Старчество истинное и ложное от начала церковной Смуты в России. Старчество в МП как основной инструмент удержания паствы под властью еретиков. | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Старчество истинное и ложное от начала церковной Смуты в России. Старчество в МП как основной инструмент удержания паствы под властью еретиков.

никандрДоклад, читанный иеромонахом РПЦЗ Никандром (Пинчуком) на Богословской Конференции 17 апреля  2016г. в городе Вологде  

 Старчество в Церкви являлось неким неформальным институтом духовного руководства отдельными подвижниками святой жизни (преимущественно монахами)  братий монастырей, мирян,  даже целых народов. Старцы оказывали огромное духовное влияние, на их жизнь ровнялись целые поколения, воспитывалась молодежь, научались правильному духовному деланию под руководством живых примеров святости.  Старцы были духовными вождями, которые охраняли стадо Христово от лжеучений, прелестей, обличали нерадение и греховную жизнь, научали молитве, борьбе со страстями, воспитывали преемников в своем служении, которые продолжали их дело. Примерами выдающихся старцев древности были св. преп. Антоний  Великий, Пимен Великий, Агафон, Савва Освященный, Исидор Пелусиот, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Феодор Студит. В Русской Церкви были известны такие святые старцы как преп. Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Паисий Молдавский и его ученики,  Оптинские старцы, Иоанн Кронштадский  и другие. В святоотеческой литературе старец - человек, имеющий достаточный опыт монашеской жизни, духовный наставник новоначального монаха: «...старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии» (свят. Игнатий). То есть , обычным порядком старец — не обязательно святой, по крайней мере во время жизни не прославлялся. Совсем иное значение это слово приобрело в России в последнее время. Несмотря на то, что живых сосудов св. Духа сейчас нет, традиция прервана, в наличии только старцы сомнительного духовного делания, сегодня в сознании большинства православных слово «старец» почти тоже самое, что «живой святой» со всеми духовными дарованиями,  прозорливостью, откровениями, исцелениями и т.д. Причем современный образ старца сложился в апокрифах и легендах Московской Патриархии,  и это стало, частью ее предания, которое не подвергается сомнению.

 Как отличить истинное старчество от ложного старчества? 

Признаками истинного старчества являются  сохранение Православной веры и следование святоотеческой традиции духовного делания. В этом докладе мы будем рассматривать качество духовного руководства старцев истинных и ложных в контексте пребывания их в период Смуты.  Истинное старчество возможно только в Церкви, ложное — в ереси, расколе и сектах. Это не значит, что в Церкви не может возникнуть ложного старчества, потому что всякий может прельститься и исказить свое делание, но это значит, что вне Церкви старчества как такового быть не может, там всегда будут те или иные искажения, прелести, ереси.

Как вообще связано качество духовного делания с пребыванием вне Церкви? Что первично, прелесть (неправильное духовное делание) или ересь или раскол? Читаем, у свят. Игнатия Брянчанинова: "... от прелести, именуемой "мнением" возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие ее есть, неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность - зло, не смотря на ясность его и обширность, мало примечаемое и мало понимаемое".

МАЛО ПОНИМАЕМОЕ!

Качество старчества познается в искушениях, которые обнаруживают то, что не было видно обычным взглядом. Как правило, если старец был в правильном душевном устроении, не был заражен мнением, то и с приходом гонений, расколов и ересей, такой подвижник при помощи Божией стоял твердо, понимал постигшее искушение,  не совращался сам и другим помогал избежать этих соблазнов. Но если в подвижнике-старце было мнение  или недостаточная опытность духовного делания, то таковой падал, хотя и при отсутствии явных грехов, но  незаметно  для себя изменялся, принимая ложное мудрование.

  Хронологически старчество МП можно классифицировать тремя периодами :

1) Старцы периода возникновения сергианской ереси и "доэкуменического" существования МП (1927-1961 гг.) В это время они еще вполне похожи на "досергианских" старцев, различие только в признании незаконной церковной власти и богоборческой гражданской, как бы примирение со случившимся насилием.

2) Старцы периода принятия МП экуменической ереси (с 1961 г. и по сей день) Здесь различие  с православными старцами становится уже значительнее, примиряться пришлось уже с появлением откровенных еретиков — иерархов, в числе которых появились и патриархи.

3) Младостарцы МП. (2000-е гг.) Те, которые уже не просто мирятся с ересями иерархов, но даже защищают эти преступления, пытаясь представить их как «пользу для Церкви».

   Как известно, причиной церковного  разделения стал раскол, устроенный митр. Сергием (Страгородским), который постепенно со временем перерос в ересь. Св. Новомученики и Исповедники пострадали до смерти, но не приняли  этого предательства  Церкви. Истинное старчество также перешло в катакомбы и заграницу.

Известно, что последние Оптинские старцы, преп. Анатолий  (Умер в 1922 г. Известно его пророчество о распространении ересей и расколов  и о захвате власти в церковной организации еретиками)), преп. Нектарий (+1928 г.) и Никон (+1931г.) не приняли нового курса и обличали сергианство. Они, а  также другие подвижники, такие как старец Феодосий Кавказский и старец схиепископ Петр Лодыгин очень чутко уловили суть подмены и не поддались обольщению.  Многие исповедники  были брошены в заключение и большая часть их там скончалась. Но после смерти митр. Сергия  некоторая часть бывших исповедников и катакомбников, ранее также страдавших за веру, признала законными выборы нового "патриарха" Алексия 1, несмотря на их неканоничность, как из-за участия властей, отсутствия других кандидатов  и продолжения политики сергианства.  Среди таких мы видим даже некоторых учеников упомянутых старцев — исповедников  , которые ныне прославляются в МП . Рассмотрим некоторые примеры этих метаморфоз .

