Митрополит Филаретъ Нью-Iоркскiй | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Митрополит Филаретъ Нью-Iоркскiй

(статья о. Серафима Роуза)

Лишь отъ одного изъ всехъ православныхъ первосвятителей нашего времени ожидаютъ верующiе — причемъ не только его, но и другихъ Поместныхъ церквей — неизменно яснаго голоса правды, голоса ничемъ не замутненной православной совести. Кроме него, нетъ среди нихъ голоса, который можно было бы назвать безусловно православным, свободнымъ отъ политики или иныхъ постороннихъ соображенiй. Это голосъ Владыки Филарета, Первоiерарха Русской Зарубежной Церкви. Подобно св. Отцамъ древности, онъ выше всего ставитъ чистоту Православiя и, верный духу Вселенскихъ Соборовъ, остается посреди всеобщей религiозной растерянности одиноким защитником истины.

Защищать ее приходится отъ экуменизма, главной ереси нашихъ дней. Экуменизмъ трудно поддается определенiю; бороться же съ нимъ еще труднее. Мало кто изъ числящихъ себя православными проповёдуетъ экуменизмъ "въ чистомъ виде" — ученiе о том, что Христова Церковь не существуетъ какъ таковая, а только сейчасъ формируется. Чаще всего экуменизмъ проявляется въ противозаконныхъ поступкахъ, особенно въ молитвенномъ общенiи съ инославными: это значитъ, утрачено понятiе о томъ, что такое Христова Церковь и в чемъ состоитъ ей верность. Однако поступки сами по себе не могутъ служить определениемъ ереси; великая заслуга владыки Филарета на этомъ критическомъ этапе исторiи Церкви состоитъ именно въ томъ, что онъ, безъ намека на фарисейское обожествленiе той или иной буквы церковнаго закона, и безъ малёйшей склонности къ выцеживанiю "доказательствъ ереси" изъ высказыванiй епископовъ-экуменистовъ, со всей ясностью обнаружилъ тот самый еретическiй, анти-православный духъ, который стоитъ за современнымъ экуменизмзмъ во всехъ его проявленiяхъ и предупредилъ, какую опасность они несутъ сегодня и какую катастрофу готовятъ въ будущемъ.

Однако, къ величайшему сожаленiю, лишь немногiе изъ православнаго духовенства и мiрянъ вполне осознали серьезность предупрежденiя владыки Филарета. Его не понимаютъ какъ "левые", такъ и "правые". "Слева" его безосновательно обвиняют въ экстремизме, приписываютъ ему совершенно чуждые фанатические взгляды. Его умеренная и трезвая православная позицiя вызываетъ злобные нападки у техъ, чья совесть — как приходится допустить — нечиста, подточена сделками съ обновленчествомъ. Для такихъ голосъ владыки Филарета — серьезная угроза: онъ разрушаетъ ихъ планы и мечты о "Восьмомъ Вселенскомъ Соборе", когда обновленчество станетъ "канонической нормой", а уния с Ватиканом и прочими западными ересями получитъ "оффицiальный православный статусъ".

Но и "справа" владыку Филарета многiе не понимают и даже осуждаютъ. Сплошь и рядомъ "ревность не по разуму" требуетъ простыхъ и однозначныхъ ответовъ на сложные, многогранные вопросы. Те, кто добивается отъ митрополита и Архiерейскаго Синода сужденiй о "безблагодатности Таинствъ" православныхъ церквей, перешедшихъ на новый стиль или попавшихъ подъ пяту коммунистической власти, не отдаютъ себе отчета въ томъ, что подобные вопросы лежатъ вне пределов компетенции Синода, что церковнымъ нестроенiямъ нашего времени такимъ способомъ не поможешь — слишком оне обширны и глубоки, что анафемы — кроме несколькихъ безспорныхъ случаевъ — только усугубляютъ болезнь.

