Афанасий(Савицкий), епископ РПЦЗ: О СМИРЕНИИ И ПОСЛУШАНИИ | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Афанасий(Савицкий), епископ РПЦЗ: О СМИРЕНИИ И ПОСЛУШАНИИ

FullSizeRender (8)

Слово пастырям Преосвященнейшего Афанасия, епископа Вологодского и Великоустюжского на Богословской Конференции 17 апреля  2016г. в городе Вологде

 

В Евангелии от Матфея (зач.43) мы читаем: « ... научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

Главное на что обращает наше внимание Спаситель в этих евангельских словах и чему надо научиться – это смирению и кротости.

Многие отцы Церкви, (в том числе Оптинские Старцы) разсуждая о смирении говорили: «Есть смирение – все есть. Нет смирения – ничего нет».

Все мы здесь собрались во время Поста, и все, я уверен, в свою меру, угождают Богу постом и молитвой, подобно пророчице Анне о которой в Евангелии от Луки сказано: «...яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь.»

Да, это вернейшие средства для духовного преуспевания. Но есть нечто высшее и поста, и молитвы – это святое послушание, причем послушание не человеку, а послушание Богу через послушание человеку.

Существуют три воли – Божественная, человеческая и бесовская (вражия). В Псалтири мы читаем: «От юности моея мнози борют мя стратсти».  В книге Бытия ( 8, 21): «...помышление сердца человеческого - зло от юности его...».

Или, если сказать по-другому – человек, живущий в миру, свою человеческую волю очень часто соединяет не с волей Божией, а с волей вражией, подталкивающей человека ко всякому беззаконию и греху (погибели).

Для того, чтобы прилепиться к единственно спасительной Божией воле, человек должен отказаться, по мнению Отцов Церкви, от лжеименного разума и плотского мудрования, т.е. отказаться от своей воли – воли падшего естества, отдать себя в руководство и жить за послушание.

Мне многие могут возразить словами пророка, псалмопевца и царя Давида: «Оскуде преподобный» - кому отдать себя в руководство? И в известной мере будут правы, так же как прав и ств.Игнатий Бранчанинов, проводя в своих творениях туже мысль, что и богодухновенный Давид, и в связи с этим, говорящего о необходимости для желающих духовного преспеяния, пользоваться творениями Святых Отцов, и следуя их наставлениям, устраивать свою жизнь.

Спору нет – это один из путей, но парадокс состоит в том, что святитель не рассмотрел прп.Льва - основателя Оптинского старчества, и будучи при нем послушником, ушел от его руководства и ни единожды.

Как же так – святитель не мог рассмотреть преподобного, тем более, что Старец Лев говорил о святителе Игнатии: «Ангельский ум».

Так что же помешало рассмотреть духовного человека и Старца? Не утверждаю, но думаю, что не доставало веры, что в лице других нами руководствует Бог.

Руководитель не обязательно должен быть святой жизни. Важно только одно - чтобы человек, руководящий нами был опытным духовно (Старец Лев говаривал; «Опытность – половина спасения»).

А святой Симеон Новый Богослов и вовсе наставлял: «Лучше тебе быть и именоваться учеником ученика, нежели проводить жизнь своеобразно (по своему образу мыслей) и собирать бесполезные плоды своей воли». (Слово 72).

Спаситель – Источник смирения и послушания, «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил. 2:8)

Диавол – дерзостный ослушник, лукавый и горделивый лжец.

Из всего вышесказанного следует, что послушание соседствует со смирением.

  1. Живя по совету с единомысленным братом.
  2. Ищя в духовных вопросах благословения духовного отца.
  3. Послушаясь Старцу.

Во всех трех случаях, не входя в противоречие со Священным Писанием и творениями Святых Отцев, мы несомненно учимся, пусть с разной степенью быстроты, смирению, а считая себя самих не способными разобраться в духовных вопросах без руководителя, приобретаем кротость.

В противном случае, если человек пренебрегает всеми тремя способами руководства, считает себя способным понять без руководителя премудрость Священного Писания и глубину святоотеческих творений, то он находится в прелести в той или иной мере, и находясь под влиянием падших ангелов, обнаруживает в себе все их качества.

Человек духовный всегда осторожен в словах и делах, не доверяя себе, всегда готов учиться, ищет доброго совета и руководства.

Все это говорю вам – пастырям духовного стада, для того, чтобы каждый из вас взглянул на себя через призму вышесказанного, и честно признался себе - насколько близок он к двум великим добродетелям (смирению и кротости).

И может ли он передать это своим пасомым, и проповедует ли он Святое Евангелие своей жизнью.

Если что-то не так, или совсем не так – будем каяться – для этого мы и собрались. И с Божией помощью постараемся исправляться.

Бог вам в помощь!

Афанасий(Савицкий),епископ РПЦЗ: О СМИРЕНИИ И ПОСЛУШАНИИ

Нравится