 нектарий Пример исповедничества.

Преподобный Нектарий Оптинский. (1) После закрытия большевиками Оптинского монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы отец Нектарий покинул Калужскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки. В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета, к Старцу потянулся поток людей со всех концов России. Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих доверенных лиц.  Как то к нему пришла очередная группа священников и стала спрашивать: вот,  сейчас начали разрешать открывать церкви не только обновленческие или григорианские (т.е. раскольнические), но и тихоновские. Нельзя ли нам тоже регистрироваться и тоже ходить в храмы? На что старец Нектарий сказал, что это тоже самое обновленчество, только другого разлива. Его спросили: вроде бы митрополит Сергий покаялся? А старец ответил, что он покаялся, но яд в нем сидит. Вот, мы видим, что преп. Нектарий прозревал, что Сергий будет причиной многих бед, поэтому он не признавал его власть  и не благословлял его поминать.  Незадолго до смерти старца к нему приезжал отец Сергий Мечев, (св. новомученик, также из "непоминающих", сын известного московского старца о. Алексия Мечёва, скончавшегося в 1923 г.) он причастил Старца. 29 апреля 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан Рымаренко, священник, духовный сын старца, на руках которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь. Как известно, впоследствии о. Адриан эмигрировал за границу и был священником РПЦЗ, духовником и старцем Ново-Дивеевского монастыря в Америке, После смерти своей матушки, о. Адриан принял постриг с именем Андрей и был хиротонисан в епископа РПЦЗ. Это пример истинного старца, устоявшего в искушении сергианством.

севастиан Но вот пример падения.

Старец схиархимандрит Севастиан (Фомин)

 У старца Нектария был ученик келейник иеромонах Севастиан (Фомин + 1966 г.) (2) . Он появился в Оптиной  с 1909 года, был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти, которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником.  Пострижен Степан был в мантию с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову. 14 (!)лет постоянно жил при старцах, святость которых никем не оспаривается.

 В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста.  На допросах давал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно  молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».  Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал в Тамбовскую обл., но через год он был переведен в Карагандинский лагерь, в поселок Долинка, куда прибыл в 1934 г.  После войны его освободили, и он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было; (отсутствие разрешения свидетельствует о катакомбном положении).  Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте.  Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм. Вокруг старца собралась монашеская женская община.

Вероятно, где то в период с 1944 по 53 гг. о. Севастиан, прежде не признававший митр. Сергия, признал выборы советского «патриарха» Алексия 1 (Симанского), который, как всем известно, вместе с митр. Сергием Страгородским,  во время ареста св. п. Тихона, признал власть обновленческого ВЦУ и вошел в его состав (был у обновленцев 1 год, после освобождения п. Тихона лицемерно покаялся).  Что послужило причиной признания точно неизвестно, но можно предположить, что это было вызвано изменившейся позицией другого авторитетного исповедника того периода, еп. Афанасия Сахарова , который сам отсидел 20 лет, Не признавал Сергия (Страгородского) законным Патриархом. В 1945 признал законность избрания Патриархом Алексия I. В 1955 писал, мотивируя это решение: «Ереси, отцами осужденные, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют…...., никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что, так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного Первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня». Трудно предположить, что такие несгибаемые сидельцы могли просто сломаться как тот же самый митр. Сергий, который не выдержал в заключении и нескольких месяцев, или архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, бывший катакомбник, сломанный на пыточном «конвейере» и после этого перешедший на сторону сергиан. Скорее всего имело место  обольщение, которому они подверглись, поверив в законность и каноничность поставления Алексия 1. Про Севастиана можно подумать, что он был простец и с книгой Правил был незнаком, но что сказать про еп. Афанасия, который был очень образован и начитан, но, тем не менее, поверил. Именно после этого признания власти советского патриарха, они были выпущены из заключения.   Чтобы понять, как повлияло это падение на дальнейшее качество окормления «старца» Севастиана, можно привести в пример одного из его духовных сыновей, митрополита МП  Питирима Нечаева, который стал агентом КГБ (ситуация совершенно немыслимая среди настоящих исповедников!), депутатом Верховного Совета СССР (!), после многолетней экуменической деятельности и последней молитвы «за мир» совместно с папой Римским Иоанном-Павлом 2-м, по возвращении домой — скоропостижно умершим. «В чем застану, в том и сужу», говорит Господь.

петр Другой пример исповедничества.

