Профессор Г.А. Знаменский. Русь, русский гений, крушение России | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Профессор Г.А. Знаменский. Русь, русский гений, крушение России

Завершение идеала святости на Руси во дни батюшки Серафима, Саровского чудотворца. Величие православного русского гения в XIX веке. Начало мирового кризиса после крушения России, стоявшей на страже мирового равновесия.
На протяжении трехсот страниц наших «Крупиц познания», скользнув только по поверхности зарождавшейся и развивавшейся Исторической России, мы имели возможность проследить, как загоревшееся в 988 году во стольном граде Киеве, Матери городов русских, Вселенское Восточное Православие мощным потоком стало разливаться по всем необъятным просторам Русской Земли, превращая Русь языческую в Русь Православную, в Третий Рим, во Святую Русь, в Дом Пресвятой Богородицы. Мы наблюдали, как Православие, освящающее и облагораживающее наш народ, струилось в русскую душу, объединяя разные враждующие славянские племена в единый русский народ; как духовно оплодотворенный Православием русский творческий гений стал славен своими достижениями в области истины, добра и красоты. Мы удивлялись, какие страшные препятствия преодолевала Русь на своем пути собирания Руси, борясь против монгольского ига и тевтонских и ливонских рыцарей.

Унося бережно с разрушенных набегами орды родных пепелищ свои духовные ценности, передвигалась Русь с Киевских холмов к озерам Новгорода, к тихим заводям Владимира и Суздаля, в дремучие леса севера. Искал тогда русский творческий гений утешение в благородных декоративных формах храмового строительства, в иконописи, создавая свой национальный стиль, соответствующий ландшафту и природе Русской Земли, связывающей русского человека с его Божественным Покровителем через святое Православие.

Заторможенный на триста лет монгольским игом, православный гений по освобождении от орды стал снова воскресать.

Идеал русской святости Древней Руси нашел свое завершение в светлой неугасимой лампаде преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Даже материализация и модернизация Петра Великого, ударившая по самой сути православной русской души, не заглушила русского православного духа, но заставила русских людей искать новые пути развития на незыблемых основах древлерусского благочестия. И в золотой век развития нашей культуры созревший национальный гений удивил весь мир своими достижениями.

В этот период идеал русской святости нашел свое завершение в тихом мерцании неугасимой лампады нашего праведника и молитвенника за Русь батюшки Серафима, Саровского Чудотворца, воссиявшего из глубины народа-Богоносца в лесной глуши нашей матушки России. Дивное сокровище обрела тогда Святая Русь в лице преподобного подвижника Серафима!

Долго готовился будущий светильник веры к иноческому подвигу, перенося на скрижали своего сердца Святое Евангелие и загораясь огнем той любви, которую принес на землю Христос.

Начав свой подвиг поклонением Киево-Печерским угодникам и чудотворцам, в 1786 году постригается он в монахи, а в 1793 году инок Серафим возводится в сан иеромонаха.

Закрыв временно глаза на грешный мир, удаляется наш подвижник в пустыню – не для того, чтобы заботиться только о своем спасении, а для того, чтобы получить духовное прозрение в очистительном подвиге, глубже воспринять Бога, яснее увидеть весь лежащий во зле человеческий мир и только тогда уже начать свою помощь ближнему, чтобы, как говорил сам батюшка Серафим, «управлять душами человеческими».

Стяжав себе блаженное бесстрастие в дремучих девственных лесах Сарова, прозрел духовно и стал хорошо понимать батюшка Серафим всех приходящих к нему. Любвеобильный и кроткий, чудный и благодатный, наш подвижник стал хорошо видеть во всяком грешнике сквозь осевшую на нем пыль мира сего того «золотого человека», о котором позже заговорил наш «искатель душевных кладов» в человеке провидец Достоевский.

Наш батюшка Серафим, истинная радость и духовное сокровище Святой Руси, в каждом грешнике видел частицу Божественного создания! И стряхнув с души каждого приходящего к нему греховную пыль мира сего, отпускал он всех новыми, сияющими, духовно примиренными и обновленными существами. Вместе с «фунтиком серафимовских сухариков», подарком Батюшки, уносили все от него исцеление, ибо верил народ, что для Батюшки Серафима все возможно. Омочив палец в неугасимой лампаде перед образом Царицы Небесной «Умиление», успокаивал Батюшка физическую боль. Дав приложиться к образу Царицы Небесной, исцелял он больного, у которого стихали душевные и телесные страдания.

«Что ты унываешь, радость моя! Нет причин унывать: Христос Воскресе»! – Вот какими бодрящими словами торжествующей небесной радости с победой жизни над смертью круглый год встречал приходящих к нему Батюшка Серафим!

