Священник Александр Липин. Поминовение живых и умерших на Проскомидии. История. Современный взгляд на данный вопрос. | Московские прихожане храма Новомучеников и Исповедников Российских читают, принимают к сведению…

Священник Александр Липин. Поминовение живых и умерших на Проскомидии. История. Современный взгляд на данный вопрос.

Доклад к епархиальному собранию Вологодской епархии РПЦЗ. 

Содержание :

- Предисловие.

- Вступление.

- часть 1-я История Проскомидии.

- часть 2-я Современный взгляд на данный вопрос.

- Заключение.

Предисловие.

Дорогие, Владыка, братия сослужители.

Каждый из нас, безусловно прекрасно понимает важность поминовения на Проскомидии ныне живущих и прежде почивших в лоне Православной Церкви ее духовных чад, грехи которых на каждой Божественной Литургии омываются Кровию Христа Бога нашего, при погружении частиц в святой Потир со словами : " Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною, молитвами святых Твоих." (см. Служебник).

Но, если прежде, до разрушения Российской Империи, не стоял вопрос о том, кого можно поминать во время Проскомидии, так как Церковь была едина, а все православные, участвовавшие в Ее Таинствах, в частности в Божественной Евхаристии, были членами одного Тела Христова, и именовались - верными. То теперь, в период разделения Церквей и господства всеереси экуменизма, в вопросе поминовения на Проскомидии мы не можем руководствоваться только практикой дореволюционной Русской Церкви, но должны выяснить для себя, кого из христиан окружающих нас, и именующих себя "православными", мы можем поминать на Проскомидии, а кого - нет.

Но прежде чем в плотную подойти к этому важному, на мой взгляд, вопросу, необходимо немного освежить в нашей памяти некоторые моменты связанные с Проскомидией.  Итак, приступим.

Вступление.

До освещения основных вопросов, заданной нами темы, необходимо привести понятие о Проскомидии и ее смысле.

Вот, что говорит нам об этом Православный Катехизис, составленный святителем Филаретом Дроздовым:

«Вопрос: Что означает слово Проскомидия?

Отчет:  Слово «проскомидия» означает «принесение».

Вопрос: Почему первая часть Литургии называется Проскомидией?

Ответ: Первая часть литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение.

Вопрос: В чем состоит смысл Проскомидии?

Ответ: Проскомидия как часть литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к Рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд.  При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь:  святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения." (см. Православный Катехизис, глава " о Причащении").

Исходя из определения святителя Филарета, весьма ясно следует, что Проскомидия - это приношение, где из просфоры приготовляется часть необходимая для совершения Таинства Евхаристии, а так же священнослужителем поминается вся Церковь, в том числе живые и умершие.

Часть 1. История Проскомидии.

Но не всегда Проскомидия была такой, какой мы знаем ее в современном виде. Древнее Приношение весьма отличалось от установленного в нашем Богослужении.

Достаточно подробно и весьма доступно исторический процесс видоизменения Проскомидии изложил в своем труде именуемом " Евхаристия", профессор архимандрит Киприан Керн.

Вот что он пишет об этом: «Конечно, не следует думать, что древняя проскомидия совершалась по тому сложному чину, который установился в Византийских литургиях теперь. На дискосе, конечно, не полагались все те частицы, кроме Агнца, которые все вместе символически изображают, с одной стороны, Рождество Христово в яслях вифлеемских, a c другой — Церковь, и земную, воинствующую, и небесную, торжествующую, прославленную в Царствии Божием».

Благодаря даже тем скудным рукописным памятникам довольно позднего времени, которыми мы обладаем, можно восстановить хотя бы приблизительную картину постепенного усложнения этого литургического чина.

