Александр Солдатов. Преодоление страхов  | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Александр Солдатов. Преодоление страхов

Выступление главного редактора "Портала-Credo.Ru" Александра Солдатова на заседании секции СМИ II конгресса ВСЕХ

Христос Воскресе!

Наверное, я единственный из присутствующих в зале, кто не является институциональным протестантом. Как журналист, 95 %, а то и больше, времени и сил я посвящаю светской журналистике. Хотя, безусловно, темы, на которые мне приходится писать, религиозные. И не только христианские. Специфика "Портала-Credo.Ru" заключается в том, что он сознательно, с самого начала создавался в светском поле и не был связан ни с какой-то конфессией, ни с проповедью, а был связаны с тем, чтобы постараться высокие стандарты профессиональной журналистики, о которых многие выступавшие до меня говорили, привнести в эту очень деликатную, очень трудно понимаемую светской аудиторией сферу религиозной жизни.

Конечно, для того чтобы работать в светской стилистике, надо работать на стыке собственно религиозной жизни, церковной с другими измерениями нашего общественного бытия: политикой, культурой, спортом, медициной и так далее. Чисто религиозная проблематика светскому обществу интересна в очень незначительной степени, тем более что все социологические исследования, о которых тут упоминал коллега, говорят о резком развитии негативизма в обществе по поводу Церкви. Прежде всего это связано с бесконечными скандалами с господствующей Церкви Московского патриархата, но и с другими факторами тоже.

Поэтому мы должны постепенно привыкать к мысли, что скоро христиане вновь окажутся в достаточно враждебном окружении, может быть, не по своей вине, но, тем не менее, мы должны быть к этому вызову готовы.

Передо мной была поставлена задача сказать что-то о преодолении страхов, фобий перед современными технологиями. Я не буду эту тему так широко формулировать, как тут в программке указано, потому что "страхи перед современным миром" - это вообще тема неисчерпаемая, о которой можно книги писать. А специфические страхи христиан перед интернет-технологиями я сгруппировал в пять групп. Я их просто перечислю, чтобы не тратить время:

1. Религиозно-мистические страхи. Их классические примеры: боязнь числа 666, ИНН, паспортов, других современных технологий. Интернет попадает в этот ряд по разным причинам.

2. Духовно-психологические страхи. Тут речь идет о том, что продолжительная работа в Интернете наносит вред душе и не сводит на нет всю нашу духовную жизнь.

3. Политические страхи. О них тут тоже много говорилось - когда слишком активная гражданская позиция, а журналистика невозможна без активной гражданской позиции, приведет к усилениям гонений. Церковь, которую представляет политически активный журналист, может попасть в "черный список", будет считаться неблагонадежной, антигосударственной и т.д.

4. Технические и финансовые. Они на самом деле образуют одно целое, потому что для решения технических проблем нужны финансы, а для решения финансовых нужно хорошо владеть техникой и не только компьютерной техникой.

5. Профессиональные. Журналист опасается, что у него не хватит образования, что он не конкуретноспособен по сравнению с другими, более известными журналистами, что он не очень грамотно пишет, в конце концов.

Конечно, нам интересно, как эти страхи преодолевать. Опыт нашего Портала тут состоит в сознательном избрании светской площадки для своей профессиональной реализации. Выбирая эту площадку, я никоим образом не отрекался от своих христианских убеждений, более того - я считаю, что высокие профессиональные принципы нашей журналистской профессии - это и есть, в общем, исполнение христианских заповедей в неком неосубкультуренном виде, без каких-то лишних религиозных терминов, пафоса и прочего. Просто по правде и по существу.

Эти профессиональные принципы вы все хорошо знаете: это отделение факта от комментария, чтобы читатель сам имел возможность так или иначе оценить факт, который мы до него доносим. Другой принцип - это предоставление двух хотя бы точек зрения на какую-то конфликтную ситуацию. И третий принцип - это воздержание от любых оскорблений, каких-то обвинений в адрес носителей других взглядов, равное уважение к представителям противоположных взглядов, даже к атеистам.