Что же стало твориться на Святой Руси? В широко открытые двери его келий пошла, потянулась вся Матушка Россия! Знатные вельможи и бедные крестьяне, дети и взрослые, праведники и грешники – все потянулись к Старцу, чтобы только взглянуть на него и услышать от него душу и сердце согревающее, отечески ласковое слово утешения.

И поднималась из-за бревен избушки или грядок «с лучком для дорогих гостей» белая, согбенная фигурка в суконном подряснике, опирающаяся на топор или на мотыжку, которою он полол сорную траву в его грядах с овощами. И весь год навстречу каждому неслось с его праведных уст победно-радостное приветствие: «Христос Воскресе, радость моя»!

Особенно горячо любил Батюшка маленьких детей. Прижимал их ко своей худенькой груди, не иначе называл он детей, как «сокровища»! Да и сам он, ласкаясь с детьми, из старика превращался в малое дитя. И дети, воспринимая своим чутким сердцем эту ласку Праведника, глубоко любили своего друга – святого подвижника.

В тяжкие судьбоносные для России дни начал свой подвиг батюшка Серафим, когда гордость и самолюбие, принесенные на Русь с «дванадесятью языками» во дни нашествия Наполеона, могли поколебать веру Православную и в корне изменить направление Исторической России. Дожил батюшка Серафим и до радостного избавления России от нашествия Наполеона, укрепляя народ в вере Православной после великих потрясений Отечественной войны. Это он зажег своей пламенной верой, молитвой, любовью и примером равноангельского жития всю нашу Православную Русь. Это во дни его земной жизни Русь украсилась небывалым взлетом духовной силы.

Свершал русский народ в простоте сердечной, не мудрствуя лукаво, подвиг своего душевного спасения и жертвенного плодотворного служения Богу и Родине с радостной готовностью даже «душу свою положить за други своя». То, что так часто было скрыто от «мудрых и премудрых мира сего», для нашего младенца веры, русского народа, все было ясно, просто и понятно. Не даром же простой народ часто добродушно смеялся над своими неверующими «просветителями», над их лицемерным «опрощением», ряжением в мужицкую одежду и так называемым «хождением в народ». Не удалось этим сбившимся с правильной русской дороги «благодетелям», а вернее – разбойникам с университетским образованием подточить и сломить глубоко укоренившиеся основы Православия в народном самосознании. Крепла и быстро развивалась Русь Матушка на радость себе и на зависть и удивление всех народов мира.

Благоговея перед богатырями духа и тела древних времен, которые стояли на страже Свято-Русской Земли, сражались с «соловьями-разбойниками», истребляли «идолище поганое», рубили головы орде неистовой, народ считал их истинными носителями совести и чести, и силы всей русской нации, как бы олицетворением духовно-физического облика народа в целом.

И подтягивался наш народ – творил, строил, крепил, развивал в себе совесть, честь, сознание человеческого достоинства, дабы «не ударить в грязь лицом» и не отстать от своих древних предков чудо-богатырей Свято-Русских. Во дни Руси Царской, Императорской народ перенес идеальные черты богатырей на своих Помазанников Божиих – Царей и Императоров, являвшихся олицетворением совести, славы и мощи всего народа в целом, в его святых чаяниях и идеалах строительства родной земли на исконных началах православной церковности и национальной русскости.

«Под большим шатром голубых небес» своей необъятной Родины твердо шествовал русский народ по освященной веками, богатырями святого Владимира проложенной, исторически славной дороженьке прямоезжей. Во дни великих потрясений, нашествия иноплеменников раздавался мощный «народной веры глас», который поистине являлся «гласом Божиим». Интуицией своего чуткого сердца избирал народ себе вождей. «Иди! Спасай»! И они шли и спасали Отечество.

И возненавидел сатана, исконный враг рода человеческого, нравственно-религиозную Россию. Мобилизовал безликий хам все подонки русских и интернациональных проходимцев. Все силы ада пустил в ход сатана. И началась дотоле небывалая в мире страшная трагедия духовного убийства и физического истребления величайшей в мире нации.

От яда безбожия, вливаемого в чистый, духовно здоровый организм народа русского, затуманилась, закружилась голова у русского богатыря Ильи Муромца. Поначалу противный и противоестественный, и чуждый православной русской душе яд безбожия стал постепенно казаться увлекательным. Недаром же сказал Достоевский: «Подлец человек. Ко всему привыкает».