 Катакомбный схиепископ Петр  исповедник .(3) Начинал монахом на Афоне, В 1898 году пострижен в мантию с именем Питирим, с 1900 года — иеродиакон. В 1904 году возведён в сан иеромонаха. Боролся против «имябожнической» ереси. С 1911 года— настоятель подворья Андреевского скита в Одессе. В 1918 г. Архимандрит Питирим (Ладыгин) участвовал в интронизации Св. Патриарха Тихона. В 1918 году по поручению Патриарха Тихона отправился в Константинополь с тем, чтобы передать Константинопольскому Патриарху уведомление об избрании в России Патриарха. Выполнив поручение, посетил Афон и вернулся обратно с ответным посланием Константинопольского Патриарха. Вскоре о. Питирим вновь был арестован и отправлен по этапу в ссылку в Уфимский край. По дороге останавливался в Москве, где ему удалось повидаться со Св. Патр. Тихоном и другими православными иерархами.  Уже в ссылке, в Уфимском крае, в лесу основал тайный скит. За стойкость в истинном православии, верность и неоценимую помощь Патриарху и Русской Церкви, Святейший Патриарх Тихон  издал указ о возведении его во епископский сан, послав письмом к архиепископу Андрею (кн. Ухтомскому) Уфимскому, и на Урале ссыльный о. Питирим стал епископом.  8 июня 1925 г. Архиеп. Андреем (кн. Ухтомским) Уфимским и Еп. Львом (Черепановым) Нижнетагильским он был поставлен во епископа Нижегородского (район Уфы) и Уржумского.  Но уже в 1926 г. вл. Питирим оказывается под следствием по делу Уфимского духовенства. 21 апреля 1927 г. он принимает постриг в схиму с именем Пётр. Отступнической Декларации митр. Сергия (Страгородского) и его неканонического Синода не признал,  заявляя, что «не мог признать Сергия, потому что он был обновленцем, и по нашим святым канонам он неправильно занял это местоблюстительства Патриарха». За верность Истинному Православию и непризнание советской церкви он неоднократно подвергался арестам, заключениям и угрозам расстрела. В декабре 1928 г. он был вновь арестован по делу "филиала ИПЦ". Приговорен к 3 годам ИТЛ. С 1931 по 1933 в заключении. После освобождения с 1934 по 1937 скрывался в Глазове. С 1937 по 1940 на нелегальном положении в Калуге,  В 1945 арестован в Уфе. За принадлежность к ИПЦ приговорён к 5 годам ссылки в Среднюю Азию. Здесь бежал, скрывался в горах. Священноисповедник Схиепископ Петр (Ладыгин) до конца своих дней остался верным иерархом гонимой Катакомбной Церкви. Владыка Петр  объединял различные группы катакомбников на территории СССР, для которых им было рукоположено много тайного священства. Окончил многострадальную жизнь свою этот выдающийся святитель Катакомбной Церкви в полной изоляции и под негласным надзором КГБ, будучи глубоким старцем, к тому же слепым, в возрасте 96 лет  в гор. Глазове (Удмуртия). Похоронен  на городском кладбище.

Характеристика, данная схиепископу Петру от митр. МП Мануила (Лемешевского), который также почитается как старец в МП, хотя был осведомителем НКВД и многих "непоминающих" выдал на репрессии: « … Епископ Питирим, в схиме Петр, был творцом Иисусовой молитвы, имел дар слёз и прозорливости. Спал три часа в сутки, сидя в кресле, а ложился в постель только во время болезни. Живя в затворе, совершал полный афонский устав. В его правило входило 1350 поклонов поясных и 135 земных. Был высокого роста, широкоплечий, несмотря на преклонный возраст, фигура была прямая. Волосы на голове и бороде были белые и длинные. После принятия схимы никогда не служил в полном архиерейском облачении, а только надевал малый омофор».

 Это пример истинного старца , молитвенника , руководителя в духовной жизни , имевшего дар различения духов и сохранившего верным свое каноническое положение .

серафим томилин  Пример падения его ученика, схиархимандрита Серафима (в миру - Михаил Томин) (4) 

В середине 40-х гг. в Оренбурге он стал духовным чадом катакомбного схиепископа Петра . Вместе с ним и его последователями составил общину  с намерением основать тайный монашеский скит.  После того как Михаила  в 1943 году комиссовали из армии, он вместе со схиепископом Петром и его духовными детьми бежал в Среднюю Азию для устроения монашеской обители. По его воспоминаниям, владыку нарядили узбеком, надели чапан, волосы замотали под чалму и семь дней ехали до Ташкента на товарном поезде. Потом отправились в Джелалабад, а оттуда в Тянь-Шанские горы. Всего вместе с владыкой набралось 22 человека – тех, кто решил во имя служения Господу уйти от суетного мира.  В этих горах,  монахи построили двадцать келий и церковь во имя великомученика Пантелеимона.

Устав в скиту был Афонский. Вся тянь-шаньская братия даже спать ложилась в подрясниках. Если кто-то снимал на ночь подрясник, то клал за это сто поклонов, так же как за хождение без пояса или без скуфьи, – такова была епитимия. Духовником общины был владыка Пётр. Поучал он всегда сдержанно и очень просто: «Читай, ничего не выдумывай, ум в сердце не своди. В своё время само все придёт. Избави, Господи, от диавольского поспешения!»

Семь лет прожили монахи в этих горах. И за всё время не встретили ни одного человека. Вся братия была пострижена в монахи. Михаил был пострижен в рясофор в 1944 г. с именем Мисаил, в 1946 г. – в мантию. Там же стал иеродиаконом, а позже, в 1947 году, рукоположен в иеромонаха.  Нашли скит в 1951 году – увидели с самолёта. Всех вывезли в Джелалабадскую тюрьму. По всей стране газеты тогда писали, что далеко в горах обнаружена целая банда монахов! Владыку Петра отправили в город Глазов Кировской (Вятской) области. Там он под домашним арестом и скончался 1 октября 1956 года в возрасте 96 лет. Духовные дети его больше не видели.

После смерти своего старца, о. Мисаил перешел в Московскую Патриархию, стал духовником митр. Нестора (Анисимова), который был одним из бывших зарубежных архиереев, уехавших СССР, поверив советской пропаганде. Еп. Нестор  не последовал  примеру  Свят. Иоанн Шанхайского, который остался верен РПЦЗ, несмотря на давление.