Сначала на дискос полагается нетронутый хлеб, никакого Агнца не вынимается. Преломление этого хлеба имеет место в самом конце анафоры, т. е. перед актом причащения. Можно думать, что вплоть до 11 - 12 века такое положение остается неизменным. B том древнем виде едва ли было что-либо иное в составе проскомидии, кроме «молитвы предложения». Это или заимствованная из литургии апостола Иакова молитва «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему мiру...», или же из литургии апостола Марка: «Господи Боже наш, предложивый Себя Самаго, как непорочнаго Агнца...» и бывшая в некоторых списках Златоустовой литургии.

Можно предположить, по мнению Петровского, что само произнесение слов пророчества Исайи «Яко Овча на заколение...» ведет свое происхождение из практики Александрийской Церкви. Проскомидия есть воспоминание искупительного подвига Господа.

B толковании на Литургию Патр. Германа и y Николая Кавасилы уже имеется упоминание некоторых известных нам действий, a именно: копием начертывается крест по верху просфоры, вынимается Агнец и пр. Списки 14-15 веков. усложняют этот акт словами «В воспоминание Господа...» надрезыванием крестообразно вынутого Агнца и более сложного полагания его на дискос. Это и утвердилось в практике Церкви. Рукописные служебники ХIV—ХV веков вносят прободение Агнца со словами: «Един от воин...»

Что касается внесения в состав Проскомидии и других просфор, кроме агничной, определения числа их, назначения и всех действий, с ними связанных, то и тут история знает немало перемен. He сразу установилось то, что утверждено в современной нам литургической практике. Трудно установить время вхождения в проскомидию этих дополнительных просфор (кроме агничной). Назначение их таково в это время: две — поминальные, для живых и усопших, и третья в честь дневного святого. Устойчивости здесь не было. Приношения за живых и усопших являются случайными: они могут быть, a могут и не быть; от этого варьируется количество просфор. Бывала иногда просфора специально за здравие того лица, за которое совершается Литургия. B царских монастырях присоединялись иногда просфоры за здравие или за упокой Царя или того или иного члена царствующего дома. Наличие этих поминальных просфор стоит в связи с чтением диптихов на Литургии.

Тут следует указать, что наряду с поминовением на проскомидии живых и усопших и с внесением в чин ее особых просфор для этих лиц появляется в этом чине и поминовение святых. Диптихи древней Церкви включали в свой состав имена не только простых мiрян и членов клира скончавшихся, но также и прославленных святых, и их именно на первом месте. Искупительные Страдания Агнца Божия распространяются на всех верных, и поэтому естественно включить в состав проскомидийного действа имена всех тех, на которых эти Страдания распространяются. Но если в поминовении живых и усопших Церковь могла руководствоваться желанием приносящих свои дары к алтарю, и иногда могли быть эти приношения за живых и скончавшихся, a иногда их могло и не быть, то в отношении прославленных святых Церковь не могла ставить это поминовение в зависимость от личного желания тех или иных лиц.

Поэтому, раз литургическая практика пришла к выводу о необходимости внесения в состав проскомидии имен святых, то и надо было строго регламентировать эти имена, их порядок и число.

Как выясняет историческое исследование, образцом для этого поминовения послужила так называемая «ходатайственная молитва» (intercessio) в евхаристическом каноне. По древней практике, рассмотренных нами литургий различных фамилий, в этой ходатайственной молитве Церковь прибегает при принесении своей евхаристической Жертвы к молитвенному предстательству Божией Матери, Иоанна Предтечи, святого дня и разных чинов святых, по определенному порядку. Порядок проскомидийного поминовения повторяет в данном случае ходатайственную молитву. Древнейшие памятники такой усложненной проскомидии мы находим в рукописных Кормчих XII и XIII веков. Β них уже предписано поминовение Божией Матери, святых, живых и усопших. Время вносит все большие уточнения чинов святых и увеличение числа их.

Рукописный чин XIV века (так называемый Афоно-Есфигменовский Илитарий 1306 г.) содержит уже очень подробный порядок, включающий Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников, преподобных мужей и жен, a за ними живых и усопших христиан и, наконец, самих священнодействующих.

