ЭМИГРАЦИЯ КАК МИФ | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

ЭМИГРАЦИЯ КАК МИФ

В романе «Братья Карамазовы» Ф. Достоевский высказал тайную мечту русского интеллигента: «Я хочу в Европу съездить <…> и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувше й жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в тоже время убежденный всем сердцем моим, что всё это давно уже кладбище, и никак не более».

Эмиграция в России (и из России) – это больше, чем просто перемещение в пространстве или культуре. Русская культура, как культура изоляционистского типа (вопреки декларации того же Ф. Достоевского), издавна осмысляла эмиграцию как явление в известной степени инфернальное, и жизнь за пределами своего отечества мыслилась как уход из мира, подобный смерти. И не так уж важно, стала ли эмиграция знаком политического протеста или следствием разнообразных житейских обстоятельств: эмиграция понималась как
уход окончательный, бесповоротный. Не случайно проводы уезжающих скорее напоминали поминки, ведь из эмиграции –не возвращаются...

Бурные исторические события ХХ века привели к массовой эмиграции из России и после революции 1917 г., и во время 2-й мировой войны; да и потом, в 1960-80-е годы, поток эмигрантов хоть не был столь широким, все же оставался непрерывным.
Прежде всего и более всего – в Европу. Так возникла неизвестнаяранее культура – культура русской диаспоры. Разбщенность(до недавнего времени) двух частей русской культуры привела к тому, что обе они смотрели друг на другачерез призму отрывочных и скудных слухов, легенд, мифов.
Советская метрополия вообще отказывалась признавать фактсуществования эмиграции как явления, в свою очередь и русская диаспора видела в советской метрополии скорее странный исторический эксперимент, некий культурологический казус.
Новая культурная ситуация нуждалась в осмыслении, и потому для многих эмигрантов именно миф стал универсальным средством понять свою историческую судьбу. Культура русской диаспоры была воистину мифологичной: ибо она и сама создавала мифы, и воспринималась в метрополии под знаком мифа. У нее не было единого творца – каждый творил миф сам, по своему разумению.

В итоге взору исследователя этой культуры предстает пестрая картина как индивидуальных, так и коллективных мифов: о себе, о русской истории, о русской культуре.Культура русской диаспоры стала частью европейской культуры, а последняя – как воплощение инаковости – издавна воспринималась в России мифологически.

«Миф» (и производные от него термины: «мифологический», «мифологичность» и т. п.) в настоящем сборнике понимается в том смысле, который мы находим во многих работах Ю. М. Лотмана, посвященных так называемым «культурным мифам» нового времени. Например, в статье «Символика Петербурга» исследователь так объяснял причину возникновения «петербургского мифа» в русской культуре: «Отсутствие истории вызвало бурный рост мифологии.

Миф восполнял семиотическую пустоту, и ситуация искусственного города оказывалась исключительно мифогенной. Петербург в этом отношении исключительно типичен: история Петербурга неотделима от петербургской мифологии, причем слово «мифология» звучит в данном случае отнюдь не как метафора».
Это наблюдение помогает понять и причину «мифологизации» феномена русской эмиграции ХХ века: ведь несколько десятилетий отсутствовала достоверная научная история русской эмиграции, а отсутствие (или недостаток) исторического знания неизбежно порождает культурные мифы, как спонтанные, так и преднамеренные.
Статьи, составившие настоящий сборник, и ставят своей целью научно описать этот разнообразный мир русской эмигрантской культуры. На конкретных примерах и фактах – вскрыть и выявить те мифологические по сути механизмы, в результате действия которых сформировался образ загадочной «русской Атлантиды» ХХ века. Парадоксальным образом именно изучение мифов эмиграции, равно как и мифов об эмиграции, позволит открыть архипелаг той исторической реальности, в которой существовала русская европейская культура ХХ века.
С. Н. Доценко

Предисловие к сборнику КУЛЬТУРА РУССКОЙ ДИАСПОРЫ: ЭМИГРАЦИЯ И МИФЫ
Редакторы-составители  А. Данилевский, С. Доценко

Издательство Таллиннского университета Таллинн 2012 ISSN 2228-026X
ISBN 978-9985-58-750-8 TLÜ Kirjastus
Narva mnt 2910120 Tallinn
www.tlupress.com

Содержание
Предисловие: Эмиграция как миф......................................................7
О. Р. Демидова (Санкт-Петербург)
Миф как феномен (само)сознания русской
эмиграции ....................................................................................13
В. К. Кантор (Москва)
Семен франк и крушение кумиров:
переосмысление мифов русской интеллигенции
в эмиграции первой волны..................................................... 28
Ф. П. Федоров (Даугавпилс)
Дон-аминадо: эмиграция как «парадокс и мечта» ......... 50
А. А. Данилевский (Таллин)
Размышления по поводу «суда над русской
эмиграцией» дон-аминадо .................................................... 84
П. М. Лавринец (Вильнюс)
Газетный текст в мифологизации биографии...................110
И. З. Белобровцева (Таллин)
Русский фашизм в зеркале русского большевизма:
натаска фашистских «крошек» ........................................... 122
Г. М. Пономарева (Таллин), Т. К. Шор (Тарту)
Мифоэлементы в мемуарах pусских эмигрантов
об эстонии при изображениии советских людей
(1939–1941)...................................................................................132

Л. Ф. Луцевич (Варшава)
Символы и мифы мемуаристики:
«мой лунный друг» Зинаиды Гиппиус ..............................153
О. И. Лагашина (Таллин)
Марк алданов и миф о русской идее ..................................170
С. Н. Доценко (Таллин)
Русско-еврейские шутки: Алексей Ремизов
глазами Довида Кнута ............................................................188
О. О. Дмитриева (Москва)
Культурный миф Санкт-Петербурга
в восприятии российской эмиграции первой волны:
Санкт-Петербург как утраченная атлантида русской
культуры .................................................................................... 205
Г. М. Утгоф (Таллин)
«Audiatur et altera pars»: к проблеме
«набоков и лоуэлл»..................................................................219
А. Н. Неминущий (Даугавпилс)
«Здесь свобода и коньяк»: деструкция
эмигрантского мифа у с. довлатова .................................. 239
П. Панайотов (Таллин)
Тема революции и эмиграции в персональном
мифе Иштвана Баки ............................................................... 248

 

Нравится