Есть и такiе, кто ждетъ решенiя всехъ проблемъ отъ оффицiальнаго заявленiя вроде такого: "Кроме насъ, настоящихъ православныхъ не осталось", — и нападаетъ на техъ, кто держится умеренной линiи, съ позицiй совершенно неправославнаго формализма, что-де если "у них" есть благодать, то почему тогда мы с "ними" не объединяемся? Русская Зарубежная Церковь неоднократно предостерегала и удерживала своихъ членовъ отъ общенiя съ нёкоторыми православными группами, а съ Московской Патрiархiей принципiально не имеетъ общенiя; также и другiе православные епископы предостерегаютъ отъ контактовъ съ теми, кто склоняется къ обновленчеству, — но отнюдь не по какому-то формальному критерiю якобы отсутствующихъ у нихъ благодатныхъ Таинствъ, а лишь по соображенiямъ заботы о верующихъ, которые принимают ихъ изъ уваженiя и послушанiя, безъ малейшей нужды въ чисто-формальныхъ доводахъ.

Въ основанiи позицiи владыки Филарета — весь его православный жизненный опытъ. Онъ происходитъ изъ благочестивой семьи; его отецъ въ молодости зналъ прав. Iоанна Кронштадтскаго, а впоследствiи сталъ извёстенъ въ русскомъ разсеянiи какъ архiепископъ Димитрiй Хайларскiй. Въ молодые годы на Дальнемъ Востоке пути будущаго митрополита пересекались съ такими людьми, какъ чудотворецъ и ученикъ преп. Варсонофiя Оптинскаго св. Iона Ханькоускiй (прославленъ въ 1996 г.), какъ ясновидящiе старцы Казанскаго монастыря въ Харбине Михаилъ и Игнатiй (второго изъ которыхъ онъ погребалъ), какъ игуменiя Руфина, чей монастырь сталъ известенъ многими чудесно обновившимися иконами, какъ защитникъ церковнаго календаря (стараго стиля) митрополитъ Иннокентiй Пекинскiй, какъ шанхайскiе епископы-чудотворцы Симонъ и св. Iоаннъ (Максимовичъ) и митрополитъ Мелетiй Харбинскiй. Его любовь къ святымъ хранителямъ и защитникамъ веры видна хотя бы изъ его ведущей роли въ публикацiи Житiй столповъ Православiя — какъ преп. Амвросiя и Макарiя Оптинскихъ, къ первой изъ которыхъ онъ къ тому же написалъ превосходное предисловiе. Во всемъ этомъ, и в своей безкомпромиссной верности истинному Православiю, онъ подобенъ своему тезке прошлаго века св. Филарету, митрополиту Московскому, защитнику свято-отеческой веры отъ анти-православныхъ западныхъ влiянiй, покровителю Оптиной Пустыни и ея преп. Старцев.

Вотъ уже более десяти летъ неустанно звучитъ голосъ владыки Филарета въ письмахъ протеста, въ предостереженiяхъ первосвятителямъ, особенно Константинопольскому патрiархату, и въ двухъ "Скорбныхъ Посланiяхъ", адресованныхъ православному епископству всего мiра. Последнее его письмо можно разсматривать какъ еще одно Скорбное Посланiе православнымъ епископамъ по поводу перваго православно-экуменическаго "исповеданiя", въ которомъ прежнiя ошибочные тенденцiи вылились уже въ явныя ошибки.

Сколъ это ни горько, на его Скорбныя Посланiя такъ никто ответа не далъ; и темъ не менее онъ снова обращается "къ православнымъ епископамъ, къ архiереямъ Божiимъ" какъ наименьшiй изъ ихъ братьевъ. Онъ не обзываетъ ихъ дурными прозвищами, не позоритъ ихъ передъ людьми; онъ только зоветъ ихъ назадъ къ Православiю, — пока они еще отъ него не совсемъ оторвались, пока еще не поздно, пока еще есть надежда. Нетъ въ его письме ни тени легкомыслiя или насмешки — какъ это къ сожаленiю бываетъ даже въ хорошихъ анти-экуменическихъ сочиненiяхъ, особенно по-англiйски. Это документъ стопроцентно серьезный, смиренный, но твердый призывъ сойти съ погибельнаго пути заблужденiя, своей формой точно отвечающiй важности содержанiя, восходящiй къ вековой мудрости и опыту святоотеческаго Православiя въ защите правды и противостоянiи неправде. Да будетъ онъ услышанъ и принятъ къ исполненiю!

Нравится
Метки: ,