Для того, чтобы преодолеть некий такой стереотип страха перед светской аудиторией - он звучал тут в нескольких выступлениях так или иначе, - надо овладевать светскими площадками. В большинстве случаев христиане, и православные в том числе, не овладевают этими площадками из-за низкого профессионального уровня. Из-за того, что у нас сформировалась своя "тусовочка", субкультура, в которой мы говорим на своем "птичьем" языке, где считается нормальным создавать не слишком конкуретноспособные СМИ, которые раздаются бесплатно, предназначены для своих, а свои строго судить не будут.

Поэтому единственное спасение для будущего христианской журналистики, как и для любой профессиональной журналистики, - это освоение светского поля. Надо больше публиковаться в светских СМИ.

Следующий способ преодоления страха связан с тем, что многие деликатные темы, многие теневые стороны церковной жизни неприлично обсуждать на церковном сайте, поэтому надо найти такую форму их обсуждения, которая была бы приемлема для светского СМИ. В конце концов, нас могут обвинять в том, что мы компрометируем Церковь, обсуждая теневые стороны ее жизни, но если мы твердо верим в то, что наша религия - это религия истины, то никакой негатив, никакие проблемные стороны не должны скрываться. Негатив, видимо, противоречит истине, если мы его расцениваем как негатив, как пропаганду, а не как объективную информацию.

Далее я бы посоветовал начинающему издателю, журналисту, автору стараться сотрудничать с "раскрученными" СМИ. Почему нужно с ними сотрудничать? Потому что, во-первых, у них стабильно большая аудитория - ваши материалы увидят сразу тысячи читателей. Во-вторых, публикации - это только начало пути. Вторым шагом может быть создание своей рубрики, авторской колонки, создание субсайта - то есть ассоциированного с каким-то большим "ледоколом" маленького сайта, который поневоле будут видеть все те тысячи людей, которые будут приходить на большой, "раскрученный" сайт. В конце концов, такое сотрудничество помогает пользоваться услугами профессиональных редакторов, предоставляет какую-то более или менее профессиональную команду, которая может вашу первую пробу пера привести в соответствие с высокими стандартами, тем самым обеспечив ей определенную путевку в жизнь.

Журналистике, конечно, можно учиться, но это творчество. Оно отчасти дается свыше в виде таланта, который Господь завещал нам взращивать, увеличивать. Отчасти оно приобретается большим опытом, большим трудом. Я думаю, что чем больше вы будете писать или говорить, тем больше будет профессиональный опыт. Для этого очень полезны блоги, кстати, которые не налагают никаких строгих ограничений на творчество.

Закончить я хотел бы приличествующим нашему пасхальному собранию тезисом о том, что миссия, в том числе журналистская, только тогда эффективна, когда человек, проповедник, автор не боится говорить всю правду до конца. Когда мы чувствуем на себе какой-то прессинг цензуры или внутренних искусственных запретов не евангельского рода, не связанных с заповедями Божиими, а связанных с текущей политикой, с земными какими-то интересами, финансовыми и прочими, то читатель это чувствует, и доверие постепенно мы теряем. То СМИ по-настоящему может быть уважаемым, популярным, к нему будут прислушиваться, которое не боится проговаривать всю правду до конца и на которое нельзя подействовать какими-то примитивными угрозами, прессингом, криминалом, чего в нашей стране, к сожалению, хватает, даже с избытком.

Россия признана страной, которая занимает второе место в мире после Ирака по числу убитых журналистов за свою профессиональную деятельность. К чему я это сказал? К тому, что мы, сидя здесь в уютных конфессиональных "гнездышках", разговаривая на своем благостном, "птичьем" языке, совершенно охладели сердцем к тому, какими противоречиями, какой злобой, агрессией раздирается окружающий нас мир. Нам надо не бояться в эту бурю вступить, пусть даже ценой собственной жизни, собственного благополучия, и тогда наша миссия будет оправдана. В конце концов, Господь Иисус Христос тоже не искал каких-то дипломатических формулировок в отношениях с теми же фарисеями, говорил с ними очень жестко и был, в конце концов, за это ими казнен. И большая честь тому, кто сможет так высоко поднять планку нашей профессии, чтобы повторить путь Спасителя.

Москва, 27 апреля 2011 г.

Источник: Портал-Credo.Ru

Нравится