Что такое «Апостольские правила»? | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Что такое «Апостольские правила»?

Что такое «Апостольские правила»? Это, собственно, часть канонических правил Православной Церкви, по которым она живет или, по крайней мере, должна жить. Рассмотрим только некоторые из них, хотя подобных примеров в Церковных документах множество.

Правило 6.
Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.
Мы знаем, что в нынешнее время нашим дорогим и уважаемым батюшкам приходится заниматься и строительством, и социальными проектами. А некоторые совмещают служение с другой работой и даже – о «ужас»! – бизнесом.
Правило 54.
Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.
В наше время в ресторанах и кафе кушать не зазорно никому и в любое время. И священники не только бывают в них, но и освящают подобные заведения.
Правило 64.
Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только (великой субботы), да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.
Только тот, кто ни разу не причащался в воскресенье, не знает, что перед причастием, в субботу, все постятся. Правильно это или неправильно, но это стало нормой для многих священников и прихожан.
Правило 82.
Не позволяем в клир производить рабов без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит расстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дому отпустят, да будет произведен.
Здесь финиш. Мы знаем, что рабов, кроме Божиих, и то добровольно называющих себя таковыми, давно уже нет нигде.
Двоеженцы, детоубийцы (делающие аборты) и много еще кто, по Церковным канонам, должны отлучаться от Церкви и от причастия на десятилетия! Но сегодня реальность такова, что никто ни кого ни от чего, практически не отлучает.
Или, например, 17 апостольское правило гласит: «Кто по святом крещении (после святого крещения) двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть [ни] епископом, ни пресвитером, ни диакон, ни никем в списке священного чина».
То есть, если человек был один раз женат до крещения и один раз после крещения, то рукоположение возможно, так как Святое крещение омывает все грехи. А если уж желающий стать священником после крещения женат два раза, то рукоположение в священнический сан невозможно. Современная Церковная традиция позволяет каждому епископу, а только он принимает решение о рукоположении кого-либо, самому решать, как относиться к 17 апостольскому правилу. Кто-то считает, что рукоположение возможно, кто-то нет…
Но зачем я вообще коснулся всех этих правил?
Потому что в моей жизни, для меня лично, именно «Апостольские правила» открыли и разделили людей по отношению вообще к каким-то Церковным канонам и пониманию того, что есть истинное христианство. Например, благодаря правилу 17 я по-настоящему серьезно задумался о формальном и неформальном. Мне приходилось видеть и уважаемых представителей священноначалия, и простых священников, и прихожан вроде бы подходящих под Церковные каноны и живущих внешне благочестиво: и биография, и образование, и богословие, и соблюдение правил – все у них на месте. Но в каких-то определенных обстоятельствах все это формальное благочестие, достоинство и жизнь по правилам оказывались фальшью, показухой, и от вырвавшихся из благочестивой оболочки равнодушия, холодности и жестокости брала оторопь.
Приходилось, и, к счастью, намного чаще, видеть и другое – людей, от которых реально исходил дух любви. И это тоже были и митрополиты, и настоятели, и простые священники, и прихожане. И с такими людьми всегда бывает очень жалко расставаться.
Поэтому все вопросы соблюдения канонов и правил в Церкви – это вопросы отношения к православной вере и понимания того, что такое христианство на самом деле.
За 2000 лет существования Церкви создано огромное количество законов, канонов и правил. Многие из них просто потеряли актуальность, так как принимались для конкретного времени и в конкретном обществе, как например, вышеприведенное правило 82. Некоторые, по разным причинам, перестали применяться или не соблюдаются. Но главное не это. Тысячелетия показали: законов переизбыток и в Церкви, и в мире. А толку нет. Значит, не хватает не законов, а Духа Любви. Любое правило или закон, даже Божий, должны рассматриваться только через Любовь. Так как Бог и есть Любовь. И Его главные заповеди начинаются со слов: «Возлюби…». Сам первоверховный апостол Павел говорит нам: «Любящий другого исполнил закон… Итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, ст. 8-10). Ну, и, конечно же, к любви должно прибавляться рассуждение. Без него никак.
Диакон Олег Рыжков

Нравится