И зашаталась Свято-Русская Земля, оторвавшись от вековых истоков Христова учения и от своих исторических устоев Православной церковности и национальной русскости. Новым, бесноватым властителям в России страшной угрозой показался носитель совести, чести и славы великой Исторической России русский Монарх. Испугались непрошенные безбожные вершители судеб России, как бы не узрел в Царе народ снова самого себя в своей исторически славной перспективе великого прошлого. И по малодушному попустительству одних, по растерянности других, под шум разгулявшейся толпы убивают Царя. На пропятие ведут Отечество. И сбрасывается великая нация в пропасть; срывается с нее вся красота и величие Руси былой, Руси Святой, Руси Царской и Императорской.

И выпадает из ослабевших рук Ильи Муромца его «палица в триста пуд». Заколебалась русской кровушкой пропитанная мать сыра земля Российская. Зашатались от ужаса «темны лесушки» и, переполнены до краев слезами, стали выливаться «из берегов крутых быстры реченьки».

И потухли все неугасимые лампады в храмах и монастырях, перед гробницами угодников Божиих. И сбылось предсказание батюшки Серафима: «Скорбь на Руси будет такая, какой от начала мира не было на земле. Время придет такое, когда ангелы не будут поспевать принимать души покойников»! И побледнел перед нынешним океаном русского горя даже плач Русской Земли во дни монгольского ига, когда, по словам бытописателя тех лютых дней, «восплакалась сама Земля, вопияла, голосом своим стонала».

И увидели мы воочию, как исполнилось предсказание великого нашего провидца батюшки Серафима о небывалой от начала мира скорби не только на Руси, но и во всем мире зашедшего в страшный тупик, нравственно обанкротившегося человечества в наши дни, после выхода из строя великих держав нашей Исторической России, стоявшей на страже мирового равновесия, международных прав и справедливости.

Разве плач Русской Земли не разливается ныне воплем и рыданием по всей Земле? Разве лицемерный призыв к «миру во всем мире» не сопровождается потоками человеческой крови, льющейся на всех материках в эти безумные дни войны «всех против всех»?

Не легче и не лучше обстоит дело и со сладкой мечтой о мировом единении народов под единым мировым правительством. Согласно православной русской идеологии, всемирное единение с единым мировым правительством является совершенно неприемлемой и опасной утопией, чуждой чаяниям отдельных стран и народов. Только здоровое, честное содружество или братство народов, положившее «во главу угла» золотое житейское правило Христа Спасителя: все, что вы хотели бы, чтобы другие для вас делали, то и вы делайте для других – может гарантировать каждой отдельной стране и всякой отдельной личности в стране право разумной свободы, инициативы творчества в духе национального характера каждой страны. Для сохранения национальной самобытной культуры, чаяний и бытовых особенностей отдельных народов, живущих в содружестве, необходимо всегда пользоваться разумным содружеством или братством народов, с сохранением за каждым народом его индивидуальной «особенной стати». Тогда живущие в содружестве народы мира, поистине могут уподобиться, образно выражаясь, красивому цветнику с самыми разнообразными цветами и их оттенками, то есть с самыми разнообразными вкладами индивидуальных культур народов в общемировую сокровищницу духовных ценностей всего человечества.

Только тогда народы мира не попадутся в ловушку своего обезличения и не будут сведены к мертвящему монотонному однообразию загнанных, как стадо животных, в мировую тюрьму народов, превращенных в бездушное, безымянное, безличное и отвлеченное наименование – человечество, состоящее из пронумерованных и прошнурованных, навеки порабощенных и утративших свои индивидуальные особенности полулюдей-полускотов.

Только сохранение индивидуальных прав, особенностей, чаяний, творческого гения каждой нацией, живущей в содружестве и братском согласии народов, может дать разумное мировое объединение с подлинным миром во всем мире, о котором ныне так бесплодно говорят и пишут в наши дни.

При создавшемся религиозно-нравственном банкротстве человечества о мире всего мира даже и мечтать бесполезно. И невольно вспоминается предупреждение св. Григория Богослова: «Не всяким миром надо дорожить, ибо есть прекрасное разногласие и пагубное единогласие». Вот почему как от чумы мы должны бежать от того «единогласия», которое несет нам на своем ядовитом языке воинствующее безбожие, загоняющее одну свободную страну за другой во всемирную тюрьму духовного рабства.

По мнению истинных мыслителей, не может быть такого кризиса в человеческом мире, которого бы нельзя было разрешить мирным и справедливым путем. Наши неудачи в осуществлении истинного содружества народов для жизни в мире и согласии, великая катастрофа наших дней объясняется не столько незнанием, сколько пренебрежением вековечных принципов христианской справедливости, которыми мы не привыкли пользоваться в должной мере в наших международных отношениях.

