Скрытые виды сплетен в церкви — личный опыт и советы | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Скрытые виды сплетен в церкви — личный опыт и советы

Вы когда-либо думали о том, что сплетни бывают разные? Есть вид сплетен в церкви (и не только), который очень трудно распознать. Этот вид сплетен заметен не сразу, но со временем дает очень плохие плоды. Давайте будем учиться распознавать этот вид сплетен и не будем становиться источником их распространения.

Мы живем в негативном мире!

Негативность – это широкое понятие и хотя мы собираемся сфокусироваться на определенном, очень опасном виде негативности, некоторые общие наблюдения окажутся полезными. В случае, если вы этого еще не признали, скажу вам, что мы живем в негативном мире. Плохие новости продаются, хорошие – нет. По крайней мере, это видно из сообщений наших современных СМИ. Кроме того, многие из нас выросли в негативных семьях. Я знаю это по себе — ведь сам в такой вырос. Моих родителей даже с большой натяжкой трудно было охарактеризовать, как позитивно думающих и говорящих.

Затем, помимо эффектов окружающей среды, влияющих на наши последующие направления разговоров, у нас есть своя внутренняя борьба, с которой так же нужно иметь дело. Каждый из нас развил в себе во время взросления некоторые формы неуверенности и самый распространенный способ взять компенсацию за наше оскорбленное эго и деформированную картинку о себе самом состоит в том, чтобы срываться на других в попытке чувствовать себя не столь несостоятельными. Этот вид негативного разговора о других гораздо более распространен, чем так называемая "простуда" (и это намного сильнее делает нас больными!). Те, кто постоянно критикуют других, прежде всего критикуют самих себя. Они могут поступать иначе, но будьте уверены, что это лишь "единичный поступок".

Когда я учился в старших классах школы, уже эпоху назад, мы говорили о некоторых одноклассниках, что они имеют "комплекс превосходства". Но это было не так. То гордое и самодовольное представление себя было шарадой, неким плащом, прикрывающим то, что мы называем "комплексом неполноценности". Этот последний термин является относительно точным, хотя и устаревшим в наше время. Теперь мы просто скажем, что человек, думающий плохо о себе – неуверенный или имеет плохую самооценку. А если мы знакомы со "схемо-терапией", то возможно, мы бы сказали, что он имеет дефектную схему. Другими словами, он чувствуют себя дефектным как личность.

Ставьте свои "но" в правильном месте

Любой, чувствующий себя некомфортно в собственной шкуре, имеет описанную выше проблему и один из несомненных фактов, что он имеет защитные реакции и плохо поддается практически любому виду коррекции (даже полной благих намерений и хорошо преподнесенной). Люди уже чувствуют себя плохо о самих себе и не видят, что глубокая помощь других может помочь им измениться и конечным результатом будет то, что они почувствуют себя лучше о самих себе. Еще одним свидетельством данной болезни является то, как люди видят и говорят о других. Они срываются на других, чтобы почувствовать себя лучше о самих себе, но это никогда не работает. Грех не может помочь вам чувствовать себя лучше в глубине души.

У тех людей в церкви, кто еще не победил данную проблему, есть определенные модели в негативной речи. Один вариант – это просто говорить негативное о других за их спинами, тем самым совершая то, что Библия определяет как сплетни и клевету. Другой вариант – говорить и хорошие и плохие вещи о других, но делать это в определенном порядке, расставляя тем самым акценты. Сравните эти два предложения в том, как они влияют на ваши чувства по поводу человека, которого для иллюстрации мы назовем "Наташа":

"Наташа прекрасная жена и мать, но, похоже, она не особо занимается служением другим людям".

"Я не в курсе о том, что Наташа делает для служения другим людям, но я точно знаю, что она совершенно чудесная жена и мать".

Смысл иллюстрации в том, чтобы показать, что все, что мы говорим после союза "но" - это то, на что мы обращаем внимание слушателя – это то, что запоминается. В первом примере мы остались с мыслью, что Наташа не очень хорошо служит тем, кто не является членом её семьи. Во втором примере мы остались с теплым чувством, что эта женщина сильно любит мужа и детей, показывая это своими действиями. Отметьте пару вещей в первом примере. Говорящий делает предположение (показывая его словом "похоже") и оставляет нас с тем что "похоже", как выводом о Наташе. Если вы хотите иметь проблемные отношения на всех уровнях, то заявляйте в заключение свои предположения о том, что вы на самом деле доподлинно не знаете!

Не обманись излюбленным инструментом сатаны

Оба описанных варианта отрицательны и вредны для отношений, но они далеко не так опасны, как тот о котором главным образом и написана данная статья – объективная негативность. Это наиболее опасная форма, что я когда-либо находил, нездорового разговора и она же - самая тонкая. Эта форма является одним из излюбленных инструментов сатаны для разрушения отношений: как индивидуальных, так и в группе. Я видел, что несколько из его человеческих служителей используют данный инструмент невообразимо эффективным способом (в том, чтобы быть разрушительными). Но вместо просто описания использования ими этого инструмента, мы возьмем прекрасный библейский пример о ребенке царя.

