ввести практику церковного суда, согласно канонам».

Желательно было бы привести хоть один пример "бессудного прещения" и обосновать, почему прещение "бессудное". Иначе непонятно, о чём идёт речь. Я согласен, что виновен в том, что не сумел достаточно ясно объяснить всем без исключения свои некоторые действия. Но я не могу согласиться с утверждением, что мною, будто, руководит "нежелание услышать свою паству и готовность избавляться от несогласных всеми возможными способами". Мы постановили на Синоде рассмотреть целесообразность созыва Всезарубежного Собора, но раскольники проигнорировали этот призыв и решили созывать свой, якобы, Всезарубежный Собор, причем, не с целью разрешить создавшееся трудное положение, но откровенно с целью раскола, и подписавшиеся под этим, сегодняшним, обращением девять человек, дерзают вызывать шестерых архиереев, опять же, не для обсуждения положения, а для суда над ними, в качестве подсудимых. Церковный Суд в соответствие с канонами у нас был в этом году, но как раз эта группа отказывается признать его обоснованные решения.

2. «Почтительно просим Вас сложить с себя полномочия председателя Архиерейского Собора и Синода, сохраняя митрополичий сан и управление Одесской епархией».

Могу ли я, по требованию девяти человек, к тому же, сорганизовавшихся в парасинагогу, единолично самовольно снимать с себя послушание, которое на меня законно возложено полнотой нашей Церкви? Не явится ли это попранием соборности? Может, и у других членов нашей Церкви также следует спросить? Я понимаю, что законный Всезарубежный или Архиерейский Собор может мне такое предложить и обосновать свое предложение. Тогда это, действительно, должно быть рассмотрено. Без обоснованного и авторитетного мнения полноты Церкви требование раскольников просто несерьёзно. Я писал раньше и могу повторить сейчас, что если с нами пожелает воссоединиться какой-либо исторический "осколок", не нарушивший своего, пусть, хоть бы, внутреннего канонического устройства и согласный с экклесиологией, сформулированной совместно с братскими Старостильными Церквями, то ради устранения препятствия к такому воссоединению, я согласен подать прошение законному Всезарубежному Собору, собранному по этому случаю, о почислении меня на покой. Собор пусть решит, удовлетворить ли моё прошение, почислить меня на покой и выбрать нового Первоиерарха, или оставить устроение нашей Русской Церкви прежним. Это моё предложение остается в силе и сегодня.

3. «Создать три автономных церковных округа: Украинско-Молдавский, Российский, Дальнего Зарубежья. Каждый из них будет управляться своим Синодом».

Митрополичьи округа (правда, без "своего Синода") существовали задолго до образования РПЦЗ и достались нашей Церкви исторически от Поместной Российской Церкви. Они были Русской Зарубежной Церковью упразднены именно из-за того, что являлись источниками раскольнических нестроений (что, в итоге, и привело к образованию ОСА, Евлогиан и присоединению Дальневосточного округа к МП). То есть, отцы РПЦЗ были противниками таких округов, а не их сторонниками. Централизация представляет угрозу там, где существует возможность внешнего влияния на руководство Церкви (как было в СССР и сейчас в РФ), которое проявилось в виде сепаратизма и разрушения Соборного строя Церкви (образование множества "самоуправляемых" обновленческих групп), а затем и искусственной подменой всего руководства Русской Церкви. Группа новых раскольников, по моему мнению, как раз и дает повод для подозрений существования внешнего влияния на неё. Они предлагают мне лично, в обход всей нашей Церкви, изменить сложившийся исторически, действием Духа Святаго, её строй и совершить у нас революцию. Предположим, я поступлю так, как они настаивают – это будет даже не то, что попрание соборности, но, действительно, конец и полный крах РПЦЗ, поскольку большинство не пожелает следовать этим неканоничным действиям и окажется дезориентированным и лишённым своего возглавления: "Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мк 14.27). Единство и соборность Церкви не в том, чтобы из одного Синода сделать три (то есть, из одной РПЦЗ сделать три – такое нашим отцам даже в голову не могло прийти), а в духовном единстве верных, независимо от той местности, в которой они проживают. Именно на разрушение этого духовного единства и направлены предложения раскольников. Я не знаю, кто внушил им, выражаясь словами священномученика Митрополита Кирилла Смирнова, пытаться делать из меня "бомбу, с помощью которой взорвать изнутри Русскую Церковь" (мы знаем, кто Митрополиту Кириллу это предлагал). По примеру священномученика, я не намерен становиться в ряды разрушителей Русской Церкви.

В то же время мы предлагаем рассмотреть возможность организации в США, Южной Америке и Канаде Архиерейского Совещания, которое может, по примеру Совещания российских преосвященных, решить многие вопросы.

Я здесь излагаю только свое личное мнение, не для того, чтобы полностью и с порога отмести все предложения раскольников, но только для того, чтобы показать, что их мнение не есть единственное и безальтернативное. Окончательное суждение по этим вопросам должно быть вынесено Архиерейским Собором.

Руководствуясь словами Апостола Павла:

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим 4.1-4),

в силу данной мне власти и полномочий, я обращаюсь в очередной раз к замыслившим раскол в нашей Церкви:

Если вы действительно "искренне стремитесь избежать раскола и найти форму церковных отношений, которая наилучшим образом соответствует духу соборности в исторической РПЦЗ", то и следуйте духу соборности исторической РПЦЗ. Не попирайте правил и канонов, установленных отцами специально для избегания расколов и устранения нестроений в Церкви. Пойдите законным каноническим путем. Пусть владыки Андроник и Софроний пребудут на Архиерейский Собор в октябре, чтобы мы имели возможность совместно обсудить сложившееся положение и пути выхода из него. Альтернативы этому нет и быть не может, поскольку это единственный путь, которым предлагают идти в подобных обстоятельствах святые отцы не только РПЦЗ, но и всего православия.

Первоиерарх РПЦЗ

+Митрополит Агафангел

27 сентября/10 октября, Священномученика Петра, Митрополита Крутицкого

Нравится