Автор доклада, будучи иноком монастыря МП, был у схиархимандрита Серафима в его домовом храме, общался с ним, даже просился остаться у него, но получил отказ и совет возвращаться обратно. Удивительным образом сей старец совмещал в себе  неприязнь к первому патриарху МП, обновленцу  Сергию и полную лояльность последующим четырем патриархам-экуменистам.  о. Серафим, долгие годы, находясь среди столичной «элиты» МП, почему то ни словом не обмолвился о том бурном расцвете экуменизма, постоянных делегациях еретиков, нарушениях канонов и пр. беззакониям. Возможно, он просто старался «не замечать» очевидного, как бы ни осуждать, ошибочно полагая, таким образом «покрыть грех своих отцов и братий». Очень  отрицательно  относился к Зарубежной Церкви, утверждая, что «благодати у зарубежников нет».  Итак , и на этом примере мы видим , что впав в прелесть и поддавшись на сергианский соблазн , духовное делание старца Серафима разошлось с деланием его учителя , схиепископа Петра — исповедника и он уже не придавал значения таким «мелочам» как экуменизм иерархии , осуждая однако, только келейно некоторые модернистские и еретические выходки отдельных церковных чиновников . Скончался схиархимандрит Серафим в 2013 г. под Оренбургом , в основанном им монастыре.

лаврентийСтарец Лаврентий Черниговский.(5)

Один из наиболее почитаемых старцев МП первого периода сергианства. С 1891 года Лука (мирское имя старца) нёс послушание регента монастырского хора. Вскоре о способном регенте узнали в Черниговском Троицком мужском монастыре и пригласили в монастырь, управлять хором. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года был рукоположен в иеродиакона, в 1916 году — в иеромонаха. Во время обновленческого раскола отец Лаврентий решительно стал на сторону Патриарха Тихона. В 1930 году, после закрытия храма, перешёл на нелегальное положение. (Нелегальное положение тогда означало отказ от регистрации, непризнание декларации митр. Сергия.  В 1930—1942 годы тайно жил на частной квартире, принимая духовных детей по ночам. После занятия Чернигова германскими властями во время войны организовал две монашеские общины: мужскую (35 человек) и женскую (70 человек). Женская  монашеская община разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где на Пасху 1942 года открыл храм, ставший одним из центров религиозной жизни Черниговской области. Но после занятия красной армией территории Украины, старец признал п. Алексия Симанского и служил при назначенном епископе обновленце Борисе (Вик), которым был недоволен из-за сокращения служб или из-за чрезмерной помпезности и театральности его служения. То есть из-за незначительных погрешностей высказывал недовольство, но не понимал канонических причин незаконности МП. То ли из-за своей простоты и незнания канонов, то ли по обольщению. Скорее всего и то и другое вместе.

 Известен своими пророчествами, среди которых такое:  « ...Незадолго до воцарения антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола, как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Молитесь, чтобы Господь продлил нам это время для укрепления: страшное ожидает нас время. Ремонты храмов будут продолжаться до самого коронования антихриста, и у нас благолепие будет небывалое,

- И видите, как все это коварно готовится? - продолжал со слезами батюшка. - Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все "сатанинское сборище" (Откр. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!

Это также парадоксально, признавать советского патриарха  и в то же время пророчествовать о будущем падении Московской патриархии. Страдать, терпеть заключение и ссылки и потом признать то, против чего боролся. В книге о нем есть позднейшие редакции и вставки об отрицательном отношении старца к Зарубежной Церкви.

серафим Старец Серафим Вырицкий.(6)

Еще один пример бывшего исповедника. Следует сделать оговорку, поскольку сведения о старцах "доэкуменического" периода значительно разнятся, в разных источниках, совершенно противоположно представляя образы этих старцев. По одним версиям они оставались на катакомбной положении , а по другим переходили в "официальную" МП.

 Василий Николаевич Муравьев, бывший купец и большой благотворитель Церкви, ктитор многих храмов. 13 сентября 1920 года подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич) (Имя архимандрита Николая Ярушевича (впоследствии — митрополита, одного из главных сергиан — сталинистов), было хорошо известно за границей, куда он после войны часто ездил и агитировал за возвращение эмигрантов в СССР, мотивируя это тем, что гонения на веру, якобы, прекращены и наступила «свобода». Но многие приехавшие , были арестованы и попали в лагеря , где и закончили свою жизнь.) . Бывший купец ,  всё имение  свое Муравьёв  пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. 29 октября 1920 г. был пострижен в монахи с именем Варнава. В  1921 г.  свщмч. митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В конце 1926 года отец Варнава принимает схиму под именем Серафима (в честь Серафима Саровского) и становится духовником Александро-Невской Лавры. В 1930 года по рекомендации врачей и с благословения митрополита МП Серафима (Чичагова), покинул свою келью в Федоровском корпусе Александро-Невской Лавры в частном доме. Врачи диагностировали у Серафима ревматизм, закупорку вен нижних конечностей, межреберную невралгию.  В 1933 году переехал в посёлок Вырица, где прожил до кончины.   Все это время о. Серафим тяжело болел, тяжкие недуги причиняли ему невыносимые страдания. Особенно беспокоили ноги.  Был постником и молитвенником. Существует легенда, будто Серафим молился в течении 10 лет каждый день на камне в саду дома (некоторые версии — сутки напролет, по другим — час, два в день).  Во время  германской оккупации, в Вырице был открыт храм Казанской иконы Божией Матери,. Старец Серафим продолжал жить в частном доме  где принимал посетителей. Причащали его священники Псковской Миссии, которые канонически были в подчинении митр. Сергию Страгородскому. После наступления Красной Армии Псковская Миссия была ликвидирована, её руководитель митр. Сергий (Воскресенский) был убит НКВД, а последний настоятель храма в Вырице был арестован.  Бывший иосифлянин, не признававший митр. Сергия, порт. Алексий Кибардин, свидетельствует, что с осени 1945 г. до кончины старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого — 3 апреля 1949 г. —  был духовником старца. Пастыри взаимно окормляли друг друга и вели долгие духовные беседы. Около трех с половиной лет продолжалась их дружба и братская любовь. Позднее, в письме благочинному от 17 января 1956 г., протоиерей А. Кибардин так писал об отце Серафиме: «Я чту его как великого старца. Конечно, я небольшой человек, чтобы предлагать свое суждение... Но я знаю, и свидетелем был отношения к старцу Святейшего Патриарха Алексия, которого старец благословил заочно своим родовым образом Спасителя. Образ этот находится у Святейшего. Это было в 1948 году... Митрополит Григорий (Чуков) вызвал меня для представления Патриарху Алексию. Я был на приеме у Святейшего и передал Ему от старца: "Иеросхимонах Серафим из Вырицы (в миру Муравьев Василий Николаевич) просит Вашего, Ваше Святейшество, благословения и земно Вам кланяется", — и при этом я земно поклонился.