Православная русская идеология учит нас о том, что здоровое братство народов является не экономическим, не политическим, не научным, а нравственным братством во Христе.

Но вернемся опять к трагедии мирового кризиса наших дней и посмотрим, как далеко отстоит от идеалов действительная жизнь зашедшего в тупик современного человечества.

Неужели здравомыслящим людям все еще непонятно, что человеческий мир, по отречении от Бога и правды Его, уже давно вступил в самый страшный, самый погибельный и безумный век, оправдав слова псалмопевца Давида: «Сказал безумец в сердце своем: несть Бог».

Как неимоверно быстро расползается по свету эта моровая духовная проказа воинствующего безбожия с лозунгом: все дозволено!

Наступил век не только экономического кризиса во всем мире, век ползущей по всему миру денежной инфляции, угрожающей финансовым крахом во всем мире, а гораздо худшее – наступил век погибельной духовной инфляции в опустошенных душах расчеловеченного, нравственно обанкротившегося человечества.

Поистине, наступил век второго грехопадения человечества, вкушающего ныне плоды уже не от запрещенного древа познания добра и зла, а жадно глотающего смертоносный для души и тела яд от древа познания абсолютного зла, разжигаемого ныне в людях «зверем», вышедшим из бездны и правящим свой сатанинский бал над залитой кровью и слезами нашей планетой – Землей.

Наступил век безумного изгнания Бога из школ, со строгим запрещением называть Бога даже таким, приемлемым для детей всех религий именем, как Высшее Начало или Провидение. И что же мы наблюдаем? Будущая радость и надежда человечества – дети превращаются в диких, непослушных и озлобленных зверенышей без всякого страха Божия в сердце своем, без сознания какой-либо ответственности перед Ним. Лишенная домашней, самой главной школы воспитания, без всякого надзора над ними со стороны слишком занятых своими делами родителей, получают эти дети «аттестат зрелости» от других детей улицы, часто испорченных и уже вкусивших «сладость» наркотиков, особенно распространяемых ныне среди детей и молодежи.

Наступил век не столько даже богоборчества, циничного богоотступничества, как какой-то боязни у молодежи задуматься над вопросом о Боге, дабы не нарушить угара взнузданного веселия, точно «пира во время чумы».

И гибнет ныне все святое, возвышенное, еще так недавно считавшееся ценным, как духовный бриллиант и жизненно необходимый, прочный, как гранит, как основа всего истинно человеческого.

В духовно опустошенные умы и сердца подрастающих поколений, без Христа в мыслях, без религиозно нравственного чувства и сознания ответственности перед Богом, легко, без всякого сопротивления вливается духовный яд воинствующего безбожия служителями грядущего антихриста. И снижается ныне при таких условиях воспитания молодежи общий уровень культурной жизни, подтверждая давно доказанную истину, что никакой прогресс в науках и искусствах не принесет истинного счастья человечеству без нравственного совершенствования, без религиозного воспитания молодежи.

Могильной плитой придавлен дух, инициатива, личное творчество в жизни многих культурных стран, сделавшихся жертвой новой, ползущей по лицу всего мира «философии жизни». Переполненная до краев «чаша вселенского горя» вливается в безбрежный океан русского горя. Перед утратившим стыд, совесть, честь и ответственность перед Богом современного человечества бледнеет ныне даже нравственная распущенность когда-то истребленных Богом нечестивых городов Содома и Гоморры. Даже ужасы засыпанных когда-то пеплом, при извержения Везувия, Геркулана и Помпеи померкли ныне перед катастрофой засыпаемого ныне песком духовной пустыни, зашедшего в тупик и нравственно обанкротившегося человечества.

К великому нашему прискорбию, духовно-нравственное самоубийство в человеческом мире тесно связано ныне с надвигающейся физической погибелью человечества. Сдвинув с вековых основ Заповеди Господни, которые нельзя нарушать, человечество нарушило и законы природы. Горящее с двух концов, как свеча, человечество приближается ныне и к физической погибели через свое горделивое и неразумное вмешательство в установленные Творцом законы природы. Не в меру развитая цивилизация со своими смертоносными отбросами, радиацией, загрязнением воды, воздуха и почвы, угрожает уничтожением на нашей, Богом нам данной лучезарной планете – Земле, не только всего человечества, но и всего органического мира.