Ходатайственная молитва является, таким образом, прототипом как в общем плане проскомидийного поминовения, так и в частностях, выражениях и проч. Появляется поминовение бесплотных сил, вышедшее из употребления в нaшей славянской практике, но сохранившееся, y греков; кое-где поминается «сила Честнаго и Животворящаго Креста». Влияние Поместных Церквей усиливается то в том, то в другом чине святых: иерусалимская практика вводит своих палестинских святых, в частности, святого Иакова, брата Господня, и преподобных Савву, Евфимия, Харитона, Илариона, Феодосия и т. д. Царские монастыри вносят свои имена, поминаются ктиторы данной обители и т. д.

Все это повлияло на число проскомидийных просфор. Начав с одной, агничной, оно стало увеличиваться в зависимости от внесения поминовения того или иного разряда лиц. Число просфор не сразу и не повсюду установилось. Оно варьируется от трех до пяти, иногда поднимается до шести и даже семи. От установившегося в настоящее время числа пяти просфор увеличение происходит при выделении из общего поминовения живых особого поминовения епископата и священства на отдельной просфоре. Седьмая просфора появилась при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной.
Вот каковы в общих чертах условия исторического развития чина проскомидии, выделившие его из состава литургии и с того места, которое он занимал вначале, в особое последование, совершающееся до Литургии и совершенно отдельно от участия в нем мирян." (см. "Евхаристия" арх. Киприан Керн, стр.134-137.). Таким образом мы видим, что поминовение живых и усопших членов Церкви является весьма поздним усложнением Проскомидии, и относиться примерно к 12 - 13 веку. Но несмотря на это, такое поминовение прочно укореняется в практике Восточной Церкви и становится неотъемлемой частью Литургической жизни Церкви.

Часть 2. Современный взгляд на поминовение живых и умерших.

Прежде чем погрузиться мыслью в рассуждения о современном аспекте поминовения живых и усопших на Проскомидии, откроем книгу "Новая скрижаль" и прочтем следующее: "О приношении прочих частиц, т.е. за живых и умерших, Симеон Солунский в той же главе говорит: «затем иерей приносит и прочие частицы, сначала за архиерея, как первого в священном чине, потом о всем священном чине, всенародно совершающем таинства, потом за верных царей, защищающих благочестие и спасение подданных, и наконец о христолюбивом народе и верных, православно скончавшихся. И частицы эти, вынутые как за живых, так и за умерших, полагает внизу священного хлеба, как дары, принесенные от нас смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих великой милости Божией. " (см. " Новая скрижаль ", гл.1, § 40.).

Из приведенных в " Новой скрижали" слов, сказанных святителем Симеоном, ясно следует, что частицы вынимаются только за верных, как за живых, так и за умерших. Такого мнения придерживалась вся Восточная Церковь вплоть до недавнего времени. В современной же обстановке, в связи с господством ереси экуменизма в так называемом "официальном православии", мнения священнослужителей нашей Церкви ( с которыми мне приходилось беседовать по данному вопросу ) весьма различны. И, если касаемо поминовения ныне живущих православных, ( за редким исключением, как правило перешедших к нам из Московской Патриархии - далее МП - клириков), все единомысленны в том, что вынимать ,частицы можно только за верных и находящихся с нами в Евхаристическом общении, то касательно поминовения усопших мнения расходятся.

Хочу озвучить свою позицию по данному вопросу.

Конечно, в сложившейся непростой церковной ситуации, порою сложно понять насколько правильную церковную жизнь вел тот или иной усопший. Тем более если он жил во времена советской власти, когда Вера и Истинная Церковь подвергались гонениям.