"Знаю, знаю его, — ласково сказал Патриарх, — а как он здравствует?" Я ответил, что духом он бодр, а телом изнемогает, так как очень много у него бывает посетителей с горем и скорбями... Святейший меня благословил и сказал медленно и раздельно: "Передайте ему от меня, что я прошу его святых молитв"

Скончался старец Серафим в 1949 г., будучи в составе МП.

Известны его пророчества, одно из которых гласит: « Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотить купола, а с другой —   настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.»  Пророчество, по сути своей, обличает организацию МП.

Итак,  старец, поступив в монастырь в 54 г., всего через 5(!) лет, фактически в период своего новоначалия, становится уже сразу духовником и старцем всей Лавры, в то время, когда она была захвачена обновленцами. Никакой реакции на декларацию митр. Сергия от старца мы не видим и это в то время, когда за ее неприятие страдали десятки тысяч исповедников.

феодосийА вот пример поведения истинного старца, преподобного Феодосия Кавказского(7), который предпочел подвиг юродства, не признав власти обновленцев и митр. Сергия.

В первые годы советской власти основал в Ставрополье небольшой монастырь. Скорбя о бедствиях, постигших Церковь Христову и Святую Русь, старец Феодосий выступил ревностным хранителем чистоты Истинного Православия, сохраняя верность заветам Святого Патриарха-Исповедника Тихона, отвергая соглашательство с богоборчеством и обновленчеством.  митрополит Сергий (Страгородский) по требованию гонителей издал богоотступническую Декларацию о признании Церковью советской антихристианской власти, ранее анафематствованной Святейшим Тихоном. Ревностное сердце старца Феодосия с таким отступлением от Христа не могло примириться. Когда ему прислали Декларацию, он сжег ее при всем народе.  А вскоре, старец был арестован. В заключении и ссылке ветхий старец Феодосий пробыл 5 лет. В 1932 г. его освободили, и он приехал в Минводы.  Поселившись в неприметной хатке, батюшка принял подвиг юродства Христа ради: ходил по улицам разодетый в цветную рубашку (что тогда считалось смешным), играл с детьми, бегал и скакал с ними, за что дети называли его “дедушка Кузюка”. Вероятно, это было единственное верное для того времени и того положения, в котором оказался старец Феодосий, решение - и единственно возможное, чтобы продолжать служить Господу. Такой подвиг принял на себя в те годы и катакомбный Епископ Варнава (Беляев), знаменитый сейчас духовный писатель, да и вообще очень многие исповедники Православия. Это позволяло им не просто выжить в тяжелейших условиях советских концлагерей, но и открыто проповедовать Христа среди заключенных. В Минеральных Водах о. Феодосий служил уже тайно, в Катакомбной Церкви. На богослужениях поминал Святителя Иосифа Петроградского и отвергал беззаконный красный Синод Сергия Страгородского.

В домике старца одна комната была жилая, а в другой помещалась тайная домовая церковь. В своей церкви "дедушка Кузюка" превращался в строгого старца и благостного отца.

Тайно каждый день он служил Божественную Литургию, причащался сам и причащал своих духовных чад – катакомбных истинно-православных христиан.

Очень много подвижников МП сейчас почитается за истинных старцев и совершенно упускается из виду их каноническое положение в отношении к падшей иерархии. В основе спасения лежит, как говорит свят. Иоанн Златоуст, два условия: правая вера (куда входит и правильное каноническое положение)  и праведная жизнь.

Святитель Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями". 

Старцы МП, вели праведную жизнь, но состояли в общении с ересиархами поначалу сергианами, а после 1961г. и экуменистами. Они или не придавали этому значения , считая , что это «личные грехи иерархии» , или же сознательно закрывали глаза на беззакония священноначалия , что делает их еще более ответственными за это. В числе таких подвижников,  «расцвета» старчества в МП мы можем назвать Глинских старцев, три из которых (Серафим, Андроник и Серафим)  были православными, но состояли в общении и признавали власть сергианской и экуменической иерархии. А четвертый из них, Таврион, с симпатией относился к католицизму, служил и причащался вместе с изредка гостившим у него ксёндзом, с которым они годы провели в заключении, оправдывая это тем, что «наши земные перегородки до Неба не доходят».  К таким старцам относились Кукша Одесский (также пророчествовавший о падении МП), Серафим Тяпочкин, Николай Гурьянов (по рассказам почитателей бывший тайным епископом, но непонятно каким образом совмещавший это с должностью настоятеля прихода МП),  Иоанн Крестьянкин, который по свидетельству иконописца архим. Зинона, также сослужил католикам и причащался с ними,  Кирилл Павлов. Старцы новейшего периода истории МП , такие как Власий Перегонцев, Илий Ноздрин , Иона Игнатенко и другие уже совершенно не обращали внимания на какие-либо ереси , перейдя на самоуспокоительную  формулу «знай себя и будет с тебя» . Духовные дети этих старцев сейчас наполнили епископат МП. Отдельно стоит сказать об одном из самых активных борцов изнутри с "еретикам" МП, старце Рафаиле (Берестове). Им самим (или людьми его окружавшими) была выдвинута теория  борьбы с глобализацией, как главной проблемой на пути спасения. Но однако сам старец имел те самые документы и номера , против которых призывал бороться. Относительно экуменизма он высказывался осуждающие, но призывал оставаться внутри МП, сам периодически прекращая (и снова начиная) поминать еретическое священноначалие. Главной идеей этого старца была борьба с еретиками и глобализацией, административно находясь в составе экуменических организаций.

