Епископ Афанасий(РПЦЗ). Ответы на вопросы — часть 2 | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Епископ Афанасий(РПЦЗ). Ответы на вопросы — часть 2

С месяц назад мне на почту пришло послание. Вот его содержание:

НЕСКОЛЬКОВ ВОПРОСОВ АРХИЕРЕЯМ РПЦЗ  Преосвященнейшие Владыки, благословите.В приходах РПЦЗ накопилось немало вопросов, которые волнуют многих священников и мирян. Вот некоторые из них... Ваши обстоятельные ответы на поставленные вопросы чрезвычайно важны для нынешнего положения нашей Церкви и её будущего. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 37). христиане РПЦЗ

Далее следует 12 вопросов, которые будут выставлены вместе с ответами.Не смотря на то, что послание анонимное, считаю для себя и паствы полезным дать посильные ответы на полученное послание. Отвечать буду не строго по пунктам, к одним из вопросов придется возвращаться несколько раз, некоторые мудрены и требуют серьезного обдумывания и анализа, и следовательно не скоро ответишь, да и строгой периодичности не обещаю. И все же с Богом.(1-ая часть http://rpczmoskva.org.ru/stati/ep-afanasijrpcz-otvety-na-voprosy.html)

Вопрос четвёртый:

Считаете ли вы последнее решение Синода (отказ от анафематствования сергианства) политическим или духовно-религиозным вопросом? Каковы причины, по которым Синод отложил решение данного вопроса?

 

Ответ:

Бывало мы толпою шумной,

Оставив нужные дела,

Летели быстро, как стрела,

Общения жаждою томимы,

Те дни прошли, как сладкий сон.

Они уже - невосполнимы.

Александр Тверской.

 Вместо вступления привожу высказывания о Московской Патриархии (о.Павла Симакова – священника, рукоположенного в РПЦЗ) и одного из епископов нашей церкви «о национальной принадлежности».

Кратко: Священник Павел Симаков был рукоположен во диакона в МП, в священники в РПЦЗ.

Как-то беседуя с ним о времени его пребывания в Московской Патриархии, я услышал из его уст очень интересную запомнившуюся фразу: «Для того, чтобы служить в МП священнику надо научиться врать Богу, себе и людям.»

Несколько лет назад на архиерейском Соборе или на расширенном заседании Синода один из архиереев произнес горькие, но думается очень справедливые слова: «Вот это люди Русские (в начале фразы произнеся имена 2-х архиереев Южной и Северной Америки), а мы все советские».

Что тут скажешь – крылатая фраза, не убавить, не прибавить.

А теперь подумаем, как можно описать слово «советский».

Советский человек это:

1. Человек, который боится прямо сказать, что он думает.

2. Говорит одно, думает другое, делает подчас третье.

3. Гордый.

4. Завистливый.

5. Ехидный.

6. Мстительный (исподтишка).

7. Флюгер.

8. Готовый из-за бредовой идеи идти на любую подлость и т.д.

Синтез этих двух высказываний (священника и епископа) и являет собой, как мне думается, характерный образ рядового священника Московской Патриархии советского времени.

Выше приведенное было необходимо для понимания того, по каким причинам не анафематствовали сергианство.

Интересен тот факт, что за анафему сергианству на Соборе высказались архиереи, которые не соприкасались с МП, ни в мирском чине, ни в священническом сане. Это в основном архиереи 2-х Америк во главе с Митрополитом, и епископы Катакомбной Церкви.

Тогда, как почти все епископы, чьи корни уходят в патриархии (Московскую, Грузинскую), высказались против. Что же помешало этим архиереям анафематствовать сергианство. Вопрос серьезный.

Может быть, тот синтезированный образ священника Московской Патриархии, усвоенный в окормлении, еще довлеет над ними, или сладкий туман иллюзий о истинности церкви, с которой они начали свой путь в вере, еще окутывает их души.

Возможно и первое и второе, и еще что-либо.

Думаю, не далеко от истины и то, что советский человек, прошедший через ПРО МП или другую церковь «официального православия» теряет ясные духовные очертания, как фарш, пропущенный через мясорубку, приобретает неопределённую форму, легко трансформируемую.

Вместе с тем, опыт длительного наблюдения подталкивает к выводу, что таковые надолго теряют возможность свободно и трезво духовно мыслить, зараженные лукавством рационального гуманизма, и ущербны даже в лице свих лучших представителей, ушедщих в ИПЦ.

Да и мы, оба епископа Православной Российской Катакомбной Церкви, тоже рождены в СССР (в совдепии). Но! Церковь-исповедница, в лице своих лучших представителей, научила нас быть искренними в отношении к Богу, избегать каких бы то ни было компромиссов в вере. Не лукавить и называть «белое - белым, а черное – черным».

В письме к священнику о.Виктору Потапову, прославленный, святитель Филарет, Первоиерарх РПЦЗ, говорит о двух анафемах, под которыми находится Московская Патриархия. Первая анафема Патриарха Тихона, а вторая – Катакомбной Церкви. Из чего видно, что святитель признает анафему Катакомбной Церкви, произнесенную сергианству (в этом он был не одинок).

В таком случае, вопрос о сергианстве, поставленный на Соборе можно сформулировать таким образом: «С кем мы?». С исповедниками или с приспособленцами, которые ради сохранения самих себя и организации, готовы на любой компромисс.

Если мы отвергнем путь исповедников, то это грозит нам вырождением, т.е. открывается перспектива из ИПЦ превратиться в жалкий дубль МП. В след затем, несомненно, встанет вопрос: «Кто мы? И зачем существуем?».

Отвечая на данный вопрос, я ни в коей мере не хотел обидеть своих собратьев. Наоборот мною (также как и единомысленным владыкой Иоанном) двигало желание помочь тем, с кем в вопросе о сергианстве мы пока еще расходимся.

Думаю, мнение противников анафемы изменится, если выражаясь языком художников, они отойдут от мольберта своих душевных переживаний, и посмотрят на вопрос объемно и в перспективе.

Аргументы, выставляемые противниками анафемы сергианству, представляются напускным туманом, которым как водой пытаются сокрыть глубинную часть айсберга. Можно, если кому-то интересно, рассмотреть и их, но думаю это ни к чему, так как легковесность этих аргументов, как мне кажется, понятна и тем, кто их выдвигал.

Полагаю, что после всего сказанного ясно, что причины, из-за которых Синод отложил решение данного вопроса, имеют ярко выраженный духовно-религиозный характер.

 

Нравится