Так же невозможно с достоверностью определить степень веры многих людей о которых мы знаем в лучшем случае на основании рассказов родственников или знакомых. Как раз к такого рода усопшим, по-моему, возможно применение экономии и, после прочтения священником разрешительной молитвы, поминовение их на ряду с преждепочившими верными, (конечно если доподлинно известно о их православном крещении), оставляя последний суд над таковыми Богу, Единому знающему тайны человеческих душ.

Касательно же умерших в ереси, например в лоне исповедующей ересь экуменизма МП, приведу правила Святого исповедника Феодора Студита:

"О том же предмете, о котором ты упомянул, т.е. о поминовении такого-то, ты должен сам по себе знать, что если имевший прежде общение с ересью по страху человеческому, покается при смерти, приняв, например, епитимию от кого-нибудь и таким образом, вступив в общение с православными и в этом состоянии скончается, то, естественно, поместить его в помянниках православных, так как благий Бог наш, по человеколюбию, принимает кающегося и в самый последний час, и там судит его. Потому, если так было, то не запрещается совершать Литургию по нем пред Богом. Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не успел причаститься Тела и Крови Господней, – тот же хлеб – еретический не есть Тело Христово, – то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было делать собрание по нем, т.е. служить Литургию, – ибо божественное не может быть обращаемо в шутку, – дабы молящийся о нем не услышал: просите и не приемлете, зане зле просите (Иак. 4:3). Другого ничего не имею сказать, сколько могу понимать истину. Кое общение свету ко тьме (2 Кор. 6:14)? Не может быть помещаем между православными не имевший общения с православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он, застигнут, там и будет, судим, и с каким напутствием отошел в жизнь вечную, так и будет считаться" (Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита. Письмо 198. К Дорофею сыну, стр. 596).

В ином письме, посвященном рассмотрению нескольких вопросов, преподобный отец пишет:

«Вопрос 1. О пресвитере, диаконе, чтеце, держащихся православного образа мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому: можно ли совершать о них божественное приношение, или всенощную, или молитву?

Ответ: Если они до смерти оставались в общении с еретиками, то нет; а если при исходе раскаялись и исповедали, что они были понуждаемы страхом, и, в-третьих, если приобщились православных Святых Таин, то позволительно совершать о них вышесказанное.»

«Вопрос 2. О монахах и монахинях, подобным образом скончавшихся в общении с еретиками?

Ответ: Вышесказанный ответ пусть соблюдается и относительно таких: равно, как и относительно мирян, мужчин, женщин и детей. Это сказано об умерших" (Там же, письмо 220. Разрешение различных вопросов, стр. 630-634).»

И еще:

«Вопрос 18. Об отце моем: следует ли поминать его на Литургии?

Ответ: Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-нибудь другой, обличенный в общении с ересью до смерти, он, как сказано в предыдущей главе, не должен быть поминаем на Литургии; а разве только каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни. Ибо как может тот, кто при жизни имел общение с еретиками и погребен в таком состоянии, быть внесен в помянники при священнодействии православных? Никак нет!»(Там же).

Сложно что-либо добавить к словам преподобного Феодора. Посему, как я полагаю, будет разумно применять в наше время в отношении к умершим в ереси те же правила, что были даны блаженнейшим отцом. Исключение, на мой взгляд, могут составлять лишь те случаи, когда принадлежность к МП (или иным организациям "официального православия") достоверно не известна. В таком или иных исключительных случаях, решение о поминовении умершего (например - родственника) на Проскомидии необходимо предоставить на рассмотрение правящего Архиерея.

Заключение.

Таким образом, дорогие собратия, нами был рассмотрен вопрос о поминовении живых и умерших на Проскомидии.

Несмотря на сложность данного вопроса, при рассмотрении его в современных условиях существования нашей Церкви, тем не менее, мне кажется, необходимо прилагать все усилия для приведения современной, зачастую разнящейся на наших приходах практики поминовения живых и усопших на Проскомидии, в единое святоотеческое русло. В чем да поможет нам Святая Троица, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых!

Аминь.

о. Александр (Липин)

Нравится