кирилл рафаил наум илий труханов иоанн кочура

гурьянов

чкин

амвросий

дудко

самсон

Итак, начав с раскола от Истинной Церкви, которая ушла в катакомбы и за границу, старчество МП постепенно от сергианства, хотя и разоблаченной   Исповедниками, но непонятной многим ереси, перешло  к ереси экуменической, принимая ее или покрывая ее адептов и состоя с ними в общении.

Могут возразить, что старцы совершали чудеса, были прозорливы, исцеляли болезни.

Но, по свидетельству св. преп.  Антония Великого, мы знаем, что « ...Не должно тщеславиться благодатною силою изгнания бесов, не должно превозноситься благодатным даром исцеления болезней. Не заслуживает удивления тот, кто изгоняет бесов, ни презрения тот, кто не изгоняет. Желающий правильно рассуждать об иноке, да исследуем образ подвига его. Совершение знамений есть дело Спасителя, а не наше: почему Он и сказал ученикам Своим: О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтесь же яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. 10,20). То, что имена наши написаны на небесех, служит свидетельством нашей добродетели и богоугодной жизни, а сила изгнания бесов есть дар Спасителя. По этой причине славившимся чудотворением, а не добродетелию, и говорившим: Господи, Господи! не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? отвечал: Аминь глаголю вам: не вем вас (Матф. 7,22-23). Не ведает Господь путей, которыми идут нечестивые. Должно непрестанно молиться, как я уже сказал, о получении дара рассуждения духов, чтоб не вверяться всякому духу (1 Иоанн. 4,1), как научает нас Писание". (8)

Очевидно, что в наше время  главной добродетелью (помимо всех прочих) должно быть сохранение веры и правильного канонического положения.

 Но старчество МП как раз  эту добродетель воспринимает искаженно, в соответствии с той прелестью, которой оно объято.

Возможно ли такое, чтобы одновременно и чудеса творить и погрешать против веры?

Приведем еще примеры из творений св. отцов.

В «слове о смерти» свят. Игнатия Брянчанинова читаем: « ...Преподобный Даниил Скитский повествует о некотором старце весьма строгой жизни, жившем в нижнем Египте, что он говорил по неведению: "Мельхиседек, царь Салимский, упоминаемый в бытейской книге (Бытие 14,18), есть Сын Божий". Это было передано блаженному Кириллу  Александрийскому. Кирилл пригласил к себе старца, который совершал знамения и которому Бог открывал то, о чем просил старец. Архиепископ поступил очень благоразумно. Он сказал старцу: "Авва! помолись за меня. Один помысл говорит мне, что Мельхиседек есть Сын Божий, а другой помысл говорит: нет! он человек и архиерей Божий. Я колеблюсь, которому из этих помыслов поверить. По этой причине и пригласил тебя. Помолись Богу, чтоб Бог возвестил тебе это откровением". Старец, уповая на свое жительство, отвечал с решительностию: "Дай мне сроку на три дня: я попрошу Бога об этом, и возвещу тебе, кто Мелхиседек". По прошествии трех дней, старец пришел к архиепископу, и говорит ему: "Мелхиседек - человек". Архиепископ отвечал: "Как ты это узнал, отец?" Старец: "Бог показал мне всех патриархов, от Адама до Мелхиседека. При этом Ангел сказал мне: вот Мелхиседек. Будь уверен, что это так". Возвратившись в келлию, старец уже сам собою проповедовал всем, что Мелхиседек человек, а не Сын Божий. Святый Кирилл возрадовался о спасении брата, который, - несмотря на то, что совершал знамения и получал откровения от Бога, был в общении со святыми Ангелами и душами отшедших Святых, - погибал от усвоения себе богохульной мысли, не понимая своего душевнаго бедствия.

Подобное случилось с некоторым святым пресвитером первых веков христианства. По причине чистоты и незлобия он, при служении Божественной Литургии, постоянно сподоблялся видеть Ангела, который стоял близ его. Посетил пресвитера странник-диакон. Пресвитер предложил диакону совершить безкровное жертвоприношение. Когда они начали священнодействовать, диакон заметил пресвитеру, что он при молитвах произносит слова, в которых заключается еретическое богохульство. Поразило пресвитера замечание. Он обратился к Ангелу, который тут присутствовал, и спросил его: "справедливы ли слова диакона?" Ангел отвечал: "справедливы". - "Почему же, - возразил пресвитер, - ты, находясь при мне, столько времени, не сказал мне этого?" - "Богу угодно, - отвечал Ангел, - чтоб человеки наставлялись человеками". Постоянное общение с Ангелом не препятствовало святому коснеть в погибельном заблуждении.» (9).