Открывая 2 Царств 15:1-6, мы читаем об Авессаломе.

"После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян".

Работа Авессалома, очень хорошо здесь описанная, едва не привела к убийству его отца и узурпации трона царя Давида. Библия говорит, он вкрался в сердца мужчин Израиля. Он не просто завоевал их сердца, служа им; он вкрался в их сердца, загрязняя их мышление о царе, которого они любили и за которым следовали в течение многих лет. Как печально! Насколько мощный инструмент сатаны – объективная негативность. Негатив мы понимаем до некоторой степени, но как его использование вписывается в долгосрочную цель? Вот это чрезвычайно важный вопрос, не сделайте в нем ошибку.

Мы все ушли от определенных бесед, на счет которых можно было сказать: "Ух ты, этот парень действительно нечто; он о самом негативном человеке, которого я когда-либо слышал в жизни!". Специалист в использовании объективной негативности никогда не вызовет ту реакцию, но что они делают с сердцем человека – это сродни тому, что скрытый рак делает с телом человека. Это незамеченный разрушитель, совершающий свою работу в основном в тайне, пока не появляются решительные результаты. Представление такой, разрушающей душу информации, покрыто флером объективности и чем более духовно это звучит, тем лучше флер. Имея это ввиду, мы не должны удивляться, что те, кто рассматриваются нами как духовно зрелые или еще лучше, как духовные лидеры, являются самыми эффективными в использовании этого подхода.

В действительности, специалисты в этой обманчивой работе в основном "сеятели семян". Они сажают крошечные семена, которые тихонечко растут в сердцах, пока растение или дерево не произрастёт. Разве это не то, что сделал Авессалом? Он продолжал сеять семена, утверждая озабоченность людей и показал привязанность к им, и эти семена были направлены на подрыв доверия к его отцу и укрепление доверия к самому себе. Он был своим в доску, он был очень толковым. Он точно знал, что делал на протяжении четырех лет, он это сделал. Сплетни имеют тенденцию быстро распространяться, их хочется сразу рассказать; "Авессаломы" этого мира терпеливы и довольны: просто сажают и поливают, чтобы выросли деревья сомнения, недовольства и бунта.

Мое намерение не состоит в том, чтобы пробудить недоверие к духовно зрелым людям или к духовным лидерам – отнюдь нет. Я думаю, большинство скажут, что я попадаю в обе эти категории. Но как Павел, я хочу помочь вам не стать жертвой тех, чьи навыки находятся в этом виде негативной оценки, что мы обсуждаем. Во 2 послании Коринфянам 2:11 Павел говорит, что он не хочет, чтобы его читатели были в неведении об умыслах сатаны. Таким образом, его учение было направлено на разоблачение схем сатаны (и у него их много). Возможно, Павел не описал человека, квалифицированного в смертельной схеме объективной негативности лучше, чем в следующем отрывке из этого же послания:

"Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их". (2 Послание Коринфянам 11:13-15).

Что ж, как такие люди звучат в повседневной жизни? Вот некоторые образцы из очень длинного списка возможностей:

"Я очень люблю наших лидеров, но некоторые люди поделились со мной кое-какими вещами, что иногда заставляют меня задуматься… Но вы должны ценить их жертву времени и энергии".

"Я думаю, у нас великолепные работающие на церковь, но я услышал одну или две вещи по секрету, которые заставили меня переживать. Я думаю, мы просто должны доверять Богу, что Он будет работать и все нужды будут решены".

"Я ценю тот факт, что наши лидеры следуют тщательно запланированному процессу поиска дополнительных работающих на Церковь, но я очень надеюсь, что они будут иметь ввиду ________, а не только принимать решения из личных предпочтений. Я рад, однако, что они, кажется, сосредоточены на поиске кого-то в ближайшее время".

"Я уверен, что наш лидер малой группы имеет сердце, чтобы служить, но я задаюсь вопросом, есть ли у него время, чтобы служить в этой роли прямо сейчас, со всей той ответственностью, что он уже имеет в жизни. Но разве возможно не любить его двух малышек – они такие миленькие!".

"Семейная пара, что ведет нашу беседу о Библии, очень любит людей и это бесценное качество. Я слышал, как некоторые христиане задавали вопрос, а есть ли у них дар, чтобы вести? Но вдохновить людей вести – это очень непростой вопрос, таким образом, я предлагаю, чтобы мы просто ценили их готовность служить на этом пути".

"Юля – одна из моих лучших подруг и я чувствую, что могу рассказать ей что угодно, но я молюсь, чтобы она смогла сохранить эту информацию только между нами. Все мы нуждаемся в безопасном месте, где можем поделиться своей борьбой".

"Я действительно люблю эту церковь и много вложил в нее за 9 лет, что являюсь её членом. Я надеюсь, что наше направление движения другим более понятно, чем мне. Я думаю, мне просто нужно больше молиться".

Мои примеры упоминают лидеров, уверен, вы заметили это. Существует причина для этого. Сатана знает, что он может разрушить церкви, если подорвет доверие к лидерам. Я не защищаю плохих лидеров. Десять лет назад я написал небольшую книжку под названием "Золотое правило лидерства", которая должна ясно продемонстрировать этот пункт. Хотя то, что мы тогда написали в настоящее время уже "старая шляпа" и широко применяется в нашем движении сегодня, но когда она была впервые опубликована, то встретила сильное сопротивление ряда высокопоставленных лидеров. Хочу сказать, что сатана всегда делал и всегда будет делать все возможное, чтобы уничтожить доверие ко всему руководству – это не просто то, что вы и я могли бы назвать плохим лидерством. Уничтожьте мать или отца в любой семье и вы увидите, как сильно это повредит всей семье.

Возможно, вы думаете, что те, кто практикует искусство объективной негативности звучат практически так же, как те, кто ставит свои "но" в неверном месте. Что же, они похожи в некоторых моментах, но отличаются в ключевых областях. Оба используют слово "но", как один из ключевых элементов их процессов. Однако подход Авессалома кажется намного более духовным. Он не только начинается с положительных заявлений; он так же ими заканчивается. Эффект намного более тонкий. Вы слушаете таких людей, особенно, если вы доверяете им или смотрите с большим уважением на них и вы оставляете разговор, чувствуя себя в основном хорошо. Вы можете перечислить положительные, духовно звучащие вещи, которые звучали в их разговоре. С другой стороны, чем более вы в духовной гармонии, тем больше у вас останется чувство нестабильности, возможно, совсем чуть-чуть. Семена были осторожно посажены и если вы не осознали, что что-то не в порядке, эти семена могут сильно вырасти. Я видел людей, про которых думал, что они никогда не уйдут из церкви, на которых влияли таким образом, что в конечном счете они покидали церковь.

Противоядие от сплетен

Для того, чтобы иметь дело с этой болезнью необходимо обратить внимание на свое собственное сердце. Если что-то кажется вам даже немного не так, и это подталкивает вас думать негативно, вам надо бы вернуться к человеку, с которым вы общались и задавать ему вопросы, например, такие:

“Когда вы сказали, что некоторые ставят под сомнение дар лидера у такого-то человека, кто были эти люди?"

“Вы высказали некоторые сомнения о том, что ваш хороший друг Юля способна хранить тайны. Вы сказали ей об этом?”

“В том высказывании о направлении развития церкви, что вы озвучили, что именно вы ставите под сомнение? Я думаю, что вам и мне хорошо пойти поговорить с кем-нибудь из лидеров об этом — я хочу убедиться, что ваши сомнения приняты к рассмотрению и что они не распространяются остальным, включая меня”.

В итоге, мы должны быть очень осторожны в том, что мы слышим и что подталкивает нас думать негативно о ком-нибудь одном или целой группе, если это не становится поводом для дискуссии с вовлеченными сторонами. Господь знает, что мы должны научиться разговаривать друг с другом о чувствительных вопросах и проблемах, но мы должны делать это лицом к лицу, а не за спиной. Люди иногда спрашивают меня, не обидели ли меня и у меня на это есть очень простой ответ: “Если это действительно будет, вы будете первым, кто узнает об этом”. Если я подозреваю, что кто-то может иметь нерешенный вопрос ко мне, я постараюсь сам быть инициатором разговора. Если у другого человека действительно есть вопрос и/или обида ко мне хорошо, чтобы у него были убеждения прийти ко мне первым. Но если этого не происходит, а вы подозреваете что вопрос/обида могут быть — важно не бояться делать шаг к разговору самому. В главах 5 и 18 Евангелия от Матфея мы видим четкую схему действий — если есть что-то нерешенное между двумя людьми, тем более двумя христианами, им нужно говорить об этом вдвоем.

Призвание христиан, смысл христианской жизни — учиться. Давайте учиться распознавать греховные разговоры, и не важно, исходят они из наших собственных уст или от кого-то другого. Давайте учиться выходить из конфликтов и налаживать отношения, если мы видим, что они стали напряженными или даже если мы только предполагаем, что что-то им мешает. Если у нас есть хороший брак, мы делали это сотни раз, потому что мы не хотим быть под одной крышей с человеком, с которым у нас нет мира. Ради Господа, давайте жить под Его большой “голубой крышей” с нашими братьями и сестрами в стремлении взращивать и поддерживать такой же мир.

Это воля нашего отца, который любит нас всех как своих дорогих детей.

Аминь и аминь!

Автор: Гордон Фергюсон (Этот материал был взят из моей книги "Динамичное лидерство", приложение 7)

Перевод: Елена Докучаева и Сергей Пискарев

 

Нравится