И по какой-то неумолимой ассоциации вспоминаются ныне прозрения некоторых вдумчивых иностранцев, которые еще в первой половине двадцатого столетия подняли тревогу, что со дня падения Римской Империи человеческий мир никогда еще не заходил в такой страшный тупик, в который он зашел в наши апокалиптические дни. Вот глубокомысленное прозрение этих провидцев мирового кризиса наших дней:

«Корабль нашей цивилизации тонет» (Уэллс).

«Шаг за шагом мы идем назад к язычеству» (историк Ферреро).

«Мы являемся свидетелями самоубийства общественного порядка, и следующие за нами поколения будут удивляться нашему безумству» (Дин Инге).

«Будущие историки напишут, что последняя и самая высоко развитая цивилизация преднамеренно покончила самоубийством» (Францис Гриббл).

Одновременно, настойчиво, как никогда, Церковь и наука бьют тревогу в наши дни о кончине мира. Церковь, основываясь на признаках Второго и Славного пришествия Спасителя на землю для Страшного и Праведного Суда над человечеством, зовет верных чад своих к утраченной духовности, к достойной встрече Спасителя.

Вдумчивые светские ученые твердят о возможном в скором времени исчезновении не только органической жизни на Земле, но и о гибели самой планеты. Со дня Апокалипсиса, или Откровения святого Иоанна Богослова, говорят ученые, никогда еще с такой тревогой не поднимался вопрос о скором разрушении Земли, как в наши дни.

Вот почему эсхатологическое учение о кончине мира составляет теперь центральную тему для вдумчивых религиозных мыслителей наших дней. Мир человеческий, говорят они, стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной своей погибели. История нормального развития человечества кончилась, говорят наиболее пессимистически настроенные из них. Обезумевший человеческий мир докатился до самой страшной и острой вершины своего заблуждения, в дьявольской гордыне уверовавший в свое «человекобожество».

Человечество стоит над самым краем бездны! Дальше идти некуда! У стоящего над пропастью человечества единственно возможный теперь спасительный выход в мыслях о крыльях, о мистическом полете ввысь, к Богу, о сверхъестественном пути, о религии...

Пришло неотложное время решить: Христос или хаос. Истинный Христос – Путь, Истина, Жизнь, дисциплина, разумная свобода и страх Божий, всеобщее покаяние и нравственное обновление; или идущий против Христа антихрист – полная растерянность, духовно-нравственное разложение, анархия, тупик, духовная и физическая погибель человечества.

Или то. Или другое. Третьего выбора нет и не может быть!

При громе и молнии, в грозе и буре всегда совершались исторические акты спасения человечества от гибели. При громе и молнии Грозный Судия мира дал Закон Справедливости ветхозаветному народу на горе Синае. При страшных раскатах грома, при содроганиях земли приносилась Голгофская Жертва за грехи рода человеческого Спасителем мира, углубившим Ветхозаветный Закон Справедливости Своей всепрощающей Божественной Любовью.

В грозе и буре современного эпидемического массового измельчания человеческой личности и воцарившейся среди людей дьявольской гордыни, на Голгофе России приносится ныне новая искупительная жертва русского народа – первая жертва ползущего ныне по всему миру воинствующего безбожия. При страшных раскатах небывалых потрясений среди нравственно обанкротившегося человечества, очутившегося на огнедышащем действующем вулкане возможной погибели в наши дни затянувшегося процесса банкротства мировой совести, грядет омытая кровью и слезами, дивная во святых своих многомиллионных новомучениках и проповедниках, осиянная восьмиконечным православным крестом Христовым Великая Россия! Жива Святая Русь! Веруем, восстанет она в великой славе своей под скипетром Белого Царя Православного, наша Родина Православная!

Ему ли, безумному воинствующему безбожию, срубившему только верхушки Руси Святой, будет под силу выкорчевать корни светозарной Православной русскости? Нет и нет! В глубокие корни столетий вросла прадедная вера наша, и питают Святую Русь эти живительные первоисточники воды живой из самых глубин нетронутых святилищ русского сердца. Не погиб основной массив здоровой Руси!

Христова Русь тайно, как и во времена Нерона и Диоклетиана, в двадцатом веке рыцарски и бесстрашно совершает службы Божии в потаенных местах, наипаче же в чертогах и лабиринтах своего одухотворенного сердца.

И наполняются наши исстрадавшиеся сердца просветленной надеждой, что если в точности исполнились предсказания батюшки Серафима о грядущих великих страданиях русского народа, то должно исполниться полностью и другое его, бодрящее наши души, радостное предсказание: «Терпите, терпите ради Господа все болезни и скорби! У вас будет такая радость, что среди лета запоете Пасху»!
© Copyright: Публикации Сборники, 2017

Нравится