 Из книги преп. Кассиана Римлянина:

В египетской стране, соблюдается такой обычай, что после дня Богоявления александрийский первосвященник рассылал послания по всем церквам Египта, в которых с назначением дня Пасхи он поместил длинное рассуждение против нелепой ереси антропоморфистов. Это почти всеми монахами, обитавшими по всему Египту, по ошибке от простоты было принято с таким огорчением, что большая часть старцев всего братства определила отвращаться упомянутого епископа, как зараженного весьма важной ересью. Наконец и теми, которые обитали в скитской пустыне и которые совершенством и познаниями превосходили всех, живших в египетских монастырях, это послание было отвергнуто, так что кроме аввы Пафнутия, пресвитера нашего общества, никто из прочих пресвитеров, бывших в той же пустыне настоятелями над другими тремя церквами, вовсе не позволял ни читать, ни объявлять на своих собраниях. Среди державшихся этого заблуждения был старец древней строгости в воздержании и в деятельной жизни, во всем совершенный, по имени Серапион. Он по неучености, вопреки всем, содержащим истинную веру, столько погрешал во мнении о вышесказанном догмате, сколько заслугами жизни и летами превосходил почти всех монахов. Он после многих увещеваний святого пресвитера Пафнутия не смог стать на стезю правой веры, оттого что это мнение казалось ему новизною, которой предки не открывали и не передали. В то время случилось, что один диакон, именем Фотий, муж высокой учености, пришел из Каппадокии. Блаженный Пафнутий, приняв его, для утверждения веры, изложенной в письмах епископа, при всех братьях стал спрашивать: кафолические церкви всего Востока как толкуют то, что говорится в книге Бытия: сотворим человека по образу и по подобию Нашему (Быт 1, 26)? Когда он объяснил, что все Церкви понимают образ Божий и подобие не в простом буквальном, а духовном смысле, многими свидетельствами Св. Писания доказывал, что к неизмеримому, необъятному и невидимому величию неприложимо что-либо такое, что может быть изображено в человеческом составе и подобии, потому что Бог имеет бестелесную, несложную, простую природу, которую нельзя как глазами видеть, так и умом объять; то старец, тронувшись многими и сильными доказательствами ученого мужа, склонился к вере, кафолическому преданию. Когда беспредельная радость наполнила авву Пафнутия и нас всех по случаю этого согласия его, а именно, что такому древнему мужу, совершенному в стольких добродетелях, погрешавшему по одной неучености и простоте, Бог не позволил до конца уклоняться от стези правой веры, и когда мы, встав для возблагодарения, вместе изливали молитвы Господу, то старец в молитве смутился духом оттого, что почувствовал, как из сердца его исчез тот образ божества антропоморфистов, который он привык представлять себе в молитве, так что вдруг горько заплакал, часто всхлипывая и повергшись на землю, с сильным воплем восклицал: "о, несчастный я! отняли у меня Бога моего; кого теперь держаться, не имею, или кому кланяться и молиться, уже не знаю". После этого спросили авву Исаака, как могло так случиться, что Серапион по неведению не только совершенно погубил столько трудов, которые похвально совершал пятьдесят лет в этой пустыне, но и подвергся опасности вечной смерти.

Авва ответил:  « Не нужно удивляться тому, что человек простейший, никогда не учившийся пониманию сущности и природы Божества, по невежеству мог до сих пор удержаться в привычке древнего заблуждения или обольщаться, а, вернее сказать, закоснеть в прежнем заблуждении, которое разносится не новым обольщением демонов, как вы думаете, а познанием древнего язычества. По привычке к тому заблуждению, по которому почитали демонов, представляемых в образе людей, и ныне также думают, что необъятное и неизреченное величие истинного Божества надо почитать под каким-нибудь начертанным образом, который, стоя на молитве, постоянно умоляли и всегда держали перед глазами. Это заблуждение по неискушенности или невежеству привилось и в душах тех, которые никогда не были осквернены языческим суеверием, так что ересь антропоморфистов произошла от превратного толкования, и поэтому с упорным извращением настаивают, что безмерное и простое существо Божие сложилось с нашими чертами, в образе человеческом. Но кто наставлен в православных догматах, тот отвращается этого, как языческого богохульства, и таким образом достигает такой чистоты молитвы, что не представляет в уме никакого видимого изображения Божества или телесного Его очертания». (10)

Здесь видно, что подвижник Серапион имел неправильный образ молитвы, представляя в уме человеческий образ Бога, а также сугубый телесный подвиг без рассуждения, что привело его в состояние прелести и ереси. Также отметим, что большая часть египетского монашества в тот момент держалась ереси.

  Также и в «Луге Духовном» читаем: 

Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, из страны Дора, по имени Феофан, спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: «Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. He будь этого – я бы остался навсегда с тобой»! Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился ко святой кафолической и апостольской Церкви.

– Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.

– Отче, – возражал брат, – да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. He знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная. Старец радостно выслушал слова брата.

– Оставайся в моей келье, – сказал он. – Я имею упование на Бога, что Он по Своему милосердию откроет тебе истину.

И оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: «Поди, и познай истину»! И взяв его, ведет в место мрачное, смрадное и испускающее пламя и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: «Вот это место уготовано еретикам, и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следуют их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к св. кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадет в это место». При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к св. кафолической апостольской Церкви. Оставшись к Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. Отметим, что брат  этот всего лишь состоял в общении с еретиками.

Явление Пресвятой Богородицы  другому Св. Кириаку Отшельнику.  «Однажды я увидел во сне, что за дверями моей келии стоит светозарная, прекраснейшая Дева, одетая в багряницу, и с нею два светолепных мужа. И узнал я, что это – Владычица наша, Пречистая Дева Богородица, а находящиеся с Ней мужи – святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов Тотчас же я вышел из моей келии и, поклонившись, умолял Ее, дабы Она вошла ко мне и благословила мою келию, но Она не желала. Я в продолжение долгого времени умолял Ее, говоря: «Владычица! Пусть не удалится от Тебя уничиженным и посрамленным раб Твой». И много других молений произнес я перед Нею. Тогда, видя мое прилежное моление, Она ответила мне:

–Ты имеешь в своей келии Моего врага, как же можешь высказывать после того пожелание, чтобы Я вошла к тебе?

С такими словами Она удалилась. Пробудившись от сна, я стал плакать и скорбеть, размышляя, – не согрешил ли я чем-нибудь перед Пречистою Девою в своих мыслях; ибо другого, кроме меня одного, никого не было в моей келии. Подробно исследовав себя, я не нашел ничего, чем бы я мог согрешить перед Нею. Видя, что скорбь снедает меня, я, дабы, хотя немного развлечься среди печали моей, взял почитать книгу. То была книга блаженного Иерусалимского пресвитера Исихия, которую я попросил у него на время. Прочитав книгу, я увидел в конце ее два слова нечестивого Нестория и, таким образом, познал, какой именно враг Пресвятой Владычицы был у меня в келии. Тогда, встав, я понес книгу к тому, кто дал мне ее и сказал ему:

– Брат, возьми твою книгу; я не столько получил от нее пользы, сколько вреда.

Он спросил меня, чем книга его причинила мне вред, а не пользу. И я рассказал ему о бывшем мне видении. Тогда он, исполнившись божественной ревности, вырезал из книги два слова Нестория и сжег их в огне, со словами: «Пускай не остается в моей келии враг Владычицы нашей – Богородицы и Приснодевы Марии».(11)   Поучение о том, как хранили себя св. отцы от даже малейшего присутствия ереси.

 Из этих примеров мы можем видеть, что при подвижнической и даже святой жизни, когда совершаются знамения и чудеса и пророчества, можно одновременно пасть в ересь или быть обманутым еретиками, вступив с ними в общение. Собственно, почему примеры этих старцев так популярны в среде МП, главным образом среди людей имеющих поверхностные понятия о Христианстве, но довольствующихся только внешними формами? Потому что в книгах созданы образы СВЯТЫХ, которым от Бога было, якобы, все открыто. А коль скоро такой старец никак не реагировал на канонические преступления высшей иерархии , то значит  это и не имело какого-либо значения. Здесь создался опасный прецедент, когда каноническая сторона дела сознательно затушевывается, а на первый план выставляется "чудотворная" сторона подвижника, как главное условие его прославления, что как раз выгодно именно еретиками мифотворцам  для удобнейшего увлечения в свои сети неопытных новоначальных христиан.

Старцы МП, оправдывая или просто НЕ возражая против сергианства и экуменизма, ересей не менее, если не более страшных, чем древние ереси, (первая хулит догмат Церкви в том, что Она хранима самим Господом Иисусом Христом и предполагает договор с антихристом о сохранении администрации), а вторая св. отцами современности названа ВСЕЕРЕСЬЮ (т.е. включающая в себе все ереси), по простоте погрешили против Истины и Церкви, чем невольно ввели в заблуждение миллионы душ. При падении авторитета сергианской и экуменической иерархии МП, авторитет старцев остался последним аргументом в деле защиты тезиса о том, что в МП «не все потеряно и есть благодать, потому что там были чудотворцы-старцы» и мы видим, что такие вещи, попущением Божиим могут, к сожалению, существовать. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для успешного противостояния соблазнам мира сего в наше время недостаточно личного подвижничества, но нужно еще и каноническое сознание, которое при правильном смиренном душевном устроении и помощи Божией удержит христианина на верном пути ко спасению. Именно такими качествами обладал свят. Иоанн Шанхайский, когда не поддался обольщению пытавшихся обмануть его видимой «законностью» выборов советского патриарха Алексия (Симанского).

  Вспомнит ли кто из современных старцев пример св. Антония Великого, покидавшего свою пустыню ради утверждения православия против арианства? Последует ли кто из них за св. Максимом Исповедником, сказавшим что « если и вся Вселенная причастится с патриархом-еретиком, я один не причащусь с ним»?  Устрашится ли кто из  них слов Преподобного Феодора Студита, который  учил: "Не только неверных еретиков... забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними"?

Вразумится ли кто наставлением св. Иосифа Волоцкого о том, что "Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели"?

Это знает только Господь, не хотящий смерти грешника, но желающий привести его в разум Истины.

Мы же, чада Русской Зарубежной Церкви, должны строго следовать учению св. отцов Древней и Российской Церкви и наших великих старцев—святителей - Иоанна Шанхайского и Филарета Нью-Йоркского, которые оставили нам верный путь ко спасению, оградив от прелести, ересей и расколов, и показав образец святости.

Их же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Аминь.

Источники :

  1. св. прп. Нектарий Оптинский . http://www.eshatologia.org/838-ieroshimonah-nektariy-posledniy-optinskiy-starets.html

2.Старец схиархимандрит Севастиан Карагандинский http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Karagandinskij/karagandinskij-starets-prepodobnyj-sevastian/ , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD)

3.Катакомбный схиепископ Петр исповедник. http://true-orthodox.narod.ru/library/story/biograf2.html , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_(%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD)

  1. Старец схиархимандрит Серафим Томин . http://www.pravmir.ru/rozhdennyj-byt-monaxom-pamyati-sxiarximandrita-serafima-tomina/
  2. Старец схиархимандрит Лаврентий Черниговский . http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606 , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  3. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. http://www.mylektsii.ru/10-55706.html , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  4. Св. Прп. Феодосий Кавказский http://true-orthodox.narod.ru/library/story/kashin.html
  5. «Слово о Смерти» . Собрание сочинений свт. Игнатия Брянчанинова , т.3.
  6. «Слово о Смерти» . Собрание сочинений свт. Игнатия Брянчанинова , т.3.
  7. св. прп. Иоанн Кассиан Римлянин . «Собеседования» .

 http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/10_3

11.блж. Иоанн Мосх «Луг Духовный